О новом Заявлении муфтия Москвы Ильдара Аляутдинова

Муфтий Москвы Ильдар хазрят Аляутдинов опубликовал в своем блоге в ТГ заявление по никабу, в котором есть ответ и на наши материалы по этой теме. Он заявил, что «раскрывая положение никаба в Исламе, я высказал не только свое личное мнение, а мнение ученых традиционного Ислама… В России – это ханафитский и шафиитский мазхабы. Еще раз напомню, позиции четырех мазхабов едины относительно законности использования никаба. Мнения ученых по данному вопросу варьируются от нейтральности до обязательности, но никто из них никогда не заявлял о нежелательности никаба и тем более о запрете его ношения».

Здесь Ильдар-хазрят не совсем прав: мнение большинства суннитских ученых сводится к тому, что никаб вообще не имеет никакого отношения к религии ислама и потому находится вне рамок шариата. Это просто народный обычай в ряде южных стран. Причем, у кочевых народов в пустыне никабом пользуются и мужчины, закрываясь от мелкого песка – туареги, например. Исламской этике этот обычай сам по себе не противоречит, он нейтрален, мубах. 

Но мубах может быть использован и во благо, и во вред – это зависит от среды, практических сторон жизни и от целей. Сегодня во всем мире, и в мусульманских странах тоже, система общественной безопасности строится на необходимости идентифицировать личность человека – только так можно предупредить попадание террориста на самолет, поезд, в концертный зал, в супермаркет, где теракт приносит огромные жертвы и страдания. 

В центральной России пустыни нет, горячий песок в лицо никому не летит: для чего тут плотно закрывать своей лицо, не давая возможности установить личность человека, идущего в места массового скопления людей? Правоохранительные органы будут на каждом шагу останавливать мусульманку в никабе, и возникнет необходимость ей все равно показать свое лицо, чтобы сличить ее с фото в паспорте. Иначе никуда не уехать, ни устроиться на учебу, работу и т.д. 

Кроме того, в традициях мусульманских народов, живущих в России веками, традиции никаба не было. Мусульманки покрывали голову красивыми платками в соответствии с национальными традициями: татарскими, башкирскими, чеченскими, аварскими и т.д. Сегодня эти традиции нуждаются в сохранении, и если вместо этого вдруг безо всякой понятной причины пытаться навязать женщинам стиль одежды бедуинов, то это будет похоже скорее на попытку разрушения национальных традиций мусульманских народов в России, попытку подмены их какими-то инородными космополитическими символами.

Помимо этого, черные никабы зачастую используются во всем мире при совершении терактов, и у россиян, которые ранее никогда не видели своих сограждан-мусульманок в такой одежде, черный никаб вызывает подозрение в причастности мусульманок к международному терроризму, который ранее уже использовал этот символ. И это само по себе способствует росту напряженности в отношениях. – А кому от этого польза? Тем более, что это не религиозная одежда, а этническая традиция южных племен. 

Поэтому большинство современных улемов говорят о практической нецелесообразности никаба. Богословски его никто не может запретить, как полосатые халаты в Средней Азии или арабские чалмы или афганские рубахи. Но современных условиях светского государства в больших городах искусственный перенос этого обычая народов пустыни в Центральную Россию ничего, кроме вреда самим же мусульманкам, принести не может. И во многих мусульманских странах никаб не разрешается улемами по этому практическому принципу: Не навреди! Принцип шариата: избегать большего вреда, но в данном случае вреда и греха от неношения никаба никому из мусульманок никогда не было и нет, зато его искусственное внедрение там, где его раньше не было, приносит очевидный вред и мусульманкам, и возможности проповеди ислама в обществе, и добрососедским отношениях с соотечественниками – последователями других религий.

«ДУМ РФ не пропагандирует ношение никаба и считает, что в современном обществе более правильным будет сделать выбор в пользу традиционного хиджаба, соответствующего требованиям Ислама. К примеру, моя жена и дочь никаб не носят», – пишет ладее Ильдар-хазрят. И в этом мы с ним согласны. 

«Любому верующему тяжело принять факт запрета того, что не запретил Сам Всевышний». – Вот тут мы не можем согласиться с хазрятом. Речь идет не о богословском запрете какой-то национальной одежды, а об административном ограничении того, что препятствует установлению личности человека, чтобы была возможность выявить лиц, готовящих преступление, заранее и не допустить гибели людей. Религиозного значения никаб не имеет, поэтому это административное ограничение не ограничивает прав верующих, оно ограничивает всех людей только в одном: не позволяет скрывать свои лица. 

«Все наши опасения, – говорит хазрят, – были выдвинуты с целью не допустить раскола в обществе и антироссийской пропаганды со стороны западных стран, особенно ввиду тенденции укрепления международных отношений со странами Востока».

Да вот на Востоке-то улемы давно подняли вопрос об административном ограничении или запрете никабов, увязывая их ношение со стремлением подчеркнуть свою идейную общность с джихадистскими организациями. Поэтому мы предполагаем, что власти мусульманских стран скорее поддержат инициативу Фадеева, чем отстаивание позиций радикалов. Мы уже приводили цитаты больших ученых Ислама, опубликованных Домом фетв Египта в 2008 г. в книге «Никаб – это адат, а не шариат». И административных запретов на ношение никабов в арабских и в тюркских странах множество. 

Посмотрим, что скажут наши более опытные муфтии.

Автор: Айдар Бариев

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Умар 26 Мая
Ответить

Имам аль-Хатыб аш-Ширбини (умер в 977 г. х.) пишет в своей книге «Мугни аль-Мухтадж» (4/204): وَوَجَّهَهُ الْإِمَامُ بِاتِّفَاقِ الْمُسْلِمِينَ عَلَى مَنْعِ النِّسَاءِ مِنْ الْخُرُوجِ سَافِرَاتِ الْوُجُوهِ، وَبِأَنَّ النَّظَرَ مَظِنَّةٌ لِلْفِتْنَةِ وَمُحَرِّكٌ لِلشَّهْوَةِ، وَقَدْ قَالَ – تَعَالَى -: {قُلْ لِلْمُؤْمِنِينَ يَغُضُّوا مِنْ أَبْصَارِهِمْ} [النور: ٣٠] [النُّورُ] وَاللَّائِقُ بِمَحَاسِنِ الشَّرِيعَةِ سَدُّ الْبَابِ وَالْإِعْرَاضُ عَنْ تَفَاصِيلِ الْأَحْوَالِ كَالْخَلْوَةِ بِالْأَجْنَبِيَّةِ «Такиюддин ас-Субки сказал: “Поистине, согласно самому близкому к асхаб уль-вуджух мнению, л...
Читать дальше

    Доб 26 Мая
    Ответить

    Может оно все, конечно, и так. Но... У нас ислам светский, а не шариатский. Думаю, что если бы мусульманки себя не взрывали в черных никабах с криком Аллах Акбар проблем бы не было, но поскольку такое имело место быть, уж не обессудьте, но это вопрос безопасности. Я очень надеюсь, что этот запрет введут. И если кому-то это не понравится, он может покинуть государство Российское и уехать к себе домой, либо сменить место жительства на Аравийскую пустыню, где такая одежда будет смотреться оправданно

      Умар 26 Мая
      Ответить

      Мусульманки в никабах никого не взрывают, потому что в исламе женщина освобождена от джихада.

        Вадим 28 Мая
        Ответить

        Умар, все звучит красиво, но мировая практика показывает другое, прошу ознакомиться. А кто освобожден или нет, вы это уже своим детям расскажите если их не взорвут какие то существа в никабах, где нибудь в метро.

      ПутНик 28 Мая
      Ответить

      Вы хотите сказать, что в Аравийской пустыне все женщины с никабом и все террористки? ) Которые ходят и постоянно себя взрывают? ))) Что за бред! Вам МИД РФ доходчиво объяснил - связи между религиозной одеждой и терактами НЕТ! Теракты обычно осуществляют люди в обычной одежде - промониторьте!

        ПутНик 28 Мая
        Ответить

        Поправка, не МИД, а МВД

    Анна 27 Мая
    Ответить

    К чему эти выдержки? Вы живете по шариату в России или не живете в ней? В России главенствующее место занимают российские законы, с шариатом перемещайтесь в Афганистан как минимум, а здесь народ страны с имеющейся Конституцией!

      ПутНик 28 Мая
      Ответить

      Вот вам законы РФ: Правительство РФ заявило о принципиальном отказе ограничивать ношение религиозной одежды гражданами. В ответе на вопрос одного из депутатов Госдумы кабмин подчеркнул, что введение законодательных ограничений в данном вопросе может стать нарушением прав человека на свободу совести и свободу вероисповедания, передает РИА «Новости». Министры напомнили, что федеральный закон № 125-ФЗ запрещает любые формы дискриминации в зависимости от отношения к религии. «В связи с этим введение в законодательство Российской Федерации ограничений на ношение религиозной одежды может являться...
      Читать дальше

Умар 26 Мая
Ответить

Аль-Хатыб аш-Ширбини (умер в 977 г. х.) комментирует слова имама ан-Навави в книге «Мугни аль-Мухтадж» (4/209): وقال السبكي: إن الأقرب إلى صنع الأصحاب أن وجهها وكفيها عورة في النظر لا في الصلاة وإطلاقه الكبيرة يشمل العجوز التي لا تشتهى، وهو الأرجح في الشرح الصغير، وهو المعتمد «Имам обосновал это тем, что среди мусульман есть единогласие о запрете для женщины выходить с открытым лицом, а также тем, что взор (на лицо и кисти) предполагает смуту и побуждение к страсти, ибо Всевышний Аллах сказал: «Скажи верующим мужчинам, чтобы опускали взгляд». (сура Ан-Нур, аят 30) Поэтому для достижения шариат...
Читать дальше

Умар 26 Мая
Ответить

*Выдержки на арабском перепутаны — первая со второй.

