В Казани представили спектакль-променад, знакомящий с историей Старо-Татарской слободы

Участники спектакля: юные герои Анвар и Асият

Участники спектакля: юные герои Анвар и Асият

Теги:

0
23 Июня (16 Зу-ль-хиджа)

На протяжении многих лет для жителей и гостей Казани одним из ярких мест притяжения является Старо-Татарская слобода. Помимо прогулочных улочек и красивых мест для памятных кадров, здесь звучат азаны с минаретов старинных казанских мечетей, а практически каждый закоулок хранит в себе древнюю историю, тянущаяся аж с середины XVI века. Часто здесь можно встретить толпы туристов, которые, следуя за гидом, стараются уловить каждое его слово и запечатлеть яркие татарские домики. Но с каждым годом аппетит растёт, и простых экскурсий с рассказами и историческими сводками становится уже мало. Тогда инициативная команда театра Даниилы Миронова при поддержке МБУ «Историческая среда» решила претворить в жизнь давнюю задумку – спектакль-променад «Иске татар мәхәббәт».

По словам председателя Государственного комитета РТ по туризму Сергея Иванова, главная аудитория этого проекта – гости татарстанской столицы, которые часто, посетив Казань впервые, вновь возвращаются сюда. И для такой категории нужны какие-то новые проекты, раскрывающие столицу Татарстана с новой стороны, открывая неизведанные ранее страницы истории. Так, к примеру, в прошлом году совместно с Мэрией был реализован проект по туристическому благоустройству, который коснулся и территории Старо-Татарской слободы (появилось освещение, малые архитектурные формы, элементы навигации).

Сцена из спектакля-променада

«Такие проекты очень ценны. Люди хотя посмотреть новые форматы. И этот иммерсивный спектакль-променад – одна из таких форм знакомства с историей города с полным погружением», – подчеркнул Иванов.

В тестовом показе приняли участие представители туристической отрасли, журналисты и блогеры. Создателем постановки выступил Театр Даниила Миронова. А режиссёром – Наталья Плотникова.

История центра татаро-мусульманской жизни через трагедию молодой пары

Начинается экскурсия с появления ведущего, который вовлекает зрителя в предстоящее действо и предлагает стать незримым свидетелем одной истории из давнего прошлого. Первая встреча – зарождение дружбы между маленькими Анваром и Асият. А происходит это на самой короткой улице Казани – улице Кунче. Символично, что именно отсюда начинается путешествие. В переводе с татарского название означает «кожевник», ведь именно здесь в XVIII-XIX вв. располагался ремесленный центр по изготовлению национальной татарской обуви из кожи.

Экскурсовод спектакля-променада

Вновь юных героев мы встречаем уже у Апанаевской мечети. Построена она была в 1768-1770 гг. на собственные средства купца Якуба бин Султангали. В историю он вошел как первый глава Казанской городовой ратуши двух татарских слобод, то есть фактически был первым мэром татарской части Казани. Своё же название мечеть получила в честь династии купцов Апанаевых, которые её и содержали.  Изначально мечеть была однозальной, с восьмигранным минаретом. В декоре религиозного сооружения можно было найти элементы русского «московского» барокко и татарского декоративного искусства. В 1872 году по проекту архитектора Романова возводится двухэтажный пристрой с северной стороны. К сожалению, в советское время мечеть была закрыта, а минарет и михраб разрушены. Лишь спустя несколько десятков лет, в 1995 году мечеть была возвращена мусульманской общине.

Пока молодые герои сталкиваются с превратностями судьбы, экскурсовод продолжает знакомить с исторической частью путешествия. Далее дорога ведёт к особняку Апанаевых. Изначально домом владели состоятельная семья Юнусовых – богатые татарские купцы-миллионщики. Состояние их по самым скромным меркам оценивалось в три миллиона рублей, что для дореволюционной России было огромным капиталом. Юнусовы были владельцами кожевенного юфтяного завода и кумачовой фабрики, занимались торговлей. Однако весь город знал их не только как купцов, но и как благотворителей. Они содержали мусульманский приют для детей-сирот, подарили приюту лавки на Сенном базаре, и вся прибыль от этих лавок шла на содержание приюта. Там детей учили грамоте и арифметике, арабскому и персидскому языкам, основам ислама. 

Дом Юнусовых-Апанаевых

Для своих нужд они построили дом, теперь известный как особняк Юнусовых-Апанаевых. Дом спроектировал в XIX веке архитектор Литвинов, решивший, что классицизм подойдет как нельзя лучше для дома зажиточных татар. Это была городская усадьба с целым комплексом зданий: каретники, конюшни, склады и хозяйственные помещения, бани, флигели для проживания слуг, прекрасный сад с беседкой и фонтаном.  

И здесь нас встречает настоящий базар, где можно найти и необходимую домашнюю утварь, и порадовать себя местными сладостями, и урвать красивый отрез модной ткани для нового платья. И вновь мы сталкиваемся с уже повзрослевшими Анваром и Асият. Тут же молодых разлучает недовольный их дружбой отец…

Но зритель идёт дальше и подходит к дому каушчи Карима. В конце 19 века уроженец деревни Чувашлы Казанского уезда Казанской губернии Садык Каримов построил одноэтажный деревянный дом близ Юнусовской площади. Он был мастером по производству азиатской обуви и стал известен среди мусульман Казани как каушчи Карим. После революции дом предпринимателя передали под коммунальные квартиры. В 2003 году жильцов выселили, и несколько лет здание пустовало и разрушалось. Дом вынес огонь пожара, а в 2012 году был снесен, уцелела только передняя стена дома. Сейчас здание реконструировали, восстановлением памятника занимался татарский художник Марат Яушев. Дом представляет собой типовой татарский дом из двух частей, когда низкая фасадная часть выходит на улицу, а двухэтажная часть находится во дворе.

Мечеть Марджани

 

 

Почти напротив расположилась мечеть Марджани. Это место имеет знаковое значение для всех мусульман Поволжья и Татарстана. Мечеть Марджани – первая каменная мечеть, построенная в Казани после взятия города Иваном Грозным. Открылась она в 1770 г. по личному разрешению Екатерины ll и больше никогда не закрывалась. Даже в годы революции и войны мечеть продолжала функционировать. Здесь же продолжается любовная линия истории…

Пройдя чуть дальше мечети, попадаешь к дверям Музея татарского быта, что расположился в доме купца Муллина. Купец второй гильдии Бурганутдин Муллин, торговавший сахаром, построил здание в 1870-х гг. Здесь уже встречаются родители главных героев. Преодолев старые разногласия, главы семейств решают не чинить препятствий молодым, и благословляют их союз. Заканчивается такой спектакль-променад непосредственно в музее, где за одним столом два семейства обсуждают детали предстоящего никаха…

«Нужны ли для героев аутентичные татарские костюмы XIX века?»

Цена такого погружения – 2200. Роли главных героев исполняют профессиональные актёры, которые настолько вживаются в образ, что никакие внешние обстоятельства (в том числе обыденное течение городской жизни) не смогли выбить их из эпохи и вернуть в действительность.

Но встал вопрос правильности используемых костюмов. Как отмечает основатель театра и автор идеи спектакля-променада Даниил Миронов, нынешние наряды – временный вариант, сейчас дорабатываются итоговые костюмные комплексы.

Научный сотрудник отдела этнических исследований института истории Марджани АН РТ, эксперт по татарскому костюму

В свою очередь научный сотрудник отдела этнических исследований института истории им. Ш. Марджани АН РТ, эксперт по татарскому костюму Дина Гатина-Шафикова высказала сомнение в необходимости создания нарядных и аутентичных костюмов.

«Нужны люди, которые смогут их отшить, и соответствующие материалы. В данной ситуации можно сделать современные костюмы с элементами костюмного комплекса татар XIX-XX веков. Пока что мы наблюдаем путаницу между одеждой разных времен и нарядами сельских и городских татар. Здесь есть два возможных варианта – либо полностью отойти от традиционной культуры, либо создать смесь современного костюма с традиционными элементами», – поясняет эксперт.

В свою очередь Сергей Иванов добавил, что необходимо усилить историческую составляющую проекта, в том числе добавить выверенные исторические данные и увеличить их количество.

Планируется, что такой формат экскурсии станет круглогодичным и будет интересен не только для туристов, но и для местных жителей, желающих под другим углом взглянуть на Старо-Татарскую слободу.

Инсенуация базара

 

 

 

 

Автор: Ильмира Гафиятуллина

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика