К чему приведёт массовая миграция населения и рост числа беженцев

20 июня отмечается Всемирный день беженцев. Будет глупо отрицать, что сегодня проблема беженцев, вызванная постколониальным дисбалансом в разделении материальных благ между странами, имеет глобальный масштаб. В 2015 году массовый наплыв беженцев из стран Ближнего Востока и Северной Африки привёл к настоящему миграционному кризису в Евросоюзе. Тогда же внедрённая программа по введению квот по распределению беженцев вызвала несогласие таких стран, как Польша, Венгрия, Чехия и Словакия. И по сей день ЕС не пришёл к согласию в данном вопросе.

Что касается России, 2 апреля на расширенном заседании коллегии МВД России Президент России Владимир Путин подчеркнул необходимость «внимательно, предельно аккуратно, с душой подходить к каждому человеку, к каждой семье, тем более к семьям с детьми, ко всем, кто обращается за российским паспортом, за другими, часто утраченными, документами. В том числе здесь важна работа и с беженцами… Нам нужно глубоко, кардинально обновить подходы к миграционной политике… Прежде всего нужно обеспечить интересы и безопасность государства и общества, сберечь, сохранить межэтническое и межрелигиозное согласие, нашу культурную, языковую самобытность – все то, что является силой России. Принцип, что приехать жить и трудиться в Россию могут только те, кто уважает наши традиции, язык, культуру, историю, – этот принцип должен быть решающим».

Какое место сегодня занимают беженцы в общемировых миграционных потоках? Какие правовые механизмы существуют в России для оказания помощи беженцам? Как обстоят дела с украинскими беженцами, приезжающими в Россию? Об этом на базе «Россия Сегодня» дискутировали российские эксперты в сфере миграционной политики.

«Иностранцы должны проходить дактилоскопию уже при въезде в страну»

Так, заведующая отделом этнодемографических, религиозных и интеграционных процессов Института демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН Виктория Леденева привела данные управления по делам беженцев ООН, согласно которым в 2023 году было зафиксировано 117 млн беженцев, в том числе и вынужденных переселенцев, которые в силу разных обстоятельств покинули место жительства. Если же обратиться к статистическим данным 2018 года, то цифра разительно меньше – 25 млн беженцев (речь идёт о внешних мигрантах, которые пересекают границу и пытаются выехать в другие государства). Это говорит об увеличении миграционных потоков.

«За 2023 год беженцы родили почти 2 млн детей за пределами своих государств, и лишь немногие из них вернулись обратно. Безусловно, принимающие страны помогают, содействуют тому, чтобы мигранты возвращались на Родину, но статистика показывает, что на Родину вернулось только 400 000 человек из 38 млн. Это достаточно маленький процент», – отмечает Леденева.

Заведующая отделом этнодемографических, религиозных и интеграционных процессов Института демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН Виктория Леденева

Какие же страны больше всего принимают у себя беженцев? Это Турция (на 2023 – 6,6 млн), Германия (около 4 млн), Россия, Иран. В противовес распространённому мнению, что люди пытаются уехать в развитые, европейские страны, в Америку, по факту беженцы направляются в соседние страны, избегая тех событий, которые происходят на Родине. Так, с 2011 года Сирия по-прежнему занимает 1 место по количеству беженцев. С октября 2023 года присоединился сектор Газа (на данный момент выехало уже порядка 3 млн человек), Украина (около 11 млн выехало из страны), Южный Судан, Мьянма.

Для того, чтобы вопрос с мигрантами не стоял так остро, уверена спикер, необходимо разрабатывать и активно внедрять новые программы и меры, которые будут призваны либо помочь адаптироваться, либо оказать помощь для выезда в третьи страны, либо для возвращения на Родину.

«Сюда же относится создание ID-карты мигранта, которая аккумулирует всю необходимую информацию. Хорошо бы также разработать и внедрить мобильные приложения для мигрантов, через которые они смогут оплачивать патент, штрафы, госпошлины. Должны быть разного рода реестры, через которые иностранные работники и наши работодатели могли бы взаимодействовать. Одновременно с этим, на мой взгляд, более логично обязать проходить дактилоскопию непосредственно при пересечении границы, а не при получении документов», – уверена Леденева.

«Мы говорим не о толерантности, а о солидарности»

Главное, что объединяет принимающее государство и всех членов гражданского общества – солидарность. Об этом в ходе обсуждения заявила профессор кафедры международного права Дипломатической академии МИД России Алла Ястребова.

«Речь идёт не о толерантности или отсутствии дискриминации, а именно о солидарности. Нужно понять уникальность человеческой личности каждого беженца, учитывать те компоненты адаптации, которые помогают реализовать права беженцев. Таким образом, должна быть определённая социальная почва, чтобы эти права были реализованы», – пояснила эксперт.

Говоря о миграционной политике в России, Ястребова отметила, что в 1992 году наша страна присоединилась к Конвенции 1951 года. Стоит отметить, что это значимый документ ООН, принятый в послевоенную эпоху. Первая цель Конвенции – защитить права беженцев и перемещённых не по своей воле лиц. С изменением концепции протокол Конвенции о статусе беженца стал позволять государствам оказывать покровительство не только беженцам послевоенной Европы, но и беженцам в расширенном географическом понимании этого слова.

Россия, будучи участницей и Конвенции, и протокола, со своей стороны берёт на себя достаточно обязательств. Что же касается критериев признания иностранных граждан и лиц без гражданства беженцами, то они абсолютно стандартизированы и схожи со статьёй 1 уже упомянутой Конвенции о статусе беженца вплоть до перечня оснований, которые связаны с массовым вынужденным исходом людей в мире (в том числе в силу опасений преследования по расовым, национальным, политическим убеждениям, принадлежности к социальной группе).

На уровне СНГ подобное соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам было принято в 1993 году. Тогда основание для признания лица беженцем было расширено на базе того опыта, который уже начинал накапливаться на постсоветском пространстве. Согласно документу, определение беженца включает в себя выезд по причине вооруженных и межнациональных конфликтов. В российском же действующем законодательстве используется универсальное понятие определение беженца.

Профессор кафедры международного права Дипломатической академии МИД России Алла Ястребова

Говоря о правовых особенностях оформления вынужденной миграции, профессор кафедры международного права Дипломатической академии МИД России отметила, что доктрина международного права делит миграцию на вынужденную и добровольную. Так, к вынужденной относятся не только беженцы, но и лица, ищущие убежища.

«Проблема миграционного кризиса в государствах-членах ЕС связана не с кризисом нормативно-правовых актов, не с недостаточным содержанием Конвенции ООН 1951 года. Здесь прослеживается прямая связь с опасением ряда западных стран, что массовый приток лиц, которые выезжали и продолжают выезжать с территории Сирии, превысит возможности европейских государств по их адаптации», – резюмировала Ястребова.

«Трудовые мигранты втянуты в теневую экономику»

Говоря о миграционной политике на территории России, ведущий научный сотрудник Научной школы «Высшая школа публичной политики» Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, профессор НИЯУ МИФИ Татьяна Бажан обратился к словам Владимира Путина, который говорил о необходимости кардинально пересмотреть суть и принципы миграционной политики. Эксперт уверена, что в новой концепции государственной миграционной политики, над которой сейчас идёт работа, будет значительно внимание уделено вопросам адаптации и интеграции мигрантов и беженцев, а также представлен реальный механизм такой адаптации и интеграции, который бы охватил весь колоссальный массив миграции в нашей стране, которого на данный момент до сих пор нет, как и нужной для этого инфраструктуры.

«Есть ряд вопросов, связанных с правопорядком: совершают ли мигранты большое количество преступлений, или мы сталкиваемся с надуманной проблемой. Рождённой ксенофобскими настроениями? Если обратиться к цифрам, то мы обнаружим, что за 2022 год иностранцы совершили на территории РФ 40 тысяч с лишним преступлений, что оставляет порядка 3,9% от общего массива преступлений. Казалось бы, небольшой процент. Но давайте обратимся к статистике по Москве и Санкт-Петербургу: в столице процент преступлений, совершённых мигрантами, составляет 17,1%, в Питере – более 12%. Как правило, это тяжкие и особо тяжкие преступления», – делится наблюдениями эксперт.

Высокий процент участие мигрантов в преступлениях террористического и экстремистского характера. На последнем заседании Национального антитеррористического комитета было отмечено, что только по ЦФО на стадии приготовления было предотвращено 134 теракта, не допущено совершение 8 терактов на гособъектах и местах массового скопления народов, пресечена деятельность 32 ячеек международных террористических организаций. Это намёк на то, что проблема существует, она серьёзная, требует внимания и выработки соответствующих мер. В чём причина такой ситуации?! Бажан уверена, что всё это связано с отсутствием научного инструментария, который бы позволил определить, сколько объективно в целом в стране по различным отраслям, конкретным субъектам требуются иностранных работников.

Ведущий научный сотрудник Научной школы «Высшая школа публичной политики» Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, профессор НИЯУ МИФИ Татьяна Бажан

«Будем честны, большая часть иностранцев, приезжающих в Россию, – трудовые мигранты. Сейчас мы наблюдаем новую волну, когда переезжают уже их семьи. Концентрируются же мигранты в теневой сфере экономики. Никто не может сказать, сколько таковых в РФ на данный момент. Генпрокурор РФ Игорь Краснов в этой связи подчеркнул, что наш миграционный учёт не удовлетворителен, поскольку никто не знает, сколько реально иностранцев находится на территории в целом и в регионах в частности. Сколько мигрантов втянуто в теневую экономику? Мы можем судить об этом лишь косвенно. Если говорить о том, в каких отраслях народного хозяйства были востребованы теневые финансовых услуги, то это строительство (37% от всего теневого массива), торговля (29%) и сфера услуг (19%)», – приводит данные ведущий научный сотрудник Научной школы «Высшая школа публичной политики» Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, профессор НИЯУ МИФИ Татьяна Бажан, уверяя, что, пока теневая экономика существует, незаконная миграция будет существовать и процветать.

Что же делать?! Должен быть налажен контроль, порядок на границе. Нельзя забывать и о гуманитарной составляющей, в частности системе адаптации и интеграции иностранных граждан, которая должна быть не абстрактным институтом, а исходить из простого принципа – адаптироваться надо к условиям российского, а не другого общества; интеграция должна осуществлять не в космическое пространство, а в конкретное российское общество со своей историей, социально-культурной платформой и традициями.

Автор: Ильмира Гафиятуллина

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика