Развитая автомобильная промышленность является гордостью и визитной карточкой страны, символом её технологической и индустриальной мощи. Однако создать массовый гражданский автомобиль, запустить его в производство, завоевать внутренний и мировой рынки удалось немногим странам. В истории Израиля также предпринимались попытки создания национального автомобилестроения, и одна из самых заметных — деятельность компании Autocars Co., известной как «Отокарс». Это предприятие организовало сборку автомобилей Sussita — самого массового легкового автомобиля израильского производства. Несмотря на активную государственную поддержку, проект оказался коммерчески неуспешным и оставил болезненный след в истории страны.
Начало: мечта о национальном автомобиле
Начиналось всё с больших надежд. После объявления о создании Израиля его руководство пыталось создать ауру технологически развитой страны. Поэтому идея о собственном автопроме пришлась ко двору. На кадрах кинохроники запечатлён бодрый Давид Бен-Гурион, перерезающий ленточку на открытии «автогиганта». Девушки в платьях от «Маскит» заливают пластик и монтируют лёгкие панели — символы нового индустриального будущего.
Производство началось с использования британских комплектующих и двигателей Ford объемом 997 куб. см. Особенностью машин были кузова из стеклопластика — как у восточногерманского «Трабанта», крепившегоя к раме деревянным каркасом. Пол частично состоял из фанеры. Двери в машине закрывались с трудом, уплотнители в дождь протекали, в салоне было тесно. Но низкая цена и проходимость оправдывали в глазах израильтян все недостатки.
Это был примитивный продукт, но за счет качественных импрортных моторов машины оказались долговечными, и, хотя были неэстетичны и непрочны, но легко ремонтировались. Линейка включала различные модификации: пикапы, фургоны и седаны.
Контракты с израильским министерством обороны и полицией обеспечили непродолжительный успех, так как эти автомобили использовались в качестве патрульных и служебных машин.
Модернизация и последний рывок
В начале 1970-х годов была проведена модернизация: устаревший двигатель заменили на более мощный 1,3-литровый агрегат от Triumph. Тогда же появилась спортивная модификация «Сабра-Спорт» с двигателем 1,7 литра, однако её выпуск ограничился всего 280 экземплярами. Это был последний рывок перед крахом.
Октябрьская война 1973 года и последовавший экономический кризис окончательно добили израильскую автомобилестроительную отрасль. Государство прекратило поддержку проекта. Несмотря на это, предпринимались попытки спасти производство. Предприятие формально выкупила компания «Ром-Кармель», но восстановить прежние объёмы не удалось. Последняя попытка возрождения состоялась в 1977–1981 годах, когда выпускались модернизированные версии прежних моделей с небольшими дизайнерскими изменениями. За этот период было собрано около 10 тысяч автомобилей, после чего производство окончательно прекратилось.
Почему проект не удался?
Основными причинами неудачи израильского автопрома стали отсутствие собственной производственной базы, зависимость от импортных комплектующих, техническое отставание от мировых производителей и прекращение государственной поддержки. Конкуренция с японскими и европейскими автомобилями, предлагавшими гораздо лучшее соотношение цены и качества, окончательно похоронила эти начинания. Кроме того, сказалась неспособность выйти на международные рынки — автомобиль не соответствовал стандартам развитых стран, а соседние арабские государства блокировали торговлю с Израилем.
Сами израильтяне как только не называли это чудо на колесах из пластмассы и дерева: картонной тележкой, пародией на автомобиль, гордостью Израиля и будущим электромобилем. Но время оставляет все определения за бортом истории, и мы видим её конец: пустырь на месте завода в Тират-Кармеле, ржавые останки, брошенные где-то на задворках. Сегодня о Sussita напоминают лишь музейные экземпляры да энтузиасты, восстанавливающие их как символ несбывшейся индустриальной мечты.
Информационное агенство IslamNews.Ru
Войти с помощью: