Потерял зрение молодым и не представлял, как буду дальше жить

Серьезная травма. Потеря зрения. Потеря себя. Через какие трудности пришлось пройти человеку, который ограничен физически, но безграничен в своих способностях, талантах и стремлении к самовыражению? 

В реабилитационном центре фонда «Ярдэм», совмещенного с одноимённой мечетью, идет урок Дауда хазрата. Ученики внимательно слушают каждое слово наставника, повторяют за ним суру «Фил». Они только выучили все правила «Таджвида» и очень радуются, когда применяют все знания на практике. Сегодня Дауд Юсупхаджиев является наставником и примером для многих реабилитантов. 

С Даудом Ахмадовичем я познакомилась полгода назад, когда посещала мероприятие от «Ярдэм». Герой очерка вызывает уважение у окружающих, обладает достоинством и уверенностью в себе, что отражается в его осанке и манере поведения. Его улыбка передают спокойствие, мудрость и доброжелательность. Дауд хазрат обладает не только глубокими знаниями священного текста и религиозной просвещенностью, но также отличается искренностью, мудростью и состраданием. Он вдохновляет своих учеников познавать текст Корана, жить в соответствии с его учениями. С таким человеком хочется беседовать часами. Так Дауд хазрат пригласил меня на один из его уроков и позже более подробно рассказал свою историю.

  – Где ты учишься, сестра? – спросил он у меня, когда мы договорились о встрече.

  – В Российском исламском институте на направлении журналистики, – ответила я, поняв, что хазрат знаком с нашим вузом.

  – На данный момент я так же обучаюсь в Казанском исламском университете. Слышал про ваше направление, интересно будет побеседовать с исламскими журналистами, – с улыбкой сказал он напоследок. 

Герой очерка родом из Дагестана. После службы в рядах советской армии вернулся на историческую родину – в Чечню, где в результате несчастного случая получил множественные ранения. 

Следующая наша встреча с Даудом хазратом состоялась в священный месяц Рамадан. В стенах благотворительного фонда «Ярдам-Помощь» царила атмосфера ожидания одного из самых главных и ожидаемых мусульманских праздников – Ид-аль-Фитр. Не смотря на загруженный день, Дауд Ахмадович смог найти свободные минуты и выделил их на свой рассказ:

«Потерял я зрение будучи молодым. В первое время, конечно, было трудно. Шла адаптация, я не представлял, как буду дальше жить. До „всех этих событий“ зрение было идеальным, жалоб на здоровье не было. Осознание того, что в один момент ты видишь все, а через время ничего, уносило меня в непонятное состояние. Позже я попал в организацию „Общество слепых“ нашего города. Чем чаще я беседовал с незрячими, тем больше задавался вопросом: „Почему они могут, а я нет?“. Через коммуникацию я начал познавать мир. Все больше интересовался и все больше узнавал. Позже начал общаться с людьми, которые получают образование. Тогда я понял, что наука – именно та сфера, которая меня интересует».

Желая овладеть письмом и чтением по системе Брайля, Дауд Юсупхаджиев поступил в Волоколамский реабилитационный центр. «Там я сделал акцент на изучение шрифта для незрячих. Волоколамск также мне дал азы ориентировки, которыми я пользуюсь до сих пор. С этими знаниями я уже поехал в Санкт-Петербургский реабилитационный центр. Там акцент был сделан на обучение по компьютерной грамотности. Уехал я оттуда уже с мыслями, что понял систему образования мира незрячих. Появилось огромное желание поступить в высшее учебное заведение», – вспоминает герой очерка.

С неописуемым желанием учиться Дауд подал документы в Чеченский государственный университет на педагога-психолога. Осознание того, что незрячие наравне со зрячими могут изучать науки, открыло в нем второе дыхание. В учебном заведении не было материалов для работы с незрячими. Дауд на пути к своей цели часто сталкивался с трудностями. Однако никто и не обещал, что будет легко. Ведь Пророк (мир ему) сказал: «Если настигнет беда раба, а он проявит стойкость и скажет: „Все мы от Аллаха, и к Нему возвратимся. О, Аллах, даруй в этой беде благое для меня“, Аллах вознаградит этого раба» [Муслим, Джанаиз, 3].

«После потери зрения мне на пути попадались только хорошие люди. Всегда. Всевышний делал так, что я оказывался в нужном месте и в нужное время. Так до меня дошла информация, что в Казани обучают основам Брайля на арабском. И я поставил перед собой новую цель», – рассказывает Дауд хазрат.

2009 год. Герой очерка приехал в Казань. «Меня сразу приняли. Директором этого фонда является Малика Гельмутдинова, которая адаптировала чтение Брайля арабского языка. Каждый день шли уроки. Курсы длились по месяцу. Малика Гельмутдинова всегда шла на встречу всем своим ученикам. Приезжал я в реабилитационный центр раз десять. И каждый раз казалось, что все происходит впервые. Я очень благодарен своему первому наставнику Малике Гельмутдиновой. Она поддержала, помогла и научила. Однажды Малика Рафкатовна позвонила мне и сказала, что я уже многому научился и теперь могу передавать знания другим. Я так и поступил. Очень горжусь, что у меня есть такой наставник», – рассказывает он. С 2013 года Дауд Юсупхаджиев обучает реабилитантов исламским наукам и чтению Корана на языке Брайля. До этого он получил образование в Казанском исламском колледже, сейчас обучается в Казанском исламском Университете.

Дауд хазрат также познакомил меня со своими учениками. Вот что рассказал про своего наставника Шахид Бириев: 

«Мы с Даудом хазратом знакомы уже десять лет. Я долгое время был в потерянном состоянии, так как ослеп поздно. Посещали разные мысли. И именно в „Ярдам“ я смог найти ответы на все свои вопросы. Дауд Ахмадович сам прошел через эти испытания и знал, как никто другой, как я себя чувствую. Он дал мне понять, что среди незрячих есть какая-то связь. Когда человек связывает свою жизнь с духовным, он начинает видеть по-другому. В первую очередь наставник призывал нас к любви к Аллаху. Мне дали понять, что я не один такой. Нас много. Потеря зрения – не приговор. Конечно, в первое время трудно. Но благодаря таким людям, как Дауд хазрат, я понял, что приобрёл намного больше, чем потерял».

  – Что сложнее всего дается вашим ученикам?, – спросила я у Дауда Юсупхаджиева.

  – Одно дело знать систему Брайля, другое выучить арабский Брайль. Почти для всех учеников это незнакомый иностранный язык, который надо изучать с нуля. В наш центр люди приезжают с разных уголков нашей страны, с ближнего зарубежья. Важно донести до всех тонкости языка. Шакирды часто путают названия и произношения букв. Самый сложный этап – научиться выговаривать каждый звук. В произношении арабского языка ест горловые характерные звуки, которые для нашего речевого аппарата очень сложны. 

«В „Ярдам-Помощь“ приезжают люди, которые оказались в разных жизненных ситуациях. В первое время они потерянные, не знают чем себя занять. Когда мы начинаем призываем к единобожию, они начинают осознавать, что каждый человек – личность. Моя цель – помочь реабилитантам найти себя. Можно развиваться в разных направлениях. Важно помнить, что потеря зрения – не приговор. Я нашел себя в науке. Буду рад, если моя история станет для кого-то мотивацией работать над собой. Все в наших руках. А Всевышний всегда поможет. Нам, преподавателям, важно, чтобы от человека ушли все негативные мысли». – отметил Дауд Ахмадович.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Лучший из вас тот, кто обучается Корану и обучает ему других». Я понял, что чем больше ты получаешь знания, тем больше осознаешь, что очень мало знаешь. Иншалла и дальше буду развиваться и учиться. Главное всегда действовать с чистым ниятом. Всевышний Аллах сказал: «Поистине ваши деяния оцениваются по намерению».

 

 

Автор: Лейля Хайруллина

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика