Возвращаясь к вопросу о никабе

Никаб - личное дело мусульманки, на не предписание ислама

Никаб - личное дело мусульманки, на не предписание ислама

Теги:





5
23 Мая (15 Зу-ль-када)

В последнее время все больше стран вводят запрет на ношение никабов, традиционной для некоторых мусульманских регионов женской одежды, скрывающей лицо. По мнению некоторых экспертов, это связано с общемировым трендом на повсеместное внедрение информационных систем, направленных на централизацию сведений о человеке, важным элементом которой является идентификация личности. 

Один из закономерных вопросов, который возникает в этой связи: не идут ли такие меры вразрез с канонами ислама? Ответ на него содержится в аятах Священного Корана и Сунне Пророка Мухаммада. Приведем лишь некоторые из них.

Как отмечает известный богослов, шейх Аль-Азхара, бывший Верховный муфтий Египта, доктор Мухаммад Сайид Тантави, форма целомудренной одежды конкретизируется следующей цитатой:

 «Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали долу глаза и оберегали свое целомудрие. Пусть не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны; пусть они прикрывают [головными] покрывалами вырез на груди…». (Коран, 24:31). Согласно тафсирам, отмечает ученый, под фразой, «за исключением тех, которые видны» подразумеваются лицо и кисти рук. 

Что касается покрытия лица, то, по общему мнению большинства исламских богословов, это является не религиозной обязанностью, а всего лишь личным выбором женщины, 

Так, шейх Али Гумаа (в прошлом также муфтий Египта), приводит высказывания имама Ибн Хазма и других авторитетных ученых. В труде «Аль-Мухалля» (3/218) Ибн Хазм пишет: «Если бы лицо было ауратом, его нужно было бы закрывать, и Пророк да благословит его Аллах и приветствует, не одобрил бы обнажать его в присутствии людей.

В хадисе от Джабира ибн Абдуллаха, продолжает Али Гумаа, приводятся слова Посланника Аллаха, обращенные к женщинам: «Подавайте милостыню, ибо поистине, большинство из вас является дровами ада». Тогда встала одна женщина с темными щеками (т.е. в них было изменение и чернота) и сказала: «Почему, о Посланник Аллаха?» Он ответил: «Потому что вы много жалуетесь и неблагодарны к своим мужьям». И они начали подавать милостыню из своих украшений, из серег и колец, бросая их в (расстеленную) одежду Биляла». 

Это указывает на то, что эта женщина не закрывала свое лицо, и что рассказчик хадиса видел это.

Имам Ибн Батталь сказал в «Шарх Аль-Бухари» («Толкование Аль-Бухари»): «Есть единогласное мнение, что женщине не следует молиться в никабе или в бурке, и это является самым ярким доказательством того, что ее лицо и кисти рук не являются ауратом. Именно поэтому дозволено смотреть на лицо женщины, когда видишь её.

Общепринятое мнение состоит в том, что никаб, закрывающий лицо, не является обязательным. Это учение большинства улемов ханафитских, маликитских и шафиитских мазхабов. Аль-Мардави заявил, что это правильное учение Ахмада и его сподвижников, а также учение Аль-Аузаи и Абу Саура и других ученых табиинов (праведных предшественников, последователей). Маликиты заявили, что одевать на женщину никаб – порицаемо, если это не соответствует обычаям народа её страны, и что это чрезмерность в религии.

Подтверждение того, что никаб является традицией, можно найти в словах Аишы, супруги Пророка. «Однажды Асма бинт Абу Бакр зашла к Посланнику Аллаха, да благословит Аллах его и его семью и приветствует, надев на себя одежду из тонкой ткани, и Пророк, да благословит Аллах его и его семью и приветствует, отвернулся от нее и сказал: «O Асма, поистине, когда женщина достигает возраста половой зрелости, у неё не должно быть видно ничего, кроме этого и этого, – и он показал на свое лицо и кисти рук». И хотя это хадис-мурсаль, но он подтвержден другими источниками. 

Примечательно, что единственный хадис, где Пророк говорит о никабе (во время прощального паломничества), касается запретов при облачении в ихрам – и никаб является одним из таких запретов. Это подтверждает то, что никаб был нерелигиозным одеянием, которое для ряда религиозных действий запрещалось. 

Резюмируя, уместно привести мнение авторитетного мусульманского богослова, шейха Мухаммада аль-Газали. В своей книге «Сунна Пророка с точки зрения мусульманских правоведов и хадисоведов» он пишет: «Те, кто выступает против раскрытия женского лица, придерживаются неубедительных доказательств. Их отношение к вопросам, касающимся женщин, представляет угрозу духовной, культурной и социальной целостность нации, изъеденной невежеством и искажением, обрекает женщин на морально-нравственную смерть».

Таким образом, можно констатировать, что никаб не является видом религиозного поклонения, а тем более обязанностью – фардом. Его ношение некоторыми женщинами во время пророка Мухаммада, мир ему и благословение, носило локальный характер, и нет ни одного свидетельства, чтобы Пророк призывал мусульман его использовать. 

Автор: Айдар Бариев

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Умар 23 Мая
Ответить

Имам ан-Навави (у. 676 г.х.) в «Минхаджу ат-толибин», с. 372 сказал: «Юноше, достигшему полового созревания, категорически запрещается смотреть на постороннюю женщину, включая ее лицо и кисти рук, даже если в этом нет опасения смуты». В комментарии к данным словам Имам аш-Ширбини (977 г.х.) в Мугни аль-мухтадж», 4/209 говорит: «И имам обосновал такое решение тем, что есть единогласие среди мусульман о запрете женщине выходить с открытым лицом, и также взор на лицо и кисти рук предполагает смуту и возникновение влечения и страсти, так как Всевышний Аллах сказал: {Скажи верующим, чтобы они опуск...
Читать дальше

Умар 23 Мая
Ответить

Российский Исламский Институт: Ахмад бин Мухаммад Абульхусейн аль-Кудури, Комментарии к «Мухтасар аль-Кудури» (учебное пособие), страница 104: [...] Границы тех частей тела женщины, которые она непременно должна скрывать от посторонних взоров следующие: если женщина свободна 112, то для того, чтобы её намаз была действительным, она должна скрывать от чужих взоров всё тело за исключением лица, кистей рук и ступней (это касается действительности намаза, но мусульманке нельзя открывать лицо перед тем, кто не является для неё махрамом 113) 114. 112 То есть не рабыня (примечание переводчика). 113 М...
Читать дальше

Умар 23 Мая
Ответить

Абу Бакр ибн Абдур-Рахман (умер в 94 г. х.) (да будет доволен им Аллах) — табиин, один из семи факихов Медины — сказал: كُلُّ شَيْءٍ مِنَ الْمَرْأَةِ عَوْرَةٌ حَتَّى ظُفُرُهَا Перевод: «Все тело женщины является ауратом, и даже ее ногти». (Ибн Аби Шейба, № 17712) Сподвижники, у которых учился Абу Бакр ибн Абдур-Рахман: Абдур-Рахман ибн Харис (его отец), Укба ибн Амр, Аммар ибн Ясир, Абу Хурайра, Асма бинт Аби Бакр, Умм Саляма, Аиша, Абдуллах ибн Хармаля (да будет доволен ими всеми Аллах).

Елена 23 Мая
Ответить

Дело не в шариате, а в том что докапываются до мусульманок. Почему не запрещают закрывать лицо омоновцам, ведь под масками может кто угодно скрываться. Если так пойдет и дальше то и хиджаб постараются запретить.

    Чабуреков 25 Мая
    Ответить

    Потому что омоновцы - чрезвычайно ранимые существа, как известно, их можно духовно-нравственно, а то и физически искалечить даже бумажным стаканчиком.

Яндекс.Метрика