Риск как товар vs. риск как ответственность: почему миру нравятся финансы по шариату

Халяльные инвестиции уже давно не воспринимаются обществом как религиозная практика, предназначенная только для мусульман. Согласно статистике, в 2025 году мировой объем этого рынка составил $5 трлн и каждый год эта цифра увеличивается на 10-12%. На вопрос о том, почему все больше людей проявляет интерес к исламскому подходу и чем он отличается от западного ответить помог Кайрат Бермуканов, президент хедж фонда IBF TRUST, доктор DBA и эксперт Forbes.

Деньги в исламской экономике должны постоянно работать и создавать доходность для их владельцев и общества, а риски должны справедливо распределяться среди всех участников сделки и быть оправданными. Такие принципы — основа, на которой строятся финансовые отношения по шариату.

В современном мире риск является привычной частью экономической деятельности: инвесторы оценивают волатильность, компании строят модели, банки продают риск как продукт. Но в исламской финансовой системе к риску относятся иначе — здесь он не превращается в товар, а становится инструментом ответственности. Здесь главенствует принцип «аль-гунм би-ль-гурм» — «нет прибыли без риска», что означает, если ты хочешь получить доход — то должен разделять риск с другими участниками сделки. В то же время, западная модель допускает получение прибыли без участия в рискованной деятельности или перенос риска на слабейшего участника сделки. С этой точки зрения, исламский подход кажется справедливее и честнее.

Одно из ключевых понятий в халяльном инвестировании — это «гарар». Само это слово в переводе с арабского языка означает «опасность», а термин означает неопределенность или рискованность, обман или спекуляцию. Сделка с гараром — это, например, сделка, где стороны не понимают, что именно покупают или продают, а по исламским нормам торговать тем, чего у продавца еще нет нельзя. Кстати, по этой причине в исламском банкинге отсутствует такое понятие как «ипотека» в привычном нам смысле. Здесь кредитор приобретает недвижимость сам и, уже владея ею, перепродает ее покупателю по цене чуть выше с выплатой долями (это называется мурабаха).

К риску в исламской финансовой культуре вообще относятся неоднозначно: здесь неопределенность считается источником социальной несправедливости и конфликтов, поэтому она должна быть снижена до минимума. К слову, в западных финансах риск часто оправдывается высокой потенциальной прибылью.

Вообще, ислам различает два вида риска:

Пустой риск (мейсир), который запрещен. Это азартные игры, спекуляции, ставки на цены, игра на волатильности. С экономической точки зрения, такие действия просто переносят деньги от проигравшего к выигравшему без создания реальной стоимости.

Предпринимательский риск (гурм), который разрешен и даже поощряется. Это риск инвестиций в реальные проекты, бизнес, производство, во все то, что создает ценность.

Западная модель часто не различает эти виды рисков: если на западе деривативы, опционы, спекулятивные сделки считаются нормальной частью рынка, но на востоке — нет.

Риск в исламской этике — это моральная категория, в отличие от западных финансов, где риск оценивают математически (VAR, волатильность, корреляции). В шариате же часто возникают вопросы: справедливо ли распределен риск; есть ли обман, неравенство, манипуляция; формирует ли сделка реальную экономическую ценность; защищены ли обе стороны в равной степени? Со сделками, нарушающими баланс, ислам работает не как регулятор, а как моральный ориентир.

На самом деле, исламский и европейский подход к риску — это два принципиально разных подхода. Европа привыкла к тому, что риск — это ресурс для доходности, а неопределенность и спекуляции — совершенно нормальны и являются привычной частью рынка.

На Востоке риск воспринимают не как товар, а элемент справедливости. Во всех исламских финансовых инструментах неопределенность должна быть сведена к минимуму, спекуляции здесь запрещены, а убытки делятся между партнерами. Многие халяльные банки, например, выдавая кредит на проект даже готовы недополучить проценты в случае его провала, разделив таким образом риск с клиентом.

Участники рынка — не только восточного — часто считают такой подход более справедливым и именно поэтому исламские финансы набирают популярность не только среди мусульман. Исламская финансовая система делает рынок устойчивее: меньше пузырей, меньше кризисов, больше реальной экономики.

Автор: Татьяна Терёшина

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Реклама

Яндекс.Метрика