Утверждение новой веры и нового образа жизни на основе нового представления о человеке, жизни и мироздании было бы невозможным без достижения эпистемического скачка от знаний и представлений арабов времен джахилийи[ii] к знаниям и представлениям, которые должен был у них сформировать ислам. Эту сложную и масштабную задачу невозможно было бы решить без иджтихада, ставшего важным и необходимым побочным продуктом все прочнее закреплявшегося исламского мировоззрения. Сам Пророк (САС) начал учить иджтихаду своих сподвижников и временами предлагал им практиковаться в нем в его присутствии. В иных случаях он приводил примеры того, как применять иджтихад.
Иджтихад означает, что учение, идея, суждение не должны приниматься на веру и служить беспрекословным ориентиром — необходимо их исследование и понимание под определенным углом зрения. Иджтихад начал развиваться как самостоятельная наука, предлагая новую методологию, основанную на наблюдении материального мира. Соответственно, устанавливалась связь знаний с двумя главными источниками ислама — Кораном и Сунной[iii], источниками ‘акыды и предписаний ахкам[iv]. При изучении и применении этих двух источников новая Религия призывала опираться на разум, а человеческое поведение должно было оцениваться и регулироваться в соответствии с новым исламским законодательством.
Добиваясь необходимой трансформации мышления, чтобы убрать препятствия и ограничения, которые могли бы помешать ему подняться на новый уровень, Пророк (САС) поощрял иджтихад сподвижников и мирился с их неумелыми попытками толкования, терпеливо и мудро развивая в них соответствующие способности. Приведем два показательных примера.
‘Удай ибн Хатим ат-Та’и, недавно принявший ислам, придерживался буквального толкования айата: «Ешьте и пейте, пока нельзя будет отличить белую нитку от черной…» (2:187). Под «ниткой» он понимал нить в прямом смысле, тогда как речь идет о лучах света, появляющихся на рассвете. Это не ускользнуло от внимания Пророка (САС), и он тактично указал ‘Удайу, что тот неправильно понял смысл айата.
Другой случай касается толкования ‘Аммаром ибн Йассером айата о вуду[v]: «если вы не найдете воды, то совершайте омовение чистым мелким песком и посыпьте им ваши лица и руки [до локтей]» (4:43). ‘Аммар, не имея воды для полного омовения, стал кататься по песку, чтобы очиститься от джанаба[vi]. Реакция Пророка (САС) была такой, как и в предыдущем примере, он терпеливо объяснил: «Будет достаточно один раз обтереть песком лицо и руки».
Однако Пророк (САС) обязательно вмешивался, когда происходило серьезное нарушение методологии. Одному бедняге, который разбил голову, нужно было сделать гусл, и сподвижники Пророка, не умеющие применять иджтихад в таких серьезных вопросах, предложили ему омыться водой. Он так и сделал, но получил заражение и умер. Пророк (САС) резко осудил их поступок и обвинил их в смерти этого человека: «Они убили его! Да погубит их Аллах! Почему же они не спросили о том, чего не знали?!».[vii] Очевидно, им нужно было изучить дело со всех сторон, прежде чем высказать свое мнение по этому поводу.
Этот пример указывает, что никакие методологические знания не гарантируют достаточную готовность заниматься иджтихадом. Иногда для иджтихада нужно воспользоваться советом, навести справки, получить дополнительные сведения. Исследование, рассуждение, постановка вопросов и адаптация — с помощью этих методов можно найти ответы, сообразующиеся с духом и учением ислама, относительно любых вещей.
Первое поколение мусульман, современники Пророка, буквально впитали его уроки и изо всех сил старались ни в чем от них не отступать. Когда после смерти Пророка (САС) его преемником был выбран Абу Бакр, применять иджтихад[viii] умели всего 160 мужчин и женщин. Возникший вопрос открыто обсуждался в мечети в присутствии халифа, высказывались разные точки зрения, приводились цитаты из Корана. Последнее слово было за халифом — иджтихаду его учил сам Пророк (САС) — и, будучи исполнительной властью, он выносил решение, которое считал оптимальным для исполнения и которое учитывало фактор времени и места. Впрочем, мнения других муджтахидов тоже не отметались: они представляли интеллектуальный, а порой и практический интерес, так как могли быть применимы в других обстоятельствах. Кроме того, если оказывалось, что халиф ошибся в своем заключении, эти мнения могли повлиять на принятие нового решения. Таким образом, несмотря на то, что созданием правовых прецедентов и реализацией политики, основанной на религиозных принципах, занималась исполнительная власть в лице верховного правителя, существовала здоровая интеллектуальная среда, способствующая производству знаний, на которые могло опираться политическое руководство.
Одной из самых примечательных особенностей той эпохи было то, что каждый из первых четырех халифов обладал и политической, и религиозной властью. Абу Бакр, ‘Умар, ‘Усман и ‘Али были и политическими лидерами и факихами[ix], способными самостоятельно толковать предписания Корана и выносить правовые решения. Однако их преемники уже не являлись людьми того калибра, и подобное больше никогда не повторялось в исламской истории.
-----------------------------------------------------------------
[i] Халиф (араб. халифа мн. ч. — хулафа’) — заместитель, наместник, преемник; наместник Аллаха. Ал-хулафа’ ар-рашидун — четыре праведных халифа, правивших один за другим после смерти Пророка: Абу Бакр, ‘Умар, ‘Усман, ‘Али. Хилафа — институт человека как наместника Аллаха (СВТ); институт государства как продолжение мирского правления Пророка (САС).
[ii] Джахилийа — доисламский период в Аравии, считающийся эпохой невежества, джахл (отсюда — джахилийа).
[iii] Сунна (мн. ч. сунан) — букв. «ясный путь», «проторенная дорога». К Сунне относятся высказывания, деяния и суждения Пророка, одобрительные или осуждающие. Если пишется со строчной буквы, то означает образ действия Аллаха (СВТ) при сотворении мироздания, его части или аспекта. Обычно употребляется во множественном числе — сунан — для обозначения универсальных законов, управляющих жизнью и мирозданием.
[iv] Ахкам — предписания, взятые непосредственно из Корана или Сунны.
[v] Вуду — ритуал омовения перед намазом.
[vi] Джанаба — любое нарушение ритуальной чистоты мусульманина; состояние нечистоты. Гусл — полное омовение тела или ритуал очищения от джанаба при подготовке к намазу, похоронам или чтению Корана.
[vii] Абу Давуд, Сунан, хадис 336; Ибн Маджа, хадис 572; см. Найл ал-Автар.
[viii] Тот, кто занимается иджтихадом, — муджтахид (мн. ч. муджтахидун).
[ix] Факих (мн. ч., араб. фукаха) — специалист в области исламской юриспруденции (фикха); также может быть синонимом ‘алим (мн. ч., араб. улама) — мусульманский ученый, знаток ислама.
Информационное агенство IslamNews.Ru
Войти с помощью: