Спустя десять лет после атак, потрясших Францию в ноябре 2015 года, французский исследователь Дамьен Саверо в интервью газете La Croix вновь анализирует сложные отношения между французским государством и исламом.
Профессор Высшей школы преподавателей и лектор Института политических наук, Саверо, в беседе с журналисткой Алоиз де Невиль, утверждает, что события последних лет не были просто борьбой с «терроризмом», а ознаменовали глубокое изменение восприятия ислама государством — как социального и политического явления внутри страны.
От шока к системной перестройке
Саверо отмечает, что подход французского государства к «исламистской угрозе» прошёл через две чёткие фазы.
Первая фаза характеризовалась шоком и мгновенной реакцией: главный упор был сделан на безопасность — ликвидацию «джихадистских сетей», усиление судебной системы, создание прокуратуры по борьбе с терроризмом, а также запуск программ «реабилитации» — с весьма ограниченным успехом.
На этом этапе, по словам исследователя, риторика государства начала меняться: власти поняли, что «джихадизм» не возник из ниоткуда, а является плодом длительного французского социально-политического контекста, сложившегося за десятилетия миссионерской деятельности, вербовки и организации.
«Исламистская изоляция» и риторика Макрона
Так началась вторая фаза, связанная с речью президента Эмманюэля Макрона 2020 года о «исламистской изоляции».
С этого момента государство перешло от борьбы с вооружённым терроризмом к борьбе с тем, что считало «плодородной почвой» для экстремизма — со средами, ассоциациями и проповедями, которые, по его мнению, формируют атмосферу «радикализма».
Однако, по словам Саверо, этот новый подход страдал расплывчатостью.
Министр внутренних дел Жеральд Дарманен говорил, что хочет «послать сигнал», но не мог чётко определить адресата — речь шла ли об исламском движении «Братья-мусульмане» (запрещенная в РФ), салафитах, леворадикалах, сторонниках Палестины, консервативных имамах — или обо всех сразу.
В результате, по словам исследователя, это вылилось в практику, похожую на коллективное наказание: власти смешали политический ислам, консервативное благочестие и правозащитную активность — что привело к закрытию мечетей и роспуску ассоциаций, шагам, усилившим ощущение дискриминации и отчуждения среди мусульман Франции.
Исламофобия и кризис доверия
Понятие «исламофобия», разделившее французских левых ещё в 1990-х, остаётся крайне спорным и после 2015 года.
Особенно после убийства Сэмюэля Пати этот термин иногда стали воспринимать как оправдание насилия, что лишь усилило чувствительность и поляризацию вокруг него.
Одновременно череда шоков и жёсткие меры безопасности привели, по словам Саверо, к «деполитизации» значительной части мусульман Франции: их участие в выборах снизилось, многие исламские и правозащитные организации были распущены или ослаблены.
«Хотя некоторые аналитики говорят о „левом мусульманском голосе“, — отмечает Саверо, — уровень абсентеизма среди мусульман очень высок, что отражает глубокое чувство политической изоляции и утрату веры в демократическое участие».
Проект «Ислам Франции» и рост индивидуального благочестия
Проект государства «Ислам Франции», задуманный по образцу церковных структур и реализуемый через институты вроде Национального исламского форума, остаётся хрупким, считает исследователь.
Причина — представители, назначенные говорить от имени мусульман, не обладают реальной народной легитимностью и не отражают социальное и этническое разнообразие мусульманской общины.
На религиозном уровне Саверо отмечает рост влияния салафизма во Франции, но не как политического движения, а как индивидуального консервативного течения, ориентированного на личное поведение и религиозную практику, а не на общественную жизнь.
Такой подход делает его особенно привлекательным для молодёжи, особенно через интернет, несмотря на усилия государства по его ограничению.
Новая академическая перспектива
В академической среде, по словам Саверо, изучение ислама во Франции стало более легитимным, после многих лет споров о «левом исламизме» и свободе исследований.
В последние годы появились новые исследовательские центры, а подход к исламу стал рассматривать его как укоренённое французское социальное явление, а не исключительно как вопрос безопасности или религии.
Таким образом, спустя десять лет после атак 2015 года, французская исламская сцена пережила глубокие перемены: от политики страха и репрессий — к попыткам переосмыслить место ислама в республиканском пространстве, хотя путь этот остаётся трудным и противоречивым.
Информационное агенство IslamNews.Ru
Войти с помощью: