Нет сомнений в том, что каждый мусульманин, искренний перед своим Господом и осознающий суть своей религии, выступает против любого вида терроризма — независимо от его формы, источника и тех, кто за ним стоит. Не случайно именно мусульмане чаще других повторяют: терроризм не имеет ни религии, ни национальности. Это глобальная проблема, против которой должен объединиться весь мир, если он действительно ищет разумные и действенные пути её преодоления.
То, что произошло в Сиднее в эти дни, было иррациональным и преступным актом, который мусульманин — прежде других — не может оправдать и тем более поддержать. Кто-то пытается объяснять случившееся ужасающими картинами, которые мир на протяжении двух лет наблюдает в Газе, не предпринимая реальных шагов. Кто-то ищет оправдания и интерпретации. Но по-настоящему поразительным является не сам факт осуждения, а избирательность, с которой международное сообщество реагирует на подобные события.
Стоило инциденту произойти — и мир единодушно осудил его. Прозвучали громкие заявления, требования немедленного расследования и наказания виновных. Осуждение было быстрым, жёстким и почти безоговорочным.
Международные осуждения и логика двойных стандартов
Международные и региональные структуры, главы государств и официальные лица поспешили выразить своё возмущение нападением на пляже Бонди в Сиднее, в результате которого погибли и пострадали люди. Звучали слова солидарности с Австралией, с её народом и семьями жертв, решительное неприятие насилия и ненависти.
Мусульманские организации — в России, в Австралии и в других странах — также незамедлительно осудили произошедшее. Однако болезненный контраст становится очевидным, когда мы вспоминаем, что те же самые голоса хранили молчание, когда израильская армия убивала детей, женщин и стариков, разрушала больницы, школы и убежища мирных жителей, спасавшихся от войны в Газе.
Лишь немногие мировые лидеры позволили себе тогда ясные и недвусмысленные заявления. И именно в этом контексте особенно бросаются в глаза слова президента США, который назвал сиднейский инцидент «ужасающим», но в то же время, выступая в израильском кнессете, заявил:
«У нас есть оружие, о котором никто и не мечтал. Значительную часть этого оружия мы передали Израилю — и вы хорошо его использовали».
В этих словах не прозвучало ни тени осознания того, что именно этим оружием были убиты десятки тысяч палестинцев, среди которых — тысячи детей.
Нетаньяху и политизация трагедии
Австралийские власти предпочли трезвый и ответственный подход, рассматривая произошедшее как уголовное преступление, требующее расследования и правовой оценки. Широкий общественный и религиозный консенсус внутри страны был направлен на сохранение социального единства и отказ от коллективной ответственности, особенно на фоне чувствительности, вызванной войной в Газе.
Совсем иной путь избрало израильское руководство во главе с премьер-министром Биньямином Нетаньяху. Инцидент был представлен как проявление антисемитизма, а его значение искусственно расширено, чтобы связать любой акт насилия за пределами Израиля с глобальной ненавистью к евреям.
Нетаньяху попытался использовать трагедию в политических целях: связать её с протестами против войны в Газе и представить их как угрозу безопасности еврейских общин на Западе. Особый акцент был сделан на риторику «еврейской жертвы», в то время как Австралия всё чаще демонстрировала позиции, не совпадающие с израильской политикой — включая признание Палестины и разрешение массовых акций солидарности с Газой. Не стоит забывать, что именно в Австралии прошли одни из крупнейших в мире протестов против войны и гуманитарных нарушений в секторе Газа.
Когда нарратив даёт трещину
В своём первом заявлении Нетаньяху говорил о «храбром еврее», который якобы обезвредил нападавшего. Однако ход расследования быстро разрушил этот образ: выяснилось, что человек, остановивший преступника, был мусульманином сирийского происхождения, получившим широкое общественное признание в Австралии.
Тем не менее Нетаньяху так и не нашёл слов благодарности в его адрес — не потому, что поступок был недостоин признания, а потому, что он не вписывался в образ «храброго еврейского героя», который должен был подтвердить заранее выбранную политическую версию.
Этот, казалось бы, частный факт оказался глубоко символичным. Он подорвал готовую политическую схему и показал сложность реальности, которая не укладывается в упрощённые идеологические рамки. Возможность представить случившееся как доказательство религиозной ненависти оказалась серьёзно ограничена.
Хотя позже израильский премьер скорректировал свои формулировки, общий тон израильского дискурса, по мнению аналитиков, продолжил игнорировать этот аспект, сосредотачиваясь исключительно на политическом давлении на западные правительства.
Однако многие наблюдатели считают, что эта стратегия перестаёт работать. Израиль настолько расширил понятие «антисемитизм», включив в него любую критику своей политики и войны в Газе, что сам термин начал утрачивать силу в западном общественном сознании, перестав быть инструментом морального или политического сдерживания.
Газа продолжает взывать о помощи
Тем временем Израиль продолжает нарушать нормы международного права и не выполняет соглашения, достигнутые при посредничестве США, России, арабских стран и международных организаций. Министр иностранных дел Турции Хакан Фидан заявил, что Израиль ежедневно нарушает договорённости и продолжает обстрел восточных районов Хан-Юниса на юге сектора Газа.
Он также предупредил о существовании плана по принудительному опустошению Газы от палестинского населения, подчеркнув, что единственным реальным способом предотвратить это является размещение международных сил, способных обеспечить безопасность и относительную стабильность.
По его словам, происходящее в Газе останется чёрным пятном в истории человечества, но вместе с тем стало фактором пробуждения глобального общественного сознания.
В том же контексте Amnesty International сообщила о катастрофических последствиях проливных дождей в Газе, которые привели к наводнениям и затоплению тысяч временных убежищ и палаток.
Особенно сильный отклик вызвало видео с палестинским ребёнком, чья палатка была смыта водой и ветром. Оказавшись в ловушке стихии и беспомощности, он выкрикнул в мир, погружённый в молчание:
«Мы тонем… где люди? где умма?»
Все эти трагедии в Газе сегодня напрямую связаны с политикой правительства Нетаньяху, которое продолжает блокировать поставки гуманитарной помощи — продовольствия, медикаментов и временного жилья. И это та самая власть, которая громче всех говорит о «еврейской виктимности» в инциденте, осуждённом мировым сообществом не потому, что жертвы принадлежали к той или иной религии или нации, а потому что они были мирными, невинными людьми.
В исламской традиции жизнь, имущество и достоинство человека неприкосновенны. Именно эту религию сегодня пытаются представить как источник насилия и терроризма — вопреки её сущности и вопреки очевидной реальности.
Информационное агенство IslamNews.Ru
Войти с помощью: