Франция вновь оказалась в центре политического и общественного шторма религиозного характера после того, как новые парламентские предложения вызвали масштабную полемику о запрете ношения хиджаба и поста в Рамадан для лиц младше 16 лет.
Эта дискуссия вернула на повестку одну из самых чувствительных тем во французском обществе. Речь идёт о резко предвзятых расследованиях, упрощённых соцопросах и создании атмосферы страха перед «другим», что ведёт к опасной эрозии республиканских принципов.
В свете приближающихся политических выборов кажется, что эта тема останется в центре внимания, превращаясь в один из самых поляризующих вопросов страны в ближайшие годы.
Между светскостью и попытками оправдания
В 100-страничном докладе под названием «Исламистская идеология: препятствие национальной сплочённости», опубликованном 25 ноября, правые депутаты призвали запретить ношение хиджаба и соблюдение поста Рамадана для несовершеннолетних до 16 лет. Сенаторы также предложили запретить хиджаб для сопровождающих в школьных поездках.
Эти два предложения входят в число 17 рекомендаций, выработанных 29 членами Сената от партии «Республиканцы» под руководством сенатора Жаклин Осташ-Бреньо (департамент Валь-д’Уаз). Хиджаб и детский пост были названы «формой психологического воспитательного насилия».
Сенаторы-республиканцы описывают хиджаб как «символ гендерной сегрегации, инструмент социального контроля и маркер определённых зон». В документе они оправдывают свои рекомендации «защитой ребёнка».
18 ноября институт IFOP опубликовал большой отчёт об отношении французских мусульман к религии, выделив у части из них «исламскую ориентацию». Это вызвало шквал критики и вопросов о том, кто стоял за этим заказом.
Газета Le Monde сообщила, что исследование было проведено по заказу журналов и сайтов, утверждающих, что борются с экстремизмом.
Исследователь Франсуа Бурга считает, что несмотря на технические перекосы, в частности в методологии IFOP, не стоит полностью отвергать результаты — но следует отвергать их подачу. Он сказал Al Jazeera: «Неудивительно, что религиозность молодёжи французских мусульман растёт на фоне исламофобской атмосферы. Но это не болезнь и не угроза».
Старый новый спор
Активистка и преподаватель Эсмахан Шудер поясняет, что происходящее — это продолжение многолетней линии антиисламской политики и растущего числа законопроектов, которые нацелены исключительно на одну часть французского общества — мусульман.
Она отметила, что подобные доклады и опросы не новы: «Последние 30 лет мы наблюдаем масштабную атаку на ислам, прикрытую выражениями о равенстве, правах и защите от экстремизма. Но сегодня это стало более грубым, идущим не только от крайне правых, но и от ряда местных СМИ».
Шудер, основательница ассоциации «Женщины за равенство», считает, что подобные инициативы особенно активно появляются накануне выборов или в периоды социальных напряжений, служа способом отвлечения общественного мнения. Сейчас же частота и резкость антиисламских инициатив только растут.
Исследование IFOP показало, что уровень религиозности среди молодых французских мусульман повышается — как в обрядах, так и в символах. Это одни интерпретируют как реакцию на исключённость, другие — как признак кризиса традиционной модели интеграции.
Франсуа Бурга сказал: «До 2020 года французское государство преследовало действия небольшого меньшинства мусульман. После 2020-го оно стало преследовать даже самые обычные мнения и практики уже большинства мусульман». По его словам, сегодня идёт политическое соревнование между правыми и крайне правыми, а «полем боя» стали мигранты и мусульмане.
Образ «внутреннего врага»
Французский совет мусульманской веры сообщил о существовании «расследования» в отношении французских мусульман, заказанного CRIF — представительным советом еврейских организаций Франции, и выполненного французским предпринимателем и израильским агентом.
Совет заявил, что обратится в Национальную комиссию по защите данных, учитывая обработку чувствительных данных, связанных с этнической и религиозной принадлежностью.
Эсмахан Шудер считает, что происходит «откровенная манипуляция»: по её словам, многие эксперты установили, что CRIF стал «ударным кулаком исламофобии», особенно в контексте последних двух лет и геноцида в Газе — где, как она выражается, «всё дозволено, лишь бы обвинить мусульман в антисемитизме».
Под видом борьбы с антисемитизмом, говорит она, цель — дискредитировать голоса, выступающие против несправедливости и отстаивающие права человека, особенно те, кто высказывается против геноцида в Палестине.
«Когда тебя постоянно описывают как внутреннего врага или угрозу социальному единству, республике или системе образования, — говорит Шудер, — то естественной реакцией для мусульманина во Франции становится стремление уйти в своё безопасное пространство, защищаясь даже от словесных атак».
Она отмечает, что единственный способ не подвергать французских мусульман опасности — «оставаться в собственных кругах, среди тех, кто похож на тебя и не обвиняет тебя в проблемах страны». Молодёжь ощущает это как реальное чувство несправедливости и протест против лозунга «жить и работать вместе».
Информационное агенство IslamNews.Ru
Войти с помощью: