Обвинительное заключение против мэра Стамбула Экрема Имамоглу внезапно стало одной из самых обсуждаемых тем в мировых СМИ.
Прокуратура заявила, что Имамоглу якобы создал преступную организацию и совершил ряд преступлений — взяточничество, коррупцию, отмывание денег и мошенничество. Общая запрашиваемая мера наказания — 2353 года тюрьмы.
Разумеется, фактически турецкое законодательство не позволяет назначить такую длительность, и даже при максимальном наказании Имамоглу грозит не более 30 лет заключения.
Однако суть дела — не столько в цифрах, сколько в положении турецкой оппозиции.
С 2002 года Партия справедливости и развития (ПСР) и её лидер Реджеп Тайип Эрдоган неизменно побеждают во всех выборах и референдумах.
Так долго у власти не оставался ни один политик в современной истории Турции, даже Ататюрк.
Это успех Эрдогана или поражение оппозиции? Вероятно, и то и другое.
После двух десятилетий у власти ПСР ослабла, впервые в 2024 году появилась угроза её поражения. Однако оппозиция — шесть партий, объединившихся против Эрдогана — сама уничтожила свои шансы серией ошибок и внутренних конфликтов. В итоге избиратели вновь выбрали Эрдогана, несмотря на победы оппозиции на местном уровне.
Судебные войны и внутренние распри
На выборах 2024 года Республиканская народная партия (CHP) впервые обошла ПСР на муниципальном уровне, выиграв выборы мэров в 35 провинциях, включая Стамбул, Анкару, Измир и Анталию.
Новый лидер, Ёзгюр Озал, вселил надежду на обновление партии.
Но бывший глава CHP Кемаль Кылычдароглу обвинил соперников в подкупе и подтасовке голосов. Его сторонники подали иски в суд, начались внутренние судебные войны, которыми власть воспользовалась на полную.
Вскоре появились заявления о коррупции и взятках в муниципалитетах, управляемых CHP — и что особенно примечательно, эти обвинения исходили из самой партии. Начались масштабные расследования, и правительство получило ещё один инструмент давления.
Арест Имамоглу
Имамоглу, мэр Стамбула и одна из самых популярных фигур оппозиции, слишком рано стал позиционировать себя как кандидата в президенты. Это вызвало раздражение и внутри партии, и в правительстве.
Он не принадлежит к левому крылу CHP, а ближе к центристско-консервативному лагерю, что усилило антипатию части партийного аппарата.
Прокуратура утверждает, что Имамоглу создал сеть для незаконного обогащения и влияния на партию, чтобы финансировать собственную президентскую кампанию.
В СМИ появились видеозаписи, документы и признания. После семимесячного расследования прокуратура подготовила обвинительное заключение на 3900 страниц, обвиняя Имамоглу и шестерых его соратников в создании преступной организации и коррупции.
Всего обвинения выдвинуты против 402 человек, 76 из них признали участие в преступлениях в обмен на смягчение наказания.
Проблема турецкого правосудия
Расследование вновь обнажило кризис доверия к судебной системе Турции.
Многие задаются вопросом, почему аналогичные расследования не проводятся в отношении муниципалитетов ПСР, находившихся у власти более 25 лет.
Общественная память всё ещё хранит травму от сфабрикованных дел, организованных сетью Фетхуллаха Гюлена (FETÖ) в прошлом. Поэтому нынешние процессы против оппозиции воспринимаются с большим скепсисом.
Одновременно были арестованы десятки журналистов оппозиционных СМИ по обвинениям в «дезинформации и угрозах», что лишь усилило ощущение давления.
Власти заявляют, что не вмешиваются в работу судов, но эти слова мало кого убеждают. Отсутствие судебных реформ подрывает веру общества в справедливость.
Что дальше?
Если бы оппозиция смогла завоевать доверие народа и выработать чёткую, убедительную стратегию, Турция могла бы увидеть смену власти — как это уже произошло на уровне муниципалитетов.
Но пока избиратели видят в смене власти риск нестабильности, особенно на фоне нестабильного Ближнего Востока. Поэтому, несмотря на кризис и критику, Партия справедливости и развития остаётся сильнейшей силой страны.
Кемаль Озтюрк, турецкий журналист и писатель
Информационное агенство IslamNews.Ru
Войти с помощью: