Архитектура духовного иммунитета: в Казани создают систему защиты молодежи от деструктивных идеологий

Муфтий Татарстана Камиль Самигуллин и имам-хатыйб мечети им. Ахмадзаки Сафиуллина, казый Казани Булат Мубараков

Муфтий Татарстана Камиль Самигуллин и имам-хатыйб мечети им. Ахмадзаки Сафиуллина, казый Казани Булат Мубараков

Теги:

0
12:29 (06 Джумада аль-уля)

В Казани прошёл первый республиканский форум имени Ахмадзаки хазрата Сафиуллина «Архитектура духовной безопасности: молодежный вопрос». Организаторами мероприятия выступили мечеть «Ахмадзаки» совместно с АНО «ИКЦ «Диалог», Благотворительным фондом «Маяк доброты» и при содействии аппарата Антитеррористической комиссии РТ.

Как отметили сами организаторы, главная задача форума — повышение уровня эффективности деятельности приходов, религиозных образовательных учреждений в сфере профилактики идеологии терроризма и экстремизма в молодежной среде. В связи с этим участниками форума стали представители религиозных учебных заведений начального и среднего уровня, заместители имамов-мухтасибов по работе с молодежью со всей Республики Татарстан.

«Учёные показали правильный путь, которому нужно следовать»

С приветственным словом к собравшимся обратился председатель Духовного управления мусульман Татарстана, муфтий Камиль Самигуллин. Назвав Ахмадзаки Сафиуллина настоящим богатством татарского народа, глава татарстанских мусульман напомнил, что «ученые показали правильный путь, которому нужно следовать: читать и изучать то, что и они, идти тем путем, которым шли они».

«Яркий тому пример — медресе Кизляу, где учился Ахмадзаки хазрат. Здесь акыда преподавалась по книге «Акыда Насафия». Эти ли не подтверждение слов именитого татарского ученого Мухаммада Мурада ар-Рамзи аль-Казани аль-Манзиляви об исламских богословах Поволжья: «Что касается их пути — они все были суннитами, в вопросах вероубеждения они все были матуридитами, а в вопросах поклонения они были ханафитами. И до сегодняшних дней среди них не было тех, кто привносит в религию новшества», — процитировал муфтий, отметив, что все учебники акыды, по которым преподавали в дореволюционных татарских медресе, — это книги по классическому суннитскому вероубеждению.

Вспоминая работы таких богословов, как Марджани, Курсави, Баруди, Камиль Самигуллин подчеркнул, что воспитать достойную им смену можно лишь обучая шакирдов по тем же старым книгам, которые читали и шейхи.

По словам муфтия, именно религия помогает человеку достичь духовной стабильности: «Если он верит в грядущее наказание, то таким образом сдерживается от совершения грехов, если же верит в Милость Господа, то это успокаивает его нервы, душу. Религия — единственное лекарство, которое может помочь всему человечеству», — уверен Самигуллин.

С приветственным словом от имени митрополита Казанского и Татарстанского Кирилла к имамам и педагогам обратился иерей Артемий. Он отметил, что один из главных аспектов межрелигиозного диалога — противостояние распространению радикальной, экстремистской идеологии в среде духовно неокрепших, незрелых людей. Поэтому самая главная задача для всех традиционных религий — защитить молодежь от этой разрушительной идеологии.

«Наш долг, долг людей верующих, приобщенных к своей духовной традиции, — воспитывать молодежь, способную отвечать на вызовы времени. Ведь молодой человек неизбежно оказывается в ситуации поиска своего жизненного пути и ценностных ориентиров, в поиске ответов на извечные вопросы бытия. Поэтому так важно, чтобы рядом с молодым человеком, переживающим время выбора, поиска, становления, оказался добрый друг и мудрый наставник, способный подсказать ему верное направление духовного роста и развития. И показать это мы должны не только правильным словом, но и личным примером, так как молодежь очень чутка к неискренности и лицемерию. Важно, чтобы наши слова не расходились с делами, чтобы, занимаясь духовным воспитанием молодежи, ее приобщением к традиционным духовно-нравственным ценностям, мы сами были для них добрым примером», — подытожил иерей.

Архитектура безопасности — комплекс системных мер

Об архитектуре духовной безопасности как полноценном комплексе системных мер, институтов и механизмов, направленных в первую очередь на защиту религиозного сознания человека, в ходе пленарного заседания форума заявил Алексей Петров, заместитель директора Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования. В этом направлении крайне важно уделять особое внимание защите от деструктивных идеологий и укреплению традиционных ценностей, чем и занимается Фонд.

Заместитель директора Фонда поддержки исламской культуры, науки и обазования по координации региональных проектов и взаимодействию с государственными структурами Алексей Петров и иерей Артемий

«Система и структура архитектуры духовной безопасности в первую очередь затрагивает традиционную религию ислам. Сколько задач нам ставится на уровне Президента страны, Федерального агентства по делам национальностей, в том числе, чтобы наши молодые ребята не ехали учиться за границу. Для этого создаются все необходимые условия в образовательных исламских организациях. К примеру, сегодня Российский исламский институт — один из ведущих вузов в этом направлении, Болгарская исламская академия является вершиной исламского образования. Как первый проректор по образованию Академии могу сказать, что педагоги там отвечают всем традиционным ценностям нашей религии, что позволяет не допустить распространения и проникновения деструктивной идеологии. Мы с вами отличаемся от мусульман Востока, Запада, Америки: наши богословы, особенно татарские, — мировые лидеры, их рукописи до сих пор не исследованы полностью, требуют перевода», — поделился Петров.

Говоря о составляющих той самой архитектуры духовной безопасности, построению которой и был посвящён форум, Алексей Петров обозначил высокую роль духовных управлений мусульман в этом процессе, а также их тесное взаимодействие с государственными органами в области предотвращения распространения террористической идеологии.

Немалую роль в этом процессе играют также образовательные и просветительские программы.

«Многогранность религиозного образования, которое не заканчивается на уровне примечетских курсов и медресе, но продолжается при поддержке государства, дает возможность получить качественное образование, имея на руках диплом государственного образца. По линии нашего Фонда многие получают двойное образование, обучаясь в светских вузах по различным направлениям. Таким образом, каждый выпускник исламской образовательной организации может чувствовать себя более защищённым, понимая, что его знания и профессиональные компетенции пригодятся не только на уровне религиозной организации, но и на уровне государственных органов», — добавил Петров.

Также среди важных составляющих духовной безопасности спикер назвал сотрудничество с государством, молодёжную политику и социальную работу, медийную и цифровую активности. Здесь, как отметил заместитель директора Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования по координации региональных проектов и взаимодействию с государственными структурами, важно научить имамов правильно показывать, как вычислять искусственный интеллект, отличать настоящего проповедника от фейкового. При этом, по мнению Алексея Петрова, имам должен понимать, что его задача — донести до молодёжи информацию на том языке, на каком она её хочет и готова воспринимать.

«Эти пункты — основа того, на что направлена сама архитектура духовной безопасности, т. е. противодействие радикальной идеологии, недопущение её в массы, недопущение к молодёжи», — подытожил Петров.

Мечети должны быть центром жизни

Одним из лекторов стал Рустам Нургалиев, директор Российского центра исламской экономики и финансов, проректор по учебной работе Казанского исламского университета. В своём выступлении он ещё раз подчеркнул, что мечеть должна быть не просто местом поклонения, но центром жизни мусульманской общины. Для этого, по его словам, при мечетях нужно открывать детские площадки, запускать спортивные секции и творческие занятия.

Участники форума

«Мечеть должна быть для всех людей местом, куда бегут для спасения, от скуки, от злости, от безделья — в любой жизненной ситуации», — пояснил свою позицию Нургалиев.

Также он озвучил для имамов базовые признаки экстремизма. Среди них спикер назвал резкое противопоставление «свой» — «чужой», продвижение идей «истинного» ислама, критика традиционных ценностей (например, ярое выступление против традиции 3,7,40 дней), использование религиозной риторики для оправдания насилия, призыв к изоляции от общества.

В рамках работы форума участники также ознакомились с основами цифровой безопасности, изучили современные вызовы идеологической угрозы в молодежной среде, а также приняли участие в нетворкинге «Религиозное образование в сфере молодежи как профилактика идей терроризма и экстремизма». По итогам мероприятия все слушатели получили сертификаты.

Автор: Ильмира Гафиятуллина

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Реклама

Яндекс.Метрика