Умар 26 Мая
Ответить

Я уверен на 100%, что автор статьи проиграет диспут с действительно опытными богословами, достаточно заглянуть в книги того же Ан-Навави, рахимахуЛлах.

    ПутНик 28 Мая
    Ответить

    По запросу "Айдар Бариев" не выходит никакой ни богослов, выходит участник соревнования по мини-футболу.

Умар 26 Мая
Ответить

Что вызывает крайне сильные подозрения из публикаций данного автора: отсутствие салаватов Пророку, салляллаху алейхи ва саллям; ссылок на основополагающие шариатские труды. Следовательно, пока нет причин думать, что эти статейки пишет мусульманин.

Елена 26 Мая
Ответить

"Одежда делает человека. Голые люди имеют малое или вообще нулевое влияние на общество" (Марк Твен). Когда в христианской традиции женщины разделись до трусов, надо сделать такими же и мусульманок, чтобы не казаться на их фоне нулем без палочки.

Умар 26 Мая
Ответить

Зачем тянуть? Сразу называйте Али Джуму — «муджтахидом». Тогда все вопросы отпадут сами собой, а автор наконец-то будет наедине со своей целевой аудиторией: депутатами из партии КПРФ.

    Искатель 30 Мая
    Ответить

    Интересно почему удалили мою коментарию про этот "ученый-богослов"-али ДЖУМЪА? Я сомневаюсь что он может быт суннитом... Вы посмотрите в интернете его прошиитские фетвы...

Умар 26 Мая
Ответить

Кроме того, автору статьи и его атташе, чтобы не провоцировать конфликтов, можно назвать свой ислам — «светский ислам», таким образом не причисляя себя Ахлю-Сунна валь-Джама'а и ни на что не претендуя среди «устаревших мусульман», до сих пор носящих «афганские кафтаны» (на самом деле этот предмет одежды называется камис, который является сунной) и тому подобные «ретро» вещи.

странник 26 Мая
Ответить

===Здесь Ильдар-хазрят не совсем прав: мнение большинства суннитских ученых сводится к тому, что никаб вообще не имеет никакого отношения к религии ислама и потому находится вне рамок шариата.====Похоже, муфтий Москвы неверно трактует Шариат.

Иса 26 Мая
Ответить

Ас Саламу алейкум, как не стыдно такую статью ставить?..

    Анна 27 Мая
    Ответить

    Как не стыдно тащить мусульман во вражеские лагеря, Кто-то очевидно за это получает вознаграждение

      ПутНик 28 Мая
      Ответить

      Вражеские лагеря - это те, кто сталкивает население и разжигает рознь! Вы в каком лагере?

Ахмад 26 Мая
Ответить

Ханафитский мазхаб Поздние ханафиты вполне определённо указывали, что при наличии канонической необходимости лицо необходимо закрывать. Так, например, Ибн ‘Абидин пишет: «Молодой женщине запрещается открывать лицо перед [посторонними] мужчинами не потому что оно является ауратом, а из-за опасений фитны (прелюбодеяния)». Современные ханафитские богословы говорят о желательности закрытия лица. Шафиитский мазхаб Основное мнение у шафиитов, что лицо является ауратом, без учета опасений фитны. Поэтому мусульманка обязана прикрывать его в присутствии посторонних мужчин,...
Читать дальше

Ильяс 26 Мая
Ответить

Статья просто ужасная. Вы чьи интересы обслуживаете?

Рифкать 27 Мая
Ответить

Самый простой вопрос женщины или девушка идущая в хиджабе она совершает грех? А девушка или женщина идущая в никабе боясь за грех что на неё посмотрят, но при этом без сопровождения разрешонного мужчины, да ещё в таком городе как Москва, летом, где не ткнёш глазами везде грех. Это ответ умникам, сначала надо научить женское население мусульман ходить в хиджабах, а не умничать в своих познания. А те которые которые хотят соблюдать Сунну наших матерей жён Пророка Мухаммада мир ему и благословение Аллаха, должны жить там где соблюдены все нормы Шариата. А не находиться в болоте, изображая себя чи...
Читать дальше

Кай 27 Мая
Ответить

А я вам так скажу этот человек является врагом в овечьей шкуре, если он активно топит за радикалов значит он один из них это факт!!!!!!!!

ПутНик 28 Мая
Ответить

Опять Бариев спорит с религиозными деятелями! Кто он вообще такой?

Яндекс.Метрика