Иранская драма «В объятиях дерева» станет открытием Казанского кинофестиваля «Алтын Минбар»

Каждый год вот уже 20 лет подряд в Казани в сентябре собираются кинематографисты, режиссёры, актёры и искушенные любители кино, чтобы принять участие в Казанском международном фестивале мусульманского кино (теперь, правда, вернулось его первоначальное название – «Алтын Минбар»). Одной из главных интриг первых дней кинофестиваля становится выбор фильма-открытия. В этот раз такой чести удостоилась работа иранского режиссёра Бабак Хаджепашы «В объятиях дерева». Первыми картину увидели журналисты, для которых был организован закрытый показ.

Более 70% отобранных картин объединены темой семьи

Как отметила исполнительный директор кинофестиваля Миляуша Айтуганова, кинематографисты очень тонко улавливают настроение общества и основные темы, волнующие население их стран.

«В этом году основным направлением, над которым работают кинематографисты, – семейные ценности. И это связано не только с тем, что в России 2024 объявлен Годом семьи. Просто даже более 70% поданных фильмов семейных ценностей – отношения между мужем и женой, детский так или иначе связаны с темой семьи. Взгляд на взрослые проблемы, разводы, распад семьи – это лишь малая часть поднимаемых тем. Когда в мире неспокойно, люди видят главные ценности в близких людях, осознают, что семья – самое дорогое в жизни», – поделилась Айтуганова.

Что же касается непосредственно иранского кинематографа, который в последнее время особенно популярен как в Татарстане, так и в России в целом, то местные режиссёры очень тонко и чётко улавливают мировые тренды, при этом не боятся браться за очень сложные темы, не облегчают жизнь, не упрощают проблемы, а показывают на экране реальность. Символично, что каждый раз на казанском кинофестивале иранская картина брала либо главный приз, либо становилась лауреатом в одной из номинаций.

«Кинематограф Ирана – определённая философия жизни. Этим он отличается от других стран, где может превалировать жанровое кино. В Иране вдумчиво относятся к освещению реальности, показу реальности средствами кино», – добавила исполнительный директор кинофестиваля.

«В Иране перенимают положительный западный опыт, сохраняя свои традиции»

Своими мыслями поделился и консул Исламской Республики Иран в Казани Давуд Мирзахани. По его мнению, именно здоровая, крепкая семья закладывает хорошее общество.

«Конечно, в современном мире очень много проблем, которые, к сожалению, часто приводят даже к разводу. Разногласия между мужчинами и женщинами всегда были и будут, но невинными жертвами этих конфликтов становятся дети, которые не играют никакого значения в этих проблемах, но испытывают на себе самые сильные последствия», – отметил консул.

Генеральный консул Исламской Республики Иран Давуд Мирзахани

Конечно, иранский кинематограф, как и само общество, тоже попадают под влияние Запада, но, уверен господин Мирзахани, при этом охраняются традиционные иранские ценности.

«Мы видим, что под влиянием западных ценностей увеличивается количество разводов. Наши режиссёры тоже не обошли эту тему стороной и через свои фильмы стараются соорудить своеобразный культурный мост между модернизмом и теми ценностями, которые традиционны для Ирана, соблюсти баланс между западными ценностями и традициями своей страны», – резюмировал Давуд Мирзахани.

Сам режиссёр, Бабак Хаджепашы, – выходец из иранской провинции Восточный Азербайджан. А действие картины проходило в одном селе, что недалеко от города Урумия. Картина «В объятиях дерева» была выпущена в 2022 году и уже успела стать победителем Международного кинофестиваля Фаджр, что проходит в Иране с 1982 года. Помимо участия в «Алтын Минбаре», кинолента стала кандидатом на участие в кинофестивале в Шанхае. В России же фильм будет показан впервые.

«В объятиях дерева» – когда родители не могут жить вместе, а дети возвращают семью

Картина «В объятиях дерева» – это история о том, когда взрослые не могут уже вместе жить, отдаляются друг от друга, находятся на грани развода, становясь чужими, а дети помогают возродить их отношения и вернуть гармонию в семью. только большая любовь и крепкая дружба двух сыновей способна сохранить брак родителей и подарить им еще один шанс.

В фильме показаны главные герои – пока ещё муж и жена Фарид и Кимья, их магазин и рыбная ферма. Очень тонко и красиво режиссёр через всю картину, через все невзгоды и ссоры семьи показывает трепетную любовь и заботу братьев друг о друге: старший Таха и младший Алисан в буквальном смысле не могут находится порознь долгое время. И когда родители принимают окончательное решение о разводе, разделяя детей между собой, то для каждого это оказывается тяжёлым потрясением. Всё это приводит к тому, что детей прочь от родного дома уносит течение реки. И тут главные герои принимаются обвинять кого угодно – Фарид гневается на своего брата Резу, который позволил малышам одним отправиться на речку, муж и жена обвиняют друг друга в случившемся – вместо того, чтобы понять и признать, что именно их холодность друг к другу, неумение разговаривать и привела к такой потере…

А ведь причиной развода, как мы узнаём в момент отправки горе-родителей на поиски своих сыновей, стало одно таинственное событие, произошедшее с главной героиней ещё в пору её студенчества. Автор не говорит открыто о совершённом насилии, но через описание ситуации Кимьёй, нам становится понятно, что над молодой и наивной тогда девушкой недалеко от дома надругался водитель такси… Закрывшись после этого в себе, никому ничего не рассказывая, Кимья получает сильнейший стресс, и теперь психологический барьер не позволяет ей пересечь указатель с цифрой в 15 км, что делает невозможным и поездку к матери, и путешествия с мужем и сыновьями, о чём они так мечтают. И ведь только угроза гибели мальчиков заставляет женщину открыться мужу и рассказать, что она пережила.

Финальный кадр картины «В объятиях дерева»

Волнительные несколько дней, когда с утра до глубокой ночи без устали вся семья, спасательные службы, односельчане не покладая рук искали детей, ни к чему не привели… Но концовка киноленты заставляет нас надеяться, что в семье скоро вновь наступить гармония, а отношения между домочадцами станут крепче. Реза, брат главного героя, находит прибитый к берегу браслет одного из мальчиков, что позволяет их матери понять, что дети могут находится в Тутовом саду. Именно там и застают их безутешные родители. Последним кадром режиссёр показывает нам беззаботно спящих на земле мальчиков под сооружённой наскоро крышей и обнимающих их родителей. Камера отдаляется, позволяя нам, зрителям, самим додумать, какой будет дальнейшая жизнь этих четверых…

В процессе просмотра картины тяжело удержаться от эмоций: настолько реалистично происходящее на экране, настолько всё это близко и знакомо зрителю. Сколько семей сталкиваются с трудностями, какой процент справляется с препятствиями, пронося любовь и уважение друг к другу через года? А ведь именно дети больше и чаще всего страдают, когда взрослые не могут найти общий язык и взять на себя ответственность…

6 сентября в день открытия кинофестиваля фильм покажут в кинотеатрах «Мир» и «Родина». Сеансы также пройдут под открытым небом в Присутственных местах Казанского Кремля и на набережной озера Кабан.

Автор: Ильмира Гафиятуллина

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика