Политика «конца времён»: почему религиозные ожидания важны в XXI веке

Фото: Reuters / Jonathan Ernst

Представления о конце света, Божественном суде и посмертной участи занимают важное место в авраамических религиях. Хотя иудаизм, христианство и ислам сходятся в вере в грядущее преображение мира, их эсхатологические концепции в большей или меньшей степени различаются в деталях.

Иудейская эсхатология: мессианская эра

В иудаизме эсхатология сосредоточена на приходе Машиаха (Мессии) — земного царя из рода Давида, который восстановит Израиль и приведёт человечество к духовному совершенству. Пророк Исайя предсказывает: «И перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Ис. 2:4).

После этого наступит Олам ха-Ба («Грядущий мир») — эпоха всеобщего мира и познания Бога, в котором особое место уготовано «избранному народу». Вера в воскресение мёртвых (Тхият ха-метим) выражена в книге Даниила: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12:2). Однако в современном иудаизме нет концепции вечного Ада: грешники могут быть наказаны, но не навсегда.

Христианская концепция конца времён

Христианская эсхатология основана на втором пришествии Христа, которое ознаменует конец истории. Иисус предупреждал: «Как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (Мф. 24:27). Перед этим произойдут войны, голод и появление Антихриста, который «воссядет в храме Божием, выдавая себя за Бога» (2 Фес. 2:4).

После битвы при Армагеддоне (Откр. 16:16) последует Страшный суд, где «все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения» (Ин. 5:28–29). Праведники наследуют Царство Небесное, а грешники будут ввергнуты в вечный огонь (Мф. 25:41).

Некоторые протестантские течения (например, диспенсационалисты) верят в Тысячелетнее царство — период правления Христа на Земле перед окончательным Судом (Откр. 20:4–6).

Исламская эсхатология: признаки Судного дня

В исламе Концу света (Ахира) предшествуют малые и большие признаки, описанные в хадисах: появление Даджаля (лжемессии), возвращение пророка Исы (Иисуса), который убьёт его, а также разрушение Каабы. В суре Корана 43:61 сказано: «Воистину, он (Иса) — признак Часа (Судного дня). Не сомневайтесь в нём и следуйте за Мной. Это — прямой путь».

Также в мусульманском Писании говорится: «Когда солнце будет скручено, и когда звёзды померкнут… тогда узнает душа, что она приготовила» (81:1–14). В День воскресения (Кияма) все люди предстанут перед Аллахом, и их дела будут взвешены на весах (Мизан): «Те, чья чаша весов [с добрыми делами] перевесит, обретут успех. А те, чья чаша окажется легче, потеряют самих себя» (Коран 23:102–103).

Праведники попадут в Рай (Джанна), «где внизу текут реки», а грешники — в Ад (Джаханнам), где «огонь обжигает лица». Однако ислам допускает, что по милости Аллаха даже грешники могут со временем покинуть Ад.

Где сходятся и расходятся пророчества

Иудаизм в его богословских трактовках не ожидает буквального «конца света». Вместо глобальной катастрофы иудейская традиция говорит о постепенном преображении мира под руководством земного Мессии — потомка царя Давида. Этот Мессия не будет божественной личностью, а станет мудрым правителем, который восстановит Израиль. В иудаизме нет концепции всеобщего воскресения перед Страшным судом — воскреснут только праведники, причём для жизни в обновлённом материальном мире.

Ортодоксальное христианство и ислам, несмотря на различия в деталях, во многом сходятся в своих представлениях о конце света. Обе религии верят, что мир движется к своему завершению, которое наступит через череду катастроф и испытаний. Важную роль в этих событиях сыграет Иисус — для христиан Он вернётся как Спаситель и Судья, а в исламе пророк Иса спустится с небес, чтобы победить лжемессию.

Появление великого обманщика — Антихриста в христианстве и Даджаля в исламе — станет одним из главных признаков приближающегося конца. За этим последуют серьезные бедствия, после которых всех умерших ждёт воскрешение и Божий суд. В этот момент каждый человек получит воздаяние по своим делам: праведники обретут вечное блаженство в Раю, а грешники будут наказаны в Аду.

Таким образом, обе религии видят историю человечества как путь к окончательной победе добра над злом. Христианство и ислам учат, что, несмотря на все испытания последних времён, в конечном итоге восторжествует Божья справедливость, и мир обретёт своё истинное предназначение.

Эсхатология в современной геополитике

Как показали пандемия коронавируса и дальнейшие мировые события, в эпоху глобальных кризисов эсхатологические настроения массово распространяются, трансформируясь в значимый геополитический инструмент. Наиболее явно это проявляется в США, где они стали важной частью политической стратегии Дональда Трампа, особенно в работе с его ключевым электоратом — американскими евангелистами. Через символические жесты вроде переноса посольства в Иерусалим в 2018 году он продолжает апеллировать к распространённым среди протестантов-диспенсационалистов представлениям о том, что основание Израиля и стоительство так называемого Третьего храма знаменует начало апокалиптических событий. Эта политика искусно вплетается в более широкий нарратив о Трампе как о защитнике традиционных ценностей перед лицом грядущего хаоса.

В связи с этим анализ политических последствий религиозных доктрин должен стать приоритетным направлением в изучении международных процессов. В мире, где ядерные державы могут руководствоваться представлениями о «последней битве», такое исследование становится вопросом международной безопасности.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Чабуреков 03 Апреля
Ответить

«...Однако ислам допускает, что по милости Аллаха даже грешники могут со временем покинуть Ад...» •••••••••••••••••• Редакция, вам не кажется, что вы берете на себя слишком большую смелость - говорить от лица ЦЕЛОЙ РЕЛИГИИ - Ислам ??? У вас попросту нет для этого никаких полномочий. Почему бы вам не высказаться на эту тему предельно осторожно, типа «ОТДЕЛЬНЫЕ ЛИЧНОСТИ и СЕКТЫ в истории Ислама ДОПУСКАЛИ...» - и не брать на себя столь тяжкий грех, из статьи в статью настойчиво протаскивая и пропагандируя маргинальные и, мягко говоря, нетрадиционные ценности в чьих-то, очень даже возможно, крайне...
Читать дальше

Реклама

Яндекс.Метрика