Бить или любить — вот в чем вопрос

Ислам против идеи бить жену - даже мисваком и с замахом от локтя, как показывает хазрат

Ислам против идеи бить жену - даже мисваком и с замахом от локтя, как показывает хазрат

Теги:




3
17 Июля (10 Мухаррам)

Имам-хатыб казанской мечети «Ирек» Тимур Камаев в одночасье стал общероссийской знаменитостью. Сразу после рассказа о том, как следует обращаться с женой на основе религиозных текстов в случае ее неповиновения мужу. Фрагмент его выступления опубликовало издание «Татар-информ». В разговоре с агентством настоятель допустил побивание жены, но гуманно  – палочкой для чистки зубов  – мисваком.

О взаимоотношениях между мужем и женой внутри семьи говорится в аяте Священного Корана: «Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими, и потому что они расходуют из своего имущества. Праведные женщины покорны и хранят то, что положено хранить, в отсутствие мужей, благодаря заботе Аллаха. А тех женщин, непокорности которых вы опасаетесь, увещевайте, избегайте на супружеском ложе и побивайте (ударяйте, разрушайте связь). Если же они будут покорны вам, то не ищите пути против них. Воистину, Аллах  – Возвышенный, Великий» (4:34).

По мнению хазрата, необходимо следовать вышеуказанной очередности действий при неподобающем поведении супруги: начинать с увещевания и пояснений, затем отделять спальное место и только потом прибегать к «побиванию» как крайнему средству.

Камаев подчеркнул, что побивание  – это не избиение с увечьями, а нанесение ударов жене палочкой для чистки зубов  – мисваком, исключительно с замахом от локтя, а не от плеча. При этом, как говорится в хадисах, нельзя бить в область головы. Учитывая перечисленные рекомендации, само действо превращается в символический жест, демонстрирующий жене крайнюю степень недовольства, следующим шагом после которого может стать развод. Про то, что такой жест однозначно является знаком унижения, хазат не сказал.

Авторитетный арабист и исследователь Корана Саид Кямилев, указывает, что арабское слово «вадрибухунна» имеет разные значения, а в данном контексте означает не «побивайте их», а «разрывайте с ними». То есть сразу за стадией отделения супружеского ложа должно следовать отдельное проживание, примерно, как после второго провозглашения «талак», а не способ унижения человеческого достоинства, пусть и не самый жестокий. Арабисты видят в этом строгую смысловую последовательность, так как в следующем аяте содержится призыв обращения к судьям для примирения супругов: «Если вы опасаетесь разлада между ними, то отправьте одного судью из его семьи и одного судью из ее семьи. Если они оба пожелают примирения, то Аллах поможет им» (4:35). То есть после того, как супруги физически разойдутся, но формально развода еще нет, то принимаются последние меры к примирению сторон. А потом уже официальный развод. В пользу такого понимания говорит и то, что, если понимать, как «побивайте», то неясно, а что потом? Если побивание было «успешным», жена согласилась с унижением и покорилась судьбе, тогда зачем призывать судей и искать примирения? А если жена после такого унижения не покорилась, то в чем еще может быть примирение с участием ее представителя?

Обратившись к Корану, мы увидим, что отношения между женой и мужем должны основываться на взаимной любви и доброте. Аллах говорит: «Одно из знамений Его  – то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили успокоение в них, и учредил любовь и [взаимную] благосклонность между вами. Воистину, во всем этом  – ясные знамения для людей, которые размышляют» (30:21).

В случае семейной ссоры Коран увещевает мужа по-доброму относиться к своей жене и не принижать ее положительные качества. Всевышний Аллах говорит: «Обращайтесь с вашими женами достойно. Если же они неприятны вам, то ведь может быть так, что Аллах неприятное вам обратит во благо великое» (4:19). Этот аят должен рассматриваться в едином контексте с 4:34, или хазрат считает возможным признавать одну часть Корана и игнорировать другие части? О таком методе «толкований» тоже сказано. «Обращайтесь достойно» и «Унижайте до края»  – это как совместить?

Кроме того, в аяте, из которого имам Камаев вывел определенную последовательность действий при неповиновении жены, есть одна важная деталь, меняющая весь расклад. В самом начале этого аята речь идет о попечительстве мужчин над женщинами, которое дает преимущество «одних над другими». Примечательно, что в нем говорится не о преимуществе именно «мужчин над женщинами», а использована фраза «дал одним из них преимущество перед другими» и далее идет пояснение: «потому что они расходуют из своего имущества». То есть речь скорее идет о распределении ролей внутри семьи.

Стоит отметить, что патриархальная форма взаимоотношений доминировала в мире на протяжении тысячелетий, вспомним классическую римскую семью, в которой отцы были наделены почти безграничной властью над другими домочадцами, особенно над своими детьми. Мужчина выполнял функции главы семьи в полном смысле этого слова, то есть являлся добытчиком, защитником, берущим на себя всю полноту ответственности за благополучие семьи. Проще говоря, от мужчины зависело физическое выживание его семьи и детей как таковое. В условиях, когда неподчинение мужу грозило серьезными последствиями для членов всей семьи, очень важно, чтобы и жена признавала авторитет мужчины в доме: он глава дома, и она тоже должна слушать его. И это контекст, в котором звучат рассматриваемые слова. К сожалению, имам вырвал их из этого контекста, что не соответствует научному подходу.

В современном обществе такая степень зависимости женщины от мужчины фактически сошла на нет. Сегодня женщины массово получают образование, приобретают разносторонние компетенции и общественно полезные навыки, позволяющие зарабатывать не меньше, а зачастую, и больше мужчин. На плечи женщин перекладываются чисто мужские функции по содержанию семьи, при этом женские обязанности по ведению быта, воспитанию детей, исполнению супружеского долга, остаются неизменными. Более того, нередки случаи, когда женщина получает доход, значительно превышающий доходы мужа, а иногда и полностью содержит его. Такое перераспределение ролей меняет картину кардинальным образом. Семья становится зависимой от женщины больше, чем от мужчины.

Возложив на себя мужские обязанности, женщины почувствовали свою значимость и силу. Так, известная мусульманская феминистка Хава Шайдуллина вещает, что мусульманские мужчины не хотят развиваться, прокачивать скилы, довольствуясь знаниями Корана и сунны. Жены же перерастают своих мужей как в интеллектуальном, так и в финансовом отношении, что приводит к неудовлетворенности, в первую очередь материальной, и как следствие  – к разводу. Кроме того, со слов той же Шайдуллиной, мусульманские женщины хотят быть не объектом, а субъектом в отношениях, в том числе и амурного характера. Поэтому распространенное «устала на работе, у меня болит голова» получило вполне объяснимое право на существование.

Неискушенному в тонкостях тафсира человеку может показаться, что казанский имам Тимур Камаев не высказал ничего выходящего за рамки исламской религии и традиционных ценностей. Однако даже если взять за основу то, что «вадрибухунна» переводится как «ударение», что было повсеместной практикой и в доисламскую эпоху, и в параллельных обществах, то ислам серьезно ограничил, практически свел на нет эту практику, превращая ее в сугубо символический, физически безболезненный знак наказания за упорствование во грехе. Иначе говоря, не ислам ввел эту практику, ислам ее ограничил настолько, что практически свел к нулю. Сунна Пророка является высшим толкованием Корана, и есть хадис Пророка прямо на эту тему: «Как можно бить свою жену будто верблюжонка, а потом обнимать ее?» (Аль-Бухари). Из тафсира самого Пророка к слову Аллаха следует, что вообще никак нельзя бить и унижать жену.

Но взгляд Тимура хазрата на семейные отношения в целом оказался по-средневековому схоластическим и однобоким. И это вопрос к теологической подготовке наших имамов.

Автор: Айдар Бариев

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Адиля М-К. 17 Июля
Ответить

Хорошо растолковано

Абдулла 17 Июля
Ответить

Но взгляд Тимура хазрата на семейные отношения в целом оказался по-средневековому схоластическим и однобоким. И это вопрос к теологической подготовке наших имамов. ---------------- Вы считаете это хамство нормальным?

Чабуреков 22 Июля
Ответить

Этот персонаж, якобы "автор статей" "Айдар Бариев" - похоже, либо ник, прикрытие для очередной озабоченной муслофеминистки на данном сайте, либо какой-то извращенец, подкаблучник, бабораб. В любом случае, автор явно готов вывернуть Ислам наизнанку, дабы оправдать свои феминистские убеждения.

Яндекс.Метрика