Вопросы межрелигиозных отношений в организации работы с верующими военнослужащими при выполнении боевых задач в зоне специальной военной операции обсудили в Казанском представительстве Болгарской исламской академии. В дискуссии приняли участие представители государственных, религиозных, общественных организаций и образовательных учреждений. Среди них — Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата, Филиал Государственного фонда поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества» по Республике Татарстан, Духовное управление мусульман РТ, Казанская Епархия, общенациональный благотворительный фонд «Ярдам — Помощь», а также магистранты и докторанты Академии, находящиеся сейчас на передовой в зоне специальной военной операции.
«СВО выявила необходимость в духовной помощи военнослужащим»
Обращаясь к участникам круглого стола, ректор Академии Фархат Хуснутдинов напомнил, что 2025 объявлен Президентом страны Владимиром Путиным Годом защитника Отечества. В связи с этим тема встречи как никогда актуальна.
«Специальная военная операция выявила острую необходимость в духовной и психологической помощи военнослужащим. В этих условиях возрастает роль священнослужителя в поддержке веротерпимости, межрелигиозного мира и согласия в воинских коллективах», — отметил ректор, подчеркнув, что главная задача сегодняшней встречи — обмен опытом представителей религиозных организаций в укреплении духовно-нравственных основ воинской службы и создании здорового климата в воинских коллективах и семьях военнослужащих.
Как отметил ректор, несмотря на включенность лучших врачей в деле борьбы за здоровье российских военнослужащих, нельзя забывать об израненных душах тех, кто сейчас на передовой, и их близких, оставшихся ждать их дома. Здесь помочь морально и духовно может лишь духовенство, которое значительно облегчает процесс эмоциональной реабилитации.
«Исходя из своей практики общения с военнослужащими и их семьями, хотел акцентировать внимание на двух важнейших аспектах. Во-первых, процесс реабилитации должен распространяться не только на участника боевых действий, но и на его семью, ведь запрос идет не только со стороны ветеранов, но и со стороны их семей. Во-вторых, в оказании духовной помощи участникам СВО и их семьям нужно сместить акцент на оказание необходимой помощи в реабилитации до того, как бойцы вернулись к мирной жизни, непосредственно в зоне боевых действий. Здесь важна роль полковых имамов», — пояснил Фархат Хуснутдинов.
В этой работе крайне важно понять, что адаптация занимает немало времени, а более эффективной её может сделать именно совместная работа религиозных деятелей и общественных организаций, выстраивающих свою работу на основе традиционных духовно-нравственных ценностей.
Модератором дискуссии выступила начальник Центра межрелигиозного диалога Академии, исполнительный директор Фонда содействия стратегическому диалогу и партнерству Эльмира Садыкова.
«Патриотизм, служение Отечеству и вера — культурный код нашего народа, который формировался на протяжении становления государства. А религиозность — одна из важных опор в жизни человека, а значит, и всего нашего государства», — напутствовала собравшихся Садыкова.
«В этот переломный момент от религиозных деятелей зависит, как будет выстраиваться жизнь детей бойцов»
В свою очередь член Комитета Государственного Совета Республики Татарстан по законности и правопорядку действий в зоне СВО Эдуард Шарафиев подчеркнул, что в окопах плечом к плечу сражаются представители разных национальностей, последователи разных религиозных учений. При этом всегда перед выполнением очередной боевой задачи или по возвращении с неё они обязательно обращаются к полковым имамам и священникам, чтобы получить наставление или развеять своё беспокойство.
По мнению Шарафиева, который сам прослужил в зоне специальной военной операции полтора года, главная и важная задача — работать с теми, кто находится в тылу, кто познал боль утраты.
«Нужно работать с этими семьями. В нашей республике все вопросы поддержки отрегулированы благодаря правительству и Раису Рустаму Минниханову, выстроена системная работа. Все семьи участников СВО стоят на учёте. Такую же работу надо проводить вместе со священнослужителями, доходить до каждой семьи, до каждого близкого, особенно важно работать с детьми, чтобы они не оставались один на один. В этот переломный момент от религиозных деятелей зависит, как будет выстраиваться жизнь детей», — пояснил Шарафиев.
«Священнослужителями движет любовь к нашему Отечеству, народу, когда они принимают решение отправиться в зону СВО и духовно поддержать наших воинов»
Представитель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, иерей отец Григорий Матрусов напомнил собравшимся одну важную мысль: если человек не учится, исходя из прошлого опыта, то потом сталкивается с определёнными жертвами. Яркий тому пример, по словам церковника, — Великая Отечественная война, когда, несмотря на все предпосылки вооружённого конфликта, СССР не был готов к войне, что пришлось навёрстывать походу.
«Сегодняшняя ситуация во многом является повтором тех трагических событий. Восемь лет Европа укрепляла Украину, особенно в идеологическом плане, а наша армия не оказалась готова к реальностям тех боевых действий. Но есть уникальный опыт в Сирийской арабской республике. Сейчас мы на ходу наращиваем производство. 22 июня 1941 года вряд ли кто мог представить длительность войны и количество жертв. Три года назад, 24 февраля, мало кто мог подумать, что через три года будем находиться в той ситуации, когда одновременно есть надежда на окончание боевых действий и её нет», — отметил Матрусов.
По словам отца Григория, важный урок, который преподнесла Великая Отечественная война и который сейчас крайне важно помнить, — у мусульман и православных есть Родина, за которую нужно воевать.
«Когда пришла внешняя угроза, представители всех религий в едином порыве встали на защиту Родины. Да, иностранные проповедники часто пытаются вбить в головы наших ребят, что это война не наша, что нужно не воевать, а держаться от всего этого подальше. Но как раз пример Великой Отечественной войны нам в помощь — как и тогда, сегодня мусульмане и православные разных регионов встали на защиту Отечества. Эти примеры для нас сейчас очень важны. Без веры в Бога у нас не будет внутренней силы. Поэтому с Божьей помощью мы можем преодолеть многие трудности», — подытожил Григорий Матрусов.
К его словам присоединился руководитель Отдела по взаимодействию с Вооружёнными Силами Казанской епархии протоиерей Владимир Самойленко, который напомнил, что с начала СВО на всех направлениях духовенство совершает свою миссию по духовному кормлению воинов, которые нуждаются в этом особенно в дни проведения специальной военной операции.
«Священнослужителями движет любовь к нашему Отечеству, народу, когда они принимают решение отправиться в зону СВО и духовно поддержать наших воинов. Наши священники и мусульманское духовенство — патриоты с большой буквы. Наши совместные поездки и тесное взаимодействие приносит хороший результат. У нас одна задача — помочь остаться людьми в нечеловеческих условиях, чтобы наши воины не потеряли своё человеческое лицо, не превратились в зверей», — отметил Самойленко.
«Военнослужащие очень нуждаются в духовной пище»
Опытом работы с мусульманами из числа военнослужащих поделились и сотрудники Духовного управления мусульман Татарстана, подключившись к дискуссии непосредственно с зоны боевых действий. К примеру, Мансур Джалялетдинов, заместитель муфтия Татарстана по вопросам поддержки участников СВО и членов их семей, рассказал о том, что у бойцов дух поднятый, раненные жаждут вновь встать в строй, все стремятся к скорейшему завершению специальной военной операции, ждут победы.
«Конечно, к глубочайшему сожалению, и в России есть те, кто призывает не поддерживать наших бойцов на СВО. Но большая часть тех, с кем я встречался во время поездок по Татарстану, не просто поддерживают наших ребят, но вместе с волонтёрами оказывают посильную помощь, стремятся внести личный вклад в победу. Да, если сначала люди раскачивались, то сегодня много меценатов, бизнесменов помогают и едой, и необходимыми бытовыми предметами, техникой, вооружением. В начале люди раскачивались, но сегодня у нас меценаты, бизнесмены много помогают. А Украину снабжает вся Европа. Представьте себе, 50 стран мира воюют против России», — отметил Джалялетдинов.
С мнением коллеги согласился и полковой имам ДУМ РТ, помощник муфтия Татарстана Мухаммад Хайруллаев. В ответ тем, кто выступает против СВО и укоряет бойцов за исполнение боевого долга, имам призывает обратиться к истории из жизни Пророка (мир ему и благословение Всевышнего), а именно — к битве при Табуке. Тогда Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) узнал от своей разведки, что для нападения на Медину собирается огромное войско. Приняв решение собрать свою армию, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) выдвинулся на встречу врагу.
«Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) отправился в столь далёкое расстояние, нанёс первый удар, скажем так, — о чём это говорит? Да и кто сегодня лучше разбирается в военных действиях? Наш президент, главнокомандующий Владимир Путин. Мы с вами видели, как к этому готовились 8 лет. Если бы не на ДНР и ЛНР, то сражались бы мы на нашей территории», — пояснил Хайруллаев.
Говоря о работе с военнослужащими в качестве полкового имама, Мухаммад Хайруллаев отмечает, что они очень сильно нуждаются в духовной пище, во встрече с имамами, после беседы с которыми у многих развеиваются сомнения, уходят определённые страхи и возрастает мотивация.
«Мусульмане всегда бок о бок с представителями других религий сражались за нашу общую Родину. В годы Великой Отечественной войны муфтий Габдрахман Расулев издал фетву, согласно которой борьба с фашистами считалась для мусульман джихадом. И сегодня мы видим, что на противоположной стороне также широко распространена фашистская идеология», — резюмировал полковой имам.
В конце своего выступления он зачитал участникам круглого стола письмо 101-летней татарской бабушки, участники Великой Отечественной войны, с которым он всегда приходит на встречу к солдатам, показывая, какая за их спинами мощная поддержка.
«Болгарская академии имеет адаптивный ресурс для консолидации благотворительных социальных и иных инициатив в области помощи ветеранам СВО и членам их семей»
Опытом в реализации проектов общенационального благотворительного фонда «Ярдам-Помощь» в сфере работы с нуждающимися в контексте СВО поделился заместитель председателя Совета Фонда по информационной политике Ренат Музаферов. Он отметил, что с самого начала боевых действий стартовала акция «Батырлык — мужество» по поддержке семьей мобилизованных через предоставление им продуктовых сертификатов. Кроме того в разное время для нужд военнослужащих Фондом были переданы необходимые вещи, в том числе ноутбуки, печи, электроинструмент, два автомобиля УАЗ.
«На базе нашего комплекса при взаимодействии с Фондом поддержки участников СВО „Защитники Отечества“ мы провели выездной интенсив по социальной реабилитации для семей участников специальной военной операции, в котором приняли участие не только жёны и дети бойцов, но и их родители. Порядка 10 семей со всей республики в течении 10 дней прослушали лекции с имамами, психологами, юристами, сотрудниками Минздрава и соцзащиты. Для детей были организованы занятия в спорткомплексе „ДАН“, различные мастер-классы, занятия с детским психологом и многое другое. Видя положительные результаты такой инициативы, мы решили сделать проект регулярным и проводить его в летнее, каникулярное время», — поделился Музаферов.
Также важным проектом, организованным общественной рабочей группой на площадке Фонда «Ярдам» является проект подготовки специалистов по уходу за нуждающимися «Мархамат кулы („Рука милосердия“)», главная цель которого — создание сообщества специалистов, способных оказывать уход за нуждающимися гражданами с учетом морально-нравственных предписаний религии ислам. На данный момент совместно с Российским исламским институтом и специалистами Минсоцзащиты РТ была создана образовательная программа повышения квалификации «Социальное служение в исламе: практика ухода за нуждающимися», в первом потоке обучения по которой приняли участие 20 слушательниц. В планах, по словам Музаферова, — провести ещё четыре потока КПК, поскольку есть потребность в подготовке соответствующих специалистов.
«Резюмируя свое выступление, хотелось бы подчеркнуть, что площадка Болгарской исламской академии имеет адаптивный ресурс для консолидации имеющихся и вновь создаваемых общественных, благотворительных, социальных и иных инициатив в области помощи ветеранам СВО и членам их семей», — подытожил заместитель председателя Совета Фонда по информационной политике Ренат Музаферов.
Имамы-студенты на линии передовой: от теоретических знаний к практической работе
Сразу несколько обучающихся в Болгарской исламской академии имамов сегодня либо сами находятся на передовой, духовно и морально поддерживая солдат, либо регулярно отправляются с гуманитарной миссией.
Так, докторант Академии, руководитель коранического центра «Зейд бин Сабит» при Духовном управлении мусульман Поволжья, докторант Академии, доброволец добровольческого отряда «Ахмат» Министерства Обороны Российской Федерации Ильяс Ильясов сначала два года занимался гуманитарной миссией в зону специальной военной операции, а сейчас является добровольцем батальона «Ахмат», входит в состав взвода религиозных деятелей, выполняющих религиозную и боевую задачу в красной зоне — в блиндажах и окопах.
«Духовность — источник силы и утешения. Религия помогает при поиске смысла в непростых ситуациях, справиться с травмами, эмоциональными трудностями и потерей товарищей. Наша задача, как имамов на передовой, помочь военнослужащим ориентироваться в непростых ситуациях. Нужно понимать, что соблюдение религиозных предписаний кардинально отличается, когда ты находишься на передовой. Нужно особое внимание уделять изучению этих вопрос, потому что незнание — большая преграда для выполнения своих религиозных обязанностей», — отметил Ильясов.
Рассказывая о своём личном опыте службы на передовой, докторант Академии выступил с предложением на базе Болгарской исламской академии создать курсы для имамов, которые ездят на передовую, чтобы они получили азы психологической подготовки.
В свою очередь магистрант Акдемии, заместитель председателя муфтия Пензенской области по связям с общественностью и взаимодействию с органами власти Юсеф Бибарсов рассказал о своих поездах в ДНР и ЛНР, а также о работе с местными прихожанами и мусульманами из числа военнослужащих. Так, за время посещения Донбасса Бибарсов посетил такие города, как Донец, Мариуполь, Шахтёрск, Снежной и Торез, где общался с жителями, читал лекции об исламе, оказывал гуманитарную помощь нуждающимся.
«На данный момент в ДНР действует 8 мечетей, в 7 из которых — имамы-самоучки. Это те мусульмане, которые приехали туда из Татарстана, Пензенской и Пермской областях, чтобы внести свой вклад в распространение ислама на этих землях», — поделился Юсеф Бибарсов. За свою деятельность он награждён медалью «За содействие СВО», а также благодарственными письмами.
О деятельности Нижнекамского мухтасибата в рамках религиозного служения в рамках СВО поделился Абдульхаким Яруллин, магистрант Академии, имам мечети в пгт. Камские Поляны «КамАл», заместитель мухтасиба города Нижнекамска и Нижнекамского района по вопросам СВО и халяль-питанию. Абдульхаким с гуманитарной миссией дважды посещал Луганскую область, где в том числе общался с мусульманами, несущими службу на передовой. В частности, они обращались за помощью в налаживании поставки халяль-питания, а также просили направить религиозную литературу.
«Огромная работа ведётся и в тылу, в том числе с семьями военнослужащих. Стараемся помогать духовно, читать дуа, общаться. Также принимает непосредственное участие во всех мероприятиях, которые проводит администрация города, собираем гуманитарную помощь», — поделился Яруллин, который за свою деятельность был награждён медалью «Волонтёры России».
В ходе круглого стола участники ознакомились с методологическими подходами в организации духовно-просветительской работы с верующими военнослужащими и поднятии их морального духа, обозначили высокую роль священнослужителя в работе по реабилитации участников СВО и их семей, определили значение межрелигиозного диалога в патриотическом и нравственном воспитании военнослужащих, населения на основе духовных ценностей традиционных религий России, а также обменялись теоретическим и практическим опытом священнослужителей традиционных конфессий по взаимодействию с военнослужащими, находящимися в зоне проведения СВО.
Информационное агенство IslamNews.Ru
Войти с помощью:
Ответить
Давно не встречал такой массированной идеологической обработки... Прямо-таки настоящая артподготовка! ••••••••••••••••••••••••• Кстати, насчёт сравнения с походом на Табук. Некто "помощник муфтия" заявляет: «...«Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) отправился в столь далёкое расстояние, нанёс первый удар, скажем так, — о чём это говорит? Да и кто сегодня лучше разбирается в военных действиях? Наш президент, главнокомандующий Владимир Путин. Мы с вами видели, как к этому готовились 8 лет. Если бы не на ДНР и ЛНР, то сражались бы мы на нашей территории», — пояснил Хайруллаев...» •...
Читать дальше
Ответить
Этот "помощник" (понятно кого на самом деле) недавно приводил в интервью РИА Новости вымышленный хадис со смыслом, что любовь к родине это часть веры. Произнёс ту же фразу в Телеграм канале ДУМ РТ, поздравляя мусульман (!!!) с 23 Феравля. Ещё и подразумевая, что родиной в данном случае является всё российское государство. Поистине, время Даджаля близко! Бегите от этих подхалимов, словно от огня Ада!