Владимир Путин и будущее нового мира

Маджид ат-Турки

Вступление и слова, без которых нельзя обойтись

Я не скрываю, что с одобрением отношусь  к централизму  при осуществлении командных функций верховной власти. Он необходим для твердости курса и сбалансированности решений, но важно, чтобы он сочетался с плюрализмом, который требуется, чтобы обеспечивать обновление и разнообразие. Это две взаимодополняющие линии руководства, и это то, что я вижу в политических решениях России. Основываясь на таком понимании, я наблюдаю и анализирую фигуру ПУТИН на российской политической сцене и ее отражение на политической арене мирового масштаба по отношению  к самым горячим и животрепещущим вопросам.

Мне приходилось ранее высказываться в таком роде в нескольких телевизионных программах, где я утверждал, что централизм в принятии политических решений стратегического характера является одним из секретов совпадения позиций  Саудовской Аравии и России, отношения между которыми, разумеется, могут быть подвержены различным вызовам. Это же относится и к отношениям между Россией и другими странами Залива и в целом арабского мира и региона Ближнего Востока.

Как и куда движется мир?

Это острый вопрос, который касается и сегодняшнего времени, и нашего будущего. Он предполагает анализ факторов, влияющих на формирование международной обстановки: позитивных и негативных, действующих и потенциальных, тайных и явных, мирных и военных, экономических и политических. Не подлежит сомнению, что за происходящими событиями со всей их масштабностью и разнообразием  скрываются глобально действующие институты, как официальные, так  и скрытые, которые во многих случаях поддерживают, либо сводят на нет, либо порождают заново те или иные противоречия, причем такие, которые бывает трудно осмыслить и связать между собой, вписать в определенный контекст, раскрывающий суть происходящего на сцене и позволяющий предугадать, что будет дальше. Если взять период двух мировых войн (1914-1945 гг.), то несмотря на сложный характер происходящего, мы все же способны его осмыслить, «традиционные» взаимодействующие элементы можно  отследить, проанализировать, объяснить тенденцию их развития. Благодаря этому мы также наблюдали две очевидные международные силы: Организацию Варшавского договора и Североатлантический блок, которые вели борьбу за влияние в мировых делах. Это такое взаимодействие, которое ведется «с открытыми картами», несмотря на деятельность разведывательных организаций и их привычные методы работы, направленные на главенство среди соперничающих спецслужб.

В построении нового мира участвуют самые разные силы:

  • Шанхайская организация сотрудничества, созданная в 2015 г. как евразийская организация в области политики, экономики, международной безопасности и обороны. В ее состав входят Китай, Россия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан.
  • Экономический пояс Шелкового пути с его международными маршрутами, который приобрел особое значение после внесения в Конституцию КНР в 2017 г.
  • Межгосударственное Объединение БРИКС, включающее шестерку главных государств-членов: Бразилию, Россию, Индию, Китай, Южную Африку и присоединившиеся к ним, либо планирующие присоединиться  государства: Саудовскую Аравию, Египет, Аргентину, Иран, ОАЭ и другие, подавшие заявки на вступление.
  • ОПЕК+, крайне важная сила благодаря своему влиянию на тенденции мирового рынка энергоресурсов, обеспечение баланса между спросом и предложением и поддержание справедливой цены для производителей и потребителей, несмотря на колеблющуюся позицию ряда членов (всего из 23). Роль этой силы возрастет, если получится наладить аналогичный механизм по поставкам газа.

Чтобы все эти разнородные силы смогли играть действенную роль в установлении равновесия на мировой арене, они должны стать единой интегрированной системой, принимающей суверенные решения на высшем уровне, без чего их влияние останется ограниченным, нединамичным, рассеянным перед лицом стремительной и искусной тактики Запада, который продолжает умело использовать в своих интересах имеющиеся у него традиционные денежно-финансовые средства.

Названным выше действующим силам противостоят  следующие факторы и влияния:

  • Традиционные международные финансовые организации, подпитывающие западные интересы.
  • Гегемония доллара в мировой экономике, подкрепленная системой «СВИФТ».
  • Слабость международных организаций, таких, как ООН и Совет Безопасности, где играет  роль давление Запада, который либо направляет их деятельность в своих интересах, либо блокирует эффективное и справедливое выполнение ими своих функций.
  • Глобальные правовые институты, поддерживающие так называемые «западные ценности» с их культурной, социальной и религиозной повесткой.
  • Разобщенность сторонников альтернативных позиций, отсутствие взаимодействия между ними, их политического, экономического и военного единства, которое позволило бы им обрести равнозначную роль.
  • Скрытые опасения многих политических лидеров стран Ближнего Востока и Азии, которые придерживаются позиции  стороннего наблюдателя и воздерживаются от принятия решений, направленных на  открытое формулирование новой стратегии, оставаясь во многом под влиянием ориентирующихся на Запад внутренних сил.

Президент России Владимир Путин допустил стратегическую ошибку, когда поставил Россию в положение союзника Запада во главе с США по ряду вопросов, в том числе  кампании по борьбе с терроризмом после событий 11 сентября 2001 г.. чем была усилена гегемония «одного полюса». Президент Путин признал эту ошибку в ходе своих многочисленных комментариев по вопросам российско-украинского кризиса. Он откровенно заявил, что ошибочно доверял Западу, причем это бескорыстно оказанное доверие позволило Западу, прежде всего США, усилить свою роль по многим вопросам мирового развития от Запада до Востока и от Севера до Юга и укрепить свои позиции в области политики, экономики, и безопасности, в том числе информационной, связанной с двусторонними отношениями, и других областях. Принятие Россией повестки дня Запада привело к утрате необходимого международного баланса. Устремившись навстречу Западу и доверяя ему,  Россия утратила свою стержневую роль, которая позволяла регулировать ход мировых событий, вырабатывать тенденции,  противодействующие западным интересам. За двадцатилетие слепого доверия России (2000-2020 гг.) было утрачено многое:

  • Вопросы повестки международной жизни, бывшие в ее руках;
  • Общие интересы с географически близкими и далекими странами;
  • Вера со стороны развивающихся государств в предложенный стратегический курс;
  • Престиж международных организаций.

Сейчас Россия прилагает много усилий, чтобы восстановить  влияние, авторитет, доверие к себе и определенную степень лидерства в  обеспечении общих интересов.  Для этого России «следует сосредоточиться в себе», она как большой зверь должна развернуться перед броском, и этим отличается от западных стран с их тактикой лисы, которая с легкостью перепрыгивает с места на место.

Главной причиной дисбаланса в отношении России к Западу, дополненной верой в его искренность и в перспективы сотрудничества с ним стал тот факт, что при принятии политических решений не учитывался важный вопрос внутренней жизни, а именно: насколько   российская элита и в целом российское общество, в основе своей традиционное, приемлют либерально-демократические установки Запада, которые находятся в полном противоречии с нормами традиционного общественного уклада. Никакие слои российского общества не принимают западные либеральные принципы, особенно установки «нового либерализма».

Политика разумного прагматизма, которой следовал президент Путин для налаживания открытых отношений с Западом, не помогла ему завоевать доверие западных партнеров, стремящихся глубже внедрить в российское общество основополагающие либеральные установки. Для этого используются лозунги «политического плюрализма», «независимой оппозиции», «свободы информации», – традиционные инструменты западных спецслужб, которыми они воздействуют на умы людей в целях подрыва баланса общественных сил и усиления внутренних противоречий в своих собственных интересах и вопреки задачам укрепления национального единства того или иного государства.

Запад намеревался подталкивать президента Путина к дальнейшим и более активным шагам к подрыву принципа единоначалия в политическом руководстве, коллективистских основ общественной жизни путем создания независимых организаций в рамках так называемого «гражданского общества» с сохранением противоречий их интересов и целей , все это в сочетании с дальнейшим внедрением капиталистической экономики западного типа  и снижением потенциала государства через приватизацию структурообразующих отраслей  народного хозяйства, которые символизируют силу государства перед народом.

В этом месте хотел бы сделать паузу и привлечь внимание к ряду вводных положений, сформулированных в книгах и отдельных исследованиях и представляющихся нередко более важными, чем само их содержание, так как они раскрывают подлинный образ мыслей автора, его способность сформулировать подходы и отправные точки своих рассуждений. Именно это привлекло мое внимание в предисловии к книге «Россия Путина», которое дает возможность прояснить подходы президента Путина к руководству Россией после 2000 г., а также понять, в каких политических условиях происходил переход от «России Ельцина» к «России Путина» и уяснить суть текущих событий. Вот кратко сформулированная идея предисловия:

«Ельцин пытался совместить в себе два противоречивых начала: демократического лидера и кремлевского царя.  Однако общая усталость и болезни не позволили ему распорядиться властью и заниматься государственным строительством. Он перестал быть личностью, ведущей вечную борьбу за власть,  гегемонию и отпор  противникам, и совершил неожиданный шаг по передаче личной власти лицу, неизвестному в политической истории России. Для Владимира Путина это было как новогодний подарок. И хотя Ельцин был фигурой, умеющей бороться с противниками, в тот момент он стал неспособен к совершению перемен. Главная мысль автора книги заключается в том, что Ельцин не мог противостоять новым вызовам, стоящим перед Россией, к устранению препятствий на пути строительства современной России, которое требовало установления национального единства на новых основаниях.  Время и обстановка привели к уходу из власти, появилась «Россия Путина», она переживала унаследованные от Ельцина внутренние противоречия, перед ней возникали новые  внешние вызовы, которые вызрели в период расстройства и упадка. Стране понадобилось 24 года, чтобы дорасти до национального  самосознания  и понимания  средств его укрепления, к отказу от влияния и соблазнов западного мира, западных принципов политики и экономики и западных ценностей. 

7 мая 2024 года становится началом решающего этапа в формулировании и укреплении позиций России по отношению к западному миру в лице США и их союзников, в борьбе за влияние, защиту национальных интересов, построение основ нового мира. Те, кто наблюдал церемонию вступления Владимира Путина в должность президента на новый шестилетний срок (до 2030 г.) в единстве ее формы и внутреннего содержания, поймет, что Россия Путина делает новые бесповоротные шаги, к которым мир должен отнестись со всей серьезностью.

Здесь мы должны обратить внимание на слово «стабильность», которое президент произнес несколько раз, подчеркнув, что оно «не означает косность», но последовательное движение в соответствии с интересами России,  которая основывает свое отношение к происходящему в мире, исходя из того, что она есть «страна- цивилизация, объединенная… многонациональной культурой».

Согласно его словам, «…судьбу России мы будем определять сами, и только сами»… «вместе  с партнерами мы продолжим работу  по формированию многополярного миропорядка», и такие слова означают взятие на себя серьезных обязательств и неуклонное следование им.

В заключительной части своей речи Путин сделал важное послание: «Мы будем открыты к укреплению добрых отношений со всеми странами,которые видят в России надежного и честного партнера». Здесь обращает на себя внимание, что Россия избрала  новый самостоятельный курс и основывает на нем свои союзы в области политики, экономики и безопасности.

Церемония инаугурации совпала с двумя важными событиями

Первое: празднование Дня победы над фашизмом (9 мая), на котором Россия обычно демонстрирует свою военную мощь. В этом году на параде был только один танк «Т-34», и военные обозреватели увидели в этом символическое указание на то, что Россия мобилизует все свои силы на военные действия с Украиной, продолжающуюся с февраля 2022 г. с невидимой пока перспективой ее окончания.

Второе: официальный визит Владимира Путина в Пекин (16 и 17 мая), главным содержанием которого явилось двустороннее российско-китайское  сотрудничество по трем направлениям:  Украина; Ближний Восток; Азия. За исключением украинского вопроса, речь идет о задачах нового движения в сторону «глобального Юга и о создании того, что можно назвать «восточной осью» с ее политическими инструментами и экономическими возможностями. Важность этого визита демонстрируют заголовки ведущих западных газет:

  • «Файнэншл Таймз»: «визит Путина явился очевидным наступлением на США, совершенным после того, как госсекретарь Блинкен призвал Китай прекратить поддержку России».
  • «Нью-Йорк Таймз»: «Китай привержен партнерству с Россией, так как видит в ней мощный противовес их общему конкуренту».
  • «Гардиан»: Желание Москвы и Пекина укрепить военное сотрудничество стало новым сигналом того, что отношения между ними как всегда прочны».

Украинский вопрос имеет значение для международной стабильности. Он стал стержневым в противостоянии между Россией и Западом, таит в себе большие угрозы для всего мира. При этом ни ООН, ни Совет Безопасности не в состоянии что-либо предпринять. Даже блок НАТО непоследователен в своих решениях по этому вопросу, между  его членами нет единства. Продолжение военных действий оказывает сильное негативное влияние на мировую экономику, есть опасения, что международная безопасность может оказаться под угрозой в случае эскалации войны под влиянием скрытых сил, получающих свою выгоду от дальнейшего продолжения и ужесточения конфликта. 

Президент Путин обуславливает установление мира на Украине достижением следующих неизменных целей: денацификация, демилитаризация, нейтральный статус Украины. Твердость российской позиции выражена в словах Путина о том, что проведение спецоперации явилось решением суверенного государства, основанным на праве на защиту своей безопасности, и что все цели спецоперации будут, безусловно, достигнуты. Президент России поясняет, что страна была вынуждена начать спецоперацию в районе Донбасса, что решение об этом  было трудным, но вынужденным и необходимым и опиралось на  положения Устава ООН, дающие право на защиту собственной безопасности. Такие заявления обязывают политическое и военное руководство России перед своими гражданами довести до конца начатое дело, ради которого приносятся в жертву жизни людей и страна подвергается экономической блокаде.

Россия и Ближний Восток. Геостратегическое пространство России тесно связано, с одной стороны, с Ираном, а с другой – с регионом Ближнего Востока, со всеми происходящими там событиями и возникающими союзами. Иран является активным действующим лицом в регионе, что в определенной мере вступает в противоречие с отношениями между Россией и Саудовской Аравией, поскольку последняя считает «выходящим за рамки международного права» поведение как собственно Ирана, так и опекаемых Ираном террористических группировок, действующих в пограничных с Саудовской Аравией странах. 

Перед Россией будут стоять трудные вопросы из ближневосточной повестки. Поведение Ирана в регионе является негативным, Саудовская Аравия расценивает его как подрыв национальной безопасности арабских государств и угрозу их стабильности (Ирак, возвращение Сирии, урегулирование в Йемене, сектор Газа, Ливан, Судан). Сумеет ли Россия оказать на все это положительное влияние?

В этом отношении Саудовская Аравия не выдвигает больших требований: необходимо только сделать что возможно для обеспечения стабильности арабских государств и активизации факторов регионального развития, в котором Саудовская Аравия намерена участвовать вмести с другими странами региона, с учетом того, что без стабильности развитие невозможно.

Россия и страны СНГ. Эти страны входят в зону жизненных геостратегических интересов России по причине и географического соседства, и общей истории с ее положительным опытом и определенными противоречиями, которая охватывает периоды царской России, Советского Союза, независимости после 1990 года и в которой сложились общий менталитет, общий язык, общие стратегические задачи и вызовы в региональном и всемирном масштабе.

Сумеет ли Россия в этих противоречивых условиях добиваться нужных приобретений и преодолевать имеющиеся проблемы, вызванные такими обстоятельствами, как соседство с Китаем; намерения стран Запада; израильское влияние, осуществляемое через еврейское население в регионе; присутствие Ирана, способное порождать определенные религиозно-общинные противоречия в тех, в основном суннитских, областях, куда Иран проникает, в том числе в мусульманских областях России; тенденция к преодолению российского влияния среди народов региона на фоне неопределенности в плане языковой принадлежности и использования языковых средств в этих странах?

Таким образом, с одной стороны мы видим названные выше проблемы  и вызовы как в масштабе национальном,  собственно России, так и региональном (Ближний Восток) и международном, а с другой стороны видим имеющиеся возможности: поддержка Путина внутри России; БРИКС; ОПЕК+ в области экономики и ШОС в области безопасности. Все это подкреплено также действенной поддержкой России со стороны Китая. 

Указанные противоречия рождают вопросы:

  • Обладают ли Путин и Россия стратегическим видением пути, ведущего к победе, к тому, чтобы обеспечить мирное будущее на планете?
  • Является ли усиливающаяся борьба России за ограничение западного влияния благоприятным выбором для всего мира?
  • Насколько будет способен «Глобальный Юг», возглавляемый Россией при поддержке Китая, вынести бремя поддержания здоровой мировой экономики в случае успеха усилий по нейтрализации доллара и стоящих за ним денежных институтов,  поскольку в этой связи следует непременно ожидать серьезных экономических осложнений и сбоев в деятельности международных финансовых организаций?
  • Насколько удастся в будущем гармонизировать всемирные организации и институты с преобразованиями в области политики, экономики и безопасности, которые возглавляет Россия?
  • Какова позиция арабских стран Залива, представляющих главную экономическую мощь и стержневой международный транспортный коридор, по отношению к курсу преобразований под водительством России? Они будут только идти в его фарватере, либо органично впишутся в него, либо станут его действенным участником, используя собственные эффективные средства?

 

Перед нами целый ряд тем, не скажу «вопросов», в отношении которых требуется как на национальном, так и на региональном и на общеарабском уровне предпринять реалистичный, объективный и беспристрастный анализ на базе конкретных фактов. Мы должны проделать эту работу, чтобы внести свой вклад в дело международного мира и безопасности, соблюдая при этом национальные интересы сторон, не вовлеченных непосредственно в столкновение интересов между Востоком во главе с Россией и Западом во главе с США.

 

(У меня имеется собственный взгляд по этому вопросу, который я не буду излагать здесь, это останется предметом моих размышлений, пока не окажусь перед заинтересованной аудиторией)

 

Эр-Рияд, Королевство Саудовская Аравия  11 числа месяца Зу-ль-Каада, 19 мая 2024 г.

 

 

 

Автор: Маджид ат-Турки

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика