Египет середины VI века хиджры переживал решающую стадию своей политической и военной истории. Ослабление Фатимидского государства совпало с ростом давления крестоносцев на его побережье, а также с внутренней борьбой между двумя визирями — Дургамом и Шаваром — за абсолютный контроль над страной.
Шавар потерпел поражение и был вынужден бежать к султану Нур ад-Дину Махмуду Занги, правителю Шама, чтобы просить у него помощи и добиться возвращения на пост визиря в обмен на значительные экономические и финансовые уступки в пользу государства Зангидов.
Нур ад-Дин преследует стратегическую цель
Однако Нур ад-Дин смотрел дальше, чем просто экономическая выгода. Он понимал, что политический и экономический контроль над Египтом укрепит Шам в борьбе с крестоносцами, поскольку обеспечит его деньгами и людскими ресурсами, необходимыми в войне на истощение. Поэтому он отправил Асада ад-Дина Ширкуха и его племянника Салах ад-Дина Юсуфа ибн Аюба, чтобы решить египетский кризис.
Салах ад-Дин сумел вернуть власть Шавару, но тот вскоре нарушил соглашение с Нур ад-Дином, замыслив предательство и даже попытку устранить союзников. Когда Ширкух и Салах ад-Дин раскрыли заговор, они убили Шавара. После этого Ширкух стал визирем Египта по договорённости с последним фатимидским халифом аль-ʿАдыдом. Когда же Ширкух умер в 564 г. х./1169 г., Салах ад-Дин занял его место — как сообщает Абу Шама в «Равдатайн».
Преддверие падения Фатимидов
В том же году ситуация в Египте достигла пика напряжённости. Крестоносцы и византийцы договорились о совместном походе, чтобы изгнать войска Салах ад-Дина и Нур ад-Дина из Египта. Это произошло в ходе похода на Дамиетту — первой крупной битвы Салах ад-Дина после назначения визирем Каира. Она стала переломной точкой на пути к ликвидации фатимидского правления.
После похода Нур ад-Дин отправил подкрепления Салах ад-Дину, осознавая, что удержание Египта — стратегическая необходимость для предотвращения его падения в руки крестоносцев. Он был убеждён, что защита Египта — это защита Шама и Иерусалима. Об этом пишет Шакир Мустафа в книге «Салах ад-Дин — рыцарь-борец».
Победа в Дамиетте: политический переворот
Несмотря на тяжёлые условия, победа Салах ад-Дина укрепила его имидж как решительного полководца. С тех пор он начал рассматривать остатки фатимидской власти не как партнёра, а как препятствие для безопасности исламского мира.
Салах ад-Дин постепенно демонтировал фатимидское влияние, избегая прямого столкновения, которое могло бы вызвать бунты или создать впечатление разрыва с Нур ад-Дином. Он усилил контроль над управлением страны, опираясь на туркменские войска, присланные Нур ад-Дином, и на растущую популярность среди египтян, которые видели в нём реальную защиту от крестоносцев — в отличие от ослабевшего фатимидского халифата.
Объединение фронта Египта и Шама
По словам Шакира Мустафы, Салах ад-Дин двигался одновременно в двух направлениях: открыть сухопутный путь между Шамом и Египтом для движения войск и торговли; обеспечить стабильность внутри Египта, исключая возможность восстания вокруг фатимидского халифа или восстановления старых сил.
Он не спешил официально ликвидировать Фатимидский халифат, но и не позволял ему восстановиться. Его победы с 569–570 гг. хиджры создали исторические условия для закрытия фатимидской эпохи и становления Айюбидского государства — будущего освободителя Иерусалима.
Кампании Салах ад-Дина на пути к освобождению
В 566 г. х./1170 г. он начал военные походы на побережье Палестины, атаковав Аскалон и разрушив укрепления до Рамлы — посылая крестоносцам сигнал: исламское войско готово наступать.
Эти походы также предотвращали сотрудничество караванов с крестоносцами под угрозой нападений; подавляли бедуинские нападения на торговые пути; усиливали безопасность между Египтом и Шамом.
В 570 г. х. он направился в Акабу — стратегический центр путей к Хиджазу и Йемену — чтобы перекрыть пути снабжения крестоносцев.
Салах ад-Дин и демонтаж Фатимидского халифата
Параллельно военным действиям он начал долгосрочный политический проект преобразования египетского общества, перенаправляя его от фатимидской идеологии к новой, суннитской государственной структуре.
Экономические и социальные реформы Салах ад-Дина
— снизил налоги, разорявшие население;
— восстановил справедливость в управлении;
— направил ресурсы на поддержку бедных.
Это укрепило его популярность и легитимность.
Борьба с «глубинным государством» Фатимидов
Салах ад-Дин нейтрализовал скрытые сети влияния:
— черный суданский гарнизон,
— сторонников заговоров во дворце (заговор «иракцев», заговор Умара аль-Йамани и др.).
Он перестроил армию, устранив старую гвардию и создав новую — из курдов, тюрков и войск Шама, полностью лояльных ему.
Военное лидерство и растущий авторитет
Его победы над крестоносцами усиливали симпатии египтян. Когда его власть укрепилась, Нур ад-Дин увидел возможность — и потребовал от Салах ад-Дина завершить демонтаж фатимидского правления.
В это время халиф аль-ʿАдид тяжело заболел, и его смерть прошла почти незамеченной — Египет уже вступил в новую политическую эпоху.
Фатимидский халифат можно было назвать «больным человеком» исламского мира. Ликвидация произошла без гражданского восстания — благодаря потере влияния и массовому разочарованию населения.
Историки эпохи: как они описывают события?
Два главных хрониста того времени — Ибн аль-Асир (суннит-зангид) и Ибн Аби Тайи (шиит) — расходятся в оценках Салах ад-Дина:
Ибн аль-Асир критиковал его за власть над Египтом и Шамом, которые считал наследием Зангидов.
Ибн Аби Тайи — очевидно симпатизировал фатимидам.
Некоторые историки (по версии Ибн аль-Асира) утверждали, что Салах ад-Дин медлил с падением халифата из страха перед Нур ад-Дином. Но современные исследователи — Шакир Мустафа, Якуб Лев, Майкл Флютон — считают это несостоятельным: все шаги Салах ад-Дина указывают на долгосрочный план демонтажа фатимидской системы.
Он не хотел сохранить халифат — он хотел демонтировать его без потрясений.
Он демонтировал центры влияния фатимидов; устранял их представителей; ослаблял халифат поэтапно.
Ликвидация: как это произошло?
Когда Нур ад-Дин приказал начать хутбу (пятничную проповедь) в Каире именем аббасидского халифа, Салах ад-Дин подчинился.
Первый человек, который осмелился произнести эту проповедь на минбаре, был «аль-амир ал-ʿАлим» — чужеземец, решивший разорвать молчание. Его действия поддержали, и на следующей неделе все мечети Египта прочитали проповедь за Аббасидов.
Так завершилась 200-летняя история Фатимидского халифата.
Строительство Айюбидского государства
Салах ад-Дин укрепил аббасидскую легитимность; объявил Египет частью суннитского мира; реформировал суды, назначив шариатских (шафиийских) судей; основал медресе и закрыл фатимидские институты; отменил тяжелые налоги и сборы; вернул незаконно присвоенные богатства населению; обеспечил поддержку беднякам и путникам; упростил хадж для египтян; преобразовал общественную жизнь в суннитском духе.
Путешественник Ибн Джубайр, посетив Египет в то время, отметил масштаб перемен и справедливость правления.
Информационное агенство IslamNews.Ru
Войти с помощью: