Представления о конце света, Божественном суде и посмертной участи занимают важное место в авраамических религиях. Хотя иудаизм, христианство и ислам сходятся в вере в грядущее преображение мира, их эсхатологические концепции в большей или меньшей степени различаются в деталях.
Иудейская эсхатология: мессианская эра
В иудаизме эсхатология сосредоточена на приходе Машиаха (Мессии) — земного царя из рода Давида, который восстановит Израиль и приведёт человечество к духовному совершенству. Пророк Исайя предсказывает: «И перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Ис. 2:4).
После этого наступит Олам ха-Ба («Грядущий мир») — эпоха всеобщего мира и познания Бога, в котором особое место уготовано «избранному народу». Вера в воскресение мёртвых (Тхият ха-метим) выражена в книге Даниила: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12:2). Однако в современном иудаизме нет концепции вечного Ада: грешники могут быть наказаны, но не навсегда.
Христианская концепция конца времён
Христианская эсхатология основана на втором пришествии Христа, которое ознаменует конец истории. Иисус предупреждал: «Как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (Мф. 24:27). Перед этим произойдут войны, голод и появление Антихриста, который «воссядет в храме Божием, выдавая себя за Бога» (2 Фес. 2:4).
После битвы при Армагеддоне (Откр. 16:16) последует Страшный суд, где «все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения» (Ин. 5:28–29). Праведники наследуют Царство Небесное, а грешники будут ввергнуты в вечный огонь (Мф. 25:41).
Некоторые протестантские течения (например, диспенсационалисты) верят в Тысячелетнее царство — период правления Христа на Земле перед окончательным Судом (Откр. 20:4–6).
Исламская эсхатология: признаки Судного дня
В исламе Концу света (Ахира) предшествуют малые и большие признаки, описанные в хадисах: появление Даджаля (лжемессии), возвращение пророка Исы (Иисуса), который убьёт его, а также разрушение Каабы. В суре Корана 43:61 сказано: «Воистину, он (Иса) — признак Часа (Судного дня). Не сомневайтесь в нём и следуйте за Мной. Это — прямой путь».
Также в мусульманском Писании говорится: «Когда солнце будет скручено, и когда звёзды померкнут… тогда узнает душа, что она приготовила» (81:1–14). В День воскресения (Кияма) все люди предстанут перед Аллахом, и их дела будут взвешены на весах (Мизан): «Те, чья чаша весов [с добрыми делами] перевесит, обретут успех. А те, чья чаша окажется легче, потеряют самих себя» (Коран 23:102–103).
Праведники попадут в Рай (Джанна), «где внизу текут реки», а грешники — в Ад (Джаханнам), где «огонь обжигает лица». Однако ислам допускает, что по милости Аллаха даже грешники могут со временем покинуть Ад.
Где сходятся и расходятся пророчества
Иудаизм в его богословских трактовках не ожидает буквального «конца света». Вместо глобальной катастрофы иудейская традиция говорит о постепенном преображении мира под руководством земного Мессии — потомка царя Давида. Этот Мессия не будет божественной личностью, а станет мудрым правителем, который восстановит Израиль. В иудаизме нет концепции всеобщего воскресения перед Страшным судом — воскреснут только праведники, причём для жизни в обновлённом материальном мире.
Ортодоксальное христианство и ислам, несмотря на различия в деталях, во многом сходятся в своих представлениях о конце света. Обе религии верят, что мир движется к своему завершению, которое наступит через череду катастроф и испытаний. Важную роль в этих событиях сыграет Иисус — для христиан Он вернётся как Спаситель и Судья, а в исламе пророк Иса спустится с небес, чтобы победить лжемессию.
Появление великого обманщика — Антихриста в христианстве и Даджаля в исламе — станет одним из главных признаков приближающегося конца. За этим последуют серьезные бедствия, после которых всех умерших ждёт воскрешение и Божий суд. В этот момент каждый человек получит воздаяние по своим делам: праведники обретут вечное блаженство в Раю, а грешники будут наказаны в Аду.
Таким образом, обе религии видят историю человечества как путь к окончательной победе добра над злом. Христианство и ислам учат, что, несмотря на все испытания последних времён, в конечном итоге восторжествует Божья справедливость, и мир обретёт своё истинное предназначение.
Эсхатология в современной геополитике
Как показали пандемия коронавируса и дальнейшие мировые события, в эпоху глобальных кризисов эсхатологические настроения массово распространяются, трансформируясь в значимый геополитический инструмент. Наиболее явно это проявляется в США, где они стали важной частью политической стратегии Дональда Трампа, особенно в работе с его ключевым электоратом — американскими евангелистами. Через символические жесты вроде переноса посольства в Иерусалим в 2018 году он продолжает апеллировать к распространённым среди протестантов-диспенсационалистов представлениям о том, что основание Израиля и стоительство так называемого Третьего храма знаменует начало апокалиптических событий. Эта политика искусно вплетается в более широкий нарратив о Трампе как о защитнике традиционных ценностей перед лицом грядущего хаоса.
В связи с этим анализ политических последствий религиозных доктрин должен стать приоритетным направлением в изучении международных процессов. В мире, где ядерные державы могут руководствоваться представлениями о «последней битве», такое исследование становится вопросом международной безопасности.
Информационное агенство IslamNews.Ru
Войти с помощью:
Ответить
«...Однако ислам допускает, что по милости Аллаха даже грешники могут со временем покинуть Ад...» •••••••••••••••••• Редакция, вам не кажется, что вы берете на себя слишком большую смелость - говорить от лица ЦЕЛОЙ РЕЛИГИИ - Ислам ??? У вас попросту нет для этого никаких полномочий. Почему бы вам не высказаться на эту тему предельно осторожно, типа «ОТДЕЛЬНЫЕ ЛИЧНОСТИ и СЕКТЫ в истории Ислама ДОПУСКАЛИ...» - и не брать на себя столь тяжкий грех, из статьи в статью настойчиво протаскивая и пропагандируя маргинальные и, мягко говоря, нетрадиционные ценности в чьих-то, очень даже возможно, крайне...
Читать дальше