Воссоздание мостов между исламскими мазхабами — это не интеллектуальная роскошь и не элитарный выбор, а шариатская и стратегическая необходимость, продиктованная целями шариата по достижению единства и согласия, а также защите уммы от раскола и конфликтов. Исламские правовые школы никогда не были фактором разобщения, а представляли собой научную иджтихадийскую структуру, отражающую гибкость шариата и его способность охватывать правовое разнообразие. Однако со временем эти различия стали использоваться в политических и сектантских целях, что привело к эскалации конфликтов вместо их регулирования в соответствии с шариатскими нормами. Такая реальность требует от уммы выхода за рамки теоретических дискуссий о сближении мазхабов к новой фазе принятия правового многообразия, где это разнообразие становится фактором взаимодополняемости, а не причиной разлада.
В этом контексте проводится вторая конференция по построению мостов между исламскими мазхабами в Мекке под покровительством Служителя двух святынь короля Салмана бин Абдул-Азиза. Она знаменует собой принципиальный переход от простого сближения к активизации общих точек соприкосновения, от диалога к институциональному строительству эффективного исламского единства. Усилия по сближению не могут оставаться на уровне академических встреч, но должны превратиться во всеобъемлющую концепцию, заново определяющую отношения между мусульманами в рамках четких основополагающих и методологических подходов. Эта конференция направлена на переосмысление взаимоотношений между исламскими мазхабами на основе шариатских норм, регулируемых принципами иджтихада и общими целями шариата.
История доказала, что исламская юриспруденция никогда не была односторонней доктриной, но основывалась на принципе плюрализма в иджтихаде, что предоставляло умме широкое пространство для разнообразия внутри единства веры. Однако главная проблема заключается не в существовании множества правовых школ, а в способе их управления внутри уммы. Когда мазхабы управлялись в соответствии с основополагающими методологиями, они были фактором научного обогащения, а когда их использовали в политических конфликтах, они превращались в причину разделения и внутренних войн. Различение между законным правовым разногласием и осуждаемым сектантским противостоянием является правильным подходом к восстановлению баланса в отношениях между исламскими мазхабами и возрождению принципа учета разногласий (мура’ат аль-хиляф), который представляет собой прочную основополагающую концепцию, поддерживаемую маликитами и другими правовыми школами, позволяющую регулировать разногласия в рамках шариата, не превращая их в инструмент раскола.
Принцип учета разногласий гласит, что если правовое разногласие имеет обоснованное шариатское основание, оно попадает в сферу дозволенного, и с ним следует обращаться как с признанным иджтихадом, а не как с поводом для конфликта или исключения. Невозможно представить исламское единство, основанное на устранении правовых разногласий, поскольку это противоречит природе исламского иджтихада. Однако можно достичь единства, основанного на использовании общих принципов и управлении разногласиями в рамках научно сбалансированного подхода. Рассмотрение правового многообразия как естественного явления в исламском праве требует переосмысления взаимоотношений между мазхабами на основе шариатских принципов, регулируемых основополагающими нормами, а не политическими или сектантскими мотивами.
В этом контексте имам аль-Карафи, маликитский факих, в своей книге «Аль-Фурук» пишет: «Если правовое разногласие имеет сильное доказательство, то его учет предпочтительнее, чем его игнорирование, поскольку учет разногласий ведет к объединению шариатских доказательств, тогда как их игнорирование приводит к предпочтению одного из них без окончательного аргумента». Этот правовой подход усиливает возможность достижения исламского единства, основанного на признании правового многообразия, а не на навязывании единой правовой концепции.
Документ «Мекканская хартия», принятый на первой конференции, заложил прочную основу для этого проекта, подчеркнув, что правовые разногласия должны оставаться в научной сфере и не превращаться в доктринальные или политические конфликты. Однако успех этой хартии зависит от ее практического воплощения в виде программ, которые не останутся просто теоретическими текстами, а превратятся во всеобъемлющую рамочную систему, регулирующую отношения между мазхабами в соответствии с точной шариатской методологией. В этой связи актуальна разработка «Манифеста исламских мазхабов», который определяет основные принципы управления правовым разнообразием и различает законное правовое разногласие и практики, выходящие за его рамки и разжигающие раздоры в исламских обществах.
Сегодня сближение мазхабов — это не просто правовой или интеллектуальный вопрос, а цивилизационный вызов, требующий комплексного подхода, выходящего за рамки традиционных дискуссий, к формированию нового исламского сознания, где культура правового многообразия становится частью идентичности исламских обществ. Это требует реформирования образовательных программ, пересмотра религиозного дискурса и развития исламских СМИ, которые должны стать инструментом укрепления культуры сближения, а не ареной для сектантских противостояний. Также эта концепция должна найти отражение в религиозных институтах, чтобы они представляли правовое многообразие уммы, а не становились инструментами распространения односторонних взглядов.
Инициатива уважаемого доктора Мухаммада бин Абдуль-Карима аль-Исы по запуску второго этапа проекта сближения исламских мазхабов направлена именно на это. Она призвана преодолеть традиционный диалог и предложить практические решения для укрепления культуры принятия правового многообразия. Эта инициатива ориентирована на исправление ошибочных представлений о различных мазхабах, формирование мышления, которое выходит за рамки конфликта к логике взаимодополняемости, и развитие сознательного баланса, при котором общественные интересы уммы ставятся выше узких сектантских интересов.
Согласно видению аль-Исы, вызов состоит не в том, чтобы доказать существование точек соприкосновения между мазхабами — это очевидный факт, — а в том, как превратить эти общие точки в действенные инструменты, служащие интересам исламских обществ. Поэтому эта концепция направлена на разработку образовательных, медийных и религиозных программ, способствующих единству исламского сообщества путем акцентирования на крупных правовых согласиях и созданию механизмов управления правовыми разногласиями.
Проведение этой конференции в Мекке в благословенный месяц Рамадан — это четкое послание о том, что исламская умма способна преодолеть свои разногласия, если будет воля к этому. История исламской цивилизации свидетельствует, что периоды ее расцвета приходились на времена, когда мусульмане умели использовать свое правовое и интеллектуальное разнообразие для созидания, а не разрушения. Сегодняшний вызов — возродить этот цивилизационный пример, где правовое многообразие становится источником силы уммы, а не причиной ее слабости и разобщенности.
Мухаммад Башари, доктор шариатских наук
Информационное агенство IslamNews.Ru
Войти с помощью: