Меня удивленно спрашивают: «Управление молитвой?! Разве можно управлять молитвой?!». Я же отвечаю: «Если обучают управлению бизнесом в мирской жизни, чтобы получить большую, но недолговечную прибыль, то почему бы не управлять молитвой для обретения величайшей прибыли в последней жизни? Как можно отказаться от этой награды, которая не прекращается? Разве существует что-либо, более достойное вложения сил и средств, наилучшего управления и сбережения, нежели молитва, направленная на достижение благ и этого мира, и следующего?».
В один из дней месяца Рамадан студенты из Саудовской Аравии, обучающиеся в Оксфорде, попросили меня прочитать лекцию незадолго до наступления времени разговения, и я решил рассказать им об управлении молитвой.
В назначенный час я поднялся на кафедру, и, держа в руке листок с несколькими аятами и хадисами о молитве, скороговоркой, в течение минуты прочитал записанное, так что едва ли можно было разобрать отдельные слова. После этого я произнес: «Простите за спешку, но я вынужден сейчас покинуть вас, ибо у меня встреча с людьми более важными, чем вы… Мир вам». Я направился к выходу из аудитории, краем глаза наблюдая онемевших от изумления собравшихся, их широко открытые глаза, в которых отразилась смесь протеста, недоверия и, возможно, обиды и неодобрения. Такова обычно непроизвольная реакция людей на недостойное с ними обращение. А что, по-вашему, происходит, если мы так поступим по отношению к Аллаху?
Я вернулся к студентам через пару минут, извинился за свои действия и сказал: «Вы сердитесь на меня? Хорошо. Я поступил так с вами лишь раз и вернулся к вам, извинившись. Но мы совершаем это по отношению к Аллаху пять раз ежедневно и не возвращаемся к Нему потом, прося извинений и каясь в содеянном».
Какую же удивительную возможность вы теряете, какую великую встречу и какое важное событие не цените, скупясь потратить время ради Аллаха и совершая перед Ним молитву?
Обратили ли вы внимание на то, что я прочитал аяты и хадисы студентам из Саудовской Аравии с листочка, а не по памяти? Какой же из двух видов чтения оказывает большее воздействие на слушателей: чтение с листа или импровизация? В большинстве случаев мы читаем наши молитвы с листа, и тогда они исходят из наших уст, а не сердец. Но сколь велика разница между молитвой устами и сердцем!
Какой огромный объем инвестиций предоставил нам Всевышний, и как безрассудно мы отвергли его, оказавшись ни с чем, абсолютно ни с чем. Нашими действиями мы вполне заслуживаем отвержения, пренебрежения, даже наказания. Наше приветствие более напоминает издевку над приветствием. А ведь мы приветствуем – Кого?
Мы непременно должны заново познать себя, наше поклонение и все то, что нас окружает. Мы должны растить наших сыновей и дочерей, прививая им образ мышления, который поможет заново познать все окружающее и идти в ногу со временем, если мы желаем им покинуть ряды консерваторов и традиционалистов и пополнить когорту мыслителей и реформаторов.
Помню, как в сороковые годы, когда мне было лет семь или восемь, моя мать, да смилостивится над ней Аллах, вернувшись после посещения своей подруги из числа христиан Латакии, и рассказала о «странном радио», которое привез из Франции их сын после окончания учебы. Моя мать сказала слова, которые я не могу забыть: «На передней части этого „радио“ есть окошко, в котором можно увидеть говорящего человека!».
Я не мог уснуть той ночью, думая о бедном дикторе, которого «заточили в маленький сундучок», и о том, как ему там тесно. «Должно быть, они выбрали маленького и невысокого, чтобы он мог влезть в этот ящик. Хорошо, но как бедняга (так мыслил я, будучи ребенком) ходит ночью в туалет? И где вообще он справляет нужду?». Десятки и, быть может, сотни таких вопросов приходили мне в голову той ночью, не давая уснуть. После этого я еще долго блуждал в лабиринтах своего воображения, и беспокойство не покинуло меня, пока я не узнал, что такое «телевизор».
В распоряжении сегодняшних детей – телевизор, радио, мобильный телефон, компьютер, искусственные спутники, самолеты, машины, а также многие другие электронные приборы и гаджеты как внутри дома, так и за его пределами. Они не задумываются о величии их изобретателей и конструкторов, о значении этих изобретений и открытий и неповторимости моментов, в которые они свершались.
Мы должны приучить их относиться с должным уважением к величию человеческой мысли, чтобы они могли открыть для себя величие Всевышнего Аллаха перед Его творениями. Чтобы это привело их к новому открытию самих себя, своей религии и поклонения, и освободило из тенет рутины и повторяемости; чтобы бытие сохраняло для них новизну, словно все происходящее они познают или же совершают впервые. Именно такому «повторному познанию» обучает нас Коран во многих аятах, что очень актуально для его приверженцев.
«Он создал семь небес одно над другим. В творении Милостивого ты не увидишь никакой несообразности. Взгляни еще раз. Видишь ли ты какую-нибудь трещину? Потом взгляни еще раз и еще раз, и твой взор вернется к тебе униженным, утомленным» (67:3–4).
«Неужели они не видели над собой птиц, которые простирают и складывают крылья? Никто не удерживает их, кроме Милостивого. Воистину, Он видит всякую вещь» (67:19).
«Скажи: «Как вы думаете, кто одарит вас родниковой водой, если ваша вода уйдет под землю?» (67:30).
Этот коранический метод содержится в большинстве сур и аятов, и общество, которое придерживается его в своем развитии, испытывает состояние постоянного «повторного познания» себя и всего окружающего. Сила его веры и уровень культурного развития находятся на недосягаемой высоте в настоящем и будущем. С каждым восходом Солнца мы призваны смотреть по-новому на самих себя и на окружающий нас мир так, словно видим его впервые, и именно так мы приближаемся к Аллаху.
В наших учебных заведениях широко преподаются дисциплины, изучающие процессы управления, наилучшие способы и методы инвестирования для получения максимальной прибыли в производстве, торговле, земледелии, строительстве – везде, где можно обрести прибыль или пользу, как индивидуальную, так и общественную. Но, хотя бы единожды, задумались мы о создании в наших школах, институтах и университетах предмета об инвестиции лучшей, нежели все остальные, вместе взятые? Более плодотворной и долгосрочной, гарантирующей прибыль, несущей всеобщую пользу для мира этого и мира следующего? Являющейся основным фактором успеха всех преходящих земных проектов? Речь идет об управлении поклонением и его повторном постижении. Во главе всего поклонения стоит молитва, а молитва – это установленная встреча с Аллахом.
Эта встреча возглавляет список наших актов поклонения и наших инвестиций этой жизни в жизнь следующую. Не удивляйтесь тому, что джихад на пути Аллаха занимает не первое место в списке, хоть и представляет собой трудную, ресурсоемкую и опасную задачу. Тем не менее, он перечисляется после обязанности благочестивого обращения с родителями и своевременного совершения молитвы.
От Абдуллы ибн Масуда, да будет доволен им Аллах, передается хадис. «Я спросил у Посланника Аллахаﷺ: «Какие дела наиболее любимы для Аллаха?». Он сказал: «Молитва, совершенная в установленное для нее время». Я спросил: «А потом какое?» Он сказал: «Потом – благочестие по отношению к родителям». Я спросил: «А потом какое?». Он сказал: «Потом – джихад на пути Аллаха» (Муслим).
Этот хадис удивителен, хоть большинство из нас обычно не обращает на него внимания. Молитва многократно превосходит джихад по важности, терпению, благу и награде. Молитва требует от нас остановки и серьезного размышления, ведь наш Господь описал ее как «тяжкое бремя» для всех, кроме смиренных. Они сочтут молитву не затруднением, но наслаждением, успокоением, отдыхом, опорой в жизни. Помимо того, что молитва требует смирения, спокойствия, выдержки в чтении и движениях, размышлении и представлении, она является школой духовного воспитания. Она приучает к терпению, сосредоточенности ума, концентрации внимания, скромности, наилучшему отношению к другим и вниманию их речам достойным образом. Она успокаивает ум, помогает сохранять уравновешенность и принимать зрелые решения, проявлять умеренность в различных ситуациях, забыть безрассудство и чрезмерность суждений. Не удивительно поэтому, что Всевышний связал терпение с молитвой более чем в одном аяте.
«Обратитесь за помощью к терпению и намазу. Воистину, намаз является тяжким бременем для всех, кроме смиренных» (2:45).
«Вели своей семье совершать намаз и сам терпеливо совершай его» (20:132).
«Воистину, намаз является тяжким бременем»… Почему?!
Почему мы отменяем запланированные встречи, оставляем занятия, прекращаем торговлю, останавливаем все в повседневной жизни, какой бы степенью важности оно ни обладало, чтобы совершить молитву?
Почему Пророк*ﷺ представил ее абсолютным водоразделом между верой и неверием? Почему указание на нее и подтверждение ее статуса было последним, о чем сказал Пророк ﷺ? Находясь на смертном одре, он повторял: «Молитва, молитва».
Молитва в своей сути пришла как наказание или вознаграждение? В чем заключается ее бремя? И, почему мы ощущаем наслаждение ею? Почему ее нужно совершать в строго определенное время? Почему она сопровождается конкретными телодвижениями и состоит из конкретного количества ракятов? Почему надо произносить именно эти фразы и читать аяты? Почему она присутствует во всех вероучениях? Как она может занимать для Аллаха и его Посланника более высокое положение, нежели выступление в военный поход, сражение и мученическая смерть на поле боя?!
Я совершал молитву на протяжении пятидесяти лет, прежде чем понял, что с ее помощью получаю наилучший «бизнес-план по инвестированию капитала», который Всевышний положил на мой «банковский счет». Я осознал, что на мне лежит обязанность в кропотливом выборе способа для управления этим капиталом и его оборотом, чтобы извлечь из него наибольшую выгоду и величайшее наслаждение, о которых может мечтать человек на просторах этого бренного мира.
Доводилось ли вам наблюдать, как две группы муравьев сражаются за маленький кусочек сахара? Один лезет на спину другому, а тот вцепляется в лапки конкурента, стараясь не подпустить его к желанной добыче; остальные хватают тех и других. Но за что они сражаются? За ничтожный кусочек сахара.
Если вы совершите полноценную молитву, то почувствуете, как с ее помощью поднимаетесь к Небесам и достигаете Аллаха. Бросив взор на мир, покинутый для уединения с молитвой, вы увидите, что все, независимо от его важности и значительности, станет маленьким, едва различимым глазом. Ничтожный кусочек сахара, за который сражались муравьи, это не что иное, как ничтожная земная жизнь. И сражение это уподобляет муравьям тех самых людей, что враждуют между собой.
Ахмад Бассам Саи, Оксфорд (Из книги «Управление молитвой»)
Информационное агенство IslamNews.Ru
Войти с помощью: