Сахифат аль-Мадина — первая конституция в истории

После переселения в Медину в 622 году Мухаммад ﷺ составил Сахифат аль-Мадина — договор, регулирующий отношения между мусульманами (мухаджирами и ансарами), иудеями и арабами-язычниками Ясриба. Этот документ, один из первых в истории конституционных текстов, закрепил права и обязанности всех общин, создав основу для многоконфессионального общества. Текст сохранился в Сире Ибн Хишама и считается аутентичным[1].

📜 САХИФАТ АЛЬ-МАДИНА 📜

Конституция Медины

1. Это договор от Мухаммада, пророка Аллаха, между верующими и мусульманами из курайшитов и Ясриба и теми, кто следует за ними, присоединяется к ним и борется вместе с ними.

2. Они составляют единую общину (умма вахида), отдельную от других людей.

Правила выкупа и кровной платы

3. Курайшиты-мухаджиры сохраняют свои обычаи выплаты выкупа за кровь (дийа) и выкупают своих пленных в соответствии с справедливостью и обычаями верующих.

4. Бану Ауф сохраняют свои прежние обычаи выплаты выкупа за кровь; каждая группа выкупает своих пленных, по справедливости, и обычаям верующих.

5. Бану Са’ида сохраняют свои прежние обычаи выплаты выкупа за кровь; каждая группа выкупает своих пленных, по справедливости, и обычаям верующих.

6. Бану аль-Харис сохраняют свои прежние обычаи выплаты выкупа за кровь; каждая группа выкупает своих пленных, по справедливости, и обычаям верующих.

7. Бану Джушам сохраняют свои прежние обычаи выплаты выкупа за кровь; каждая группа выкупает своих пленных, по справедливости, и обычаям верующих.

8. Бану ан-Наджжар сохраняют свои прежние обычаи выплаты выкупа за кровь; каждая группа выкупает своих пленных, по справедливости, и обычаям верующих.

9. Бану Амр ибн Ауф сохраняют свои прежние обычаи выплаты выкупа за кровь; каждая группа выкупает своих пленных, по справедливости, и обычаям верующих.

10. Бану ан-Набит сохраняют свои прежние обычаи выплаты выкупа за кровь; каждая группа выкупает своих пленных, по справедливости, и обычаям верующих.

11. Бану аль-Аус сохраняют свои прежние обычаи выплаты выкупа за кровь; каждая группа выкупает своих пленных, по справедливости, и обычаям верующих.

Общие права и обязанности верующих

12. Верующие не оставят должника среди них в беде; ему будет дана помощь или выкуп по справедливости.

13. Верующий не вступит в союз с вольноотпущенником другого верующего против его воли.

14. Богобоязненные верующие выступают вместе против тех, кто творит зло, несправедливость или грех среди них, даже если это сын одного из них.

15. Верующий не убьет верующего за неверующего и не поможет неверующему против верующего.

16. Защита Аллаха едина; самый слабый из верующих может дать защиту от их имени, и она обязательна для всех.

17. Иудеи, что следуют за нами, имеют право на помощь и равенство; их не притесняют, и против них не помогают враги.

18. Мир между верующими един; ни один верующий не заключит мира отдельно от другого в борьбе за путь Аллаха, кроме как на равных и справедливых условиях.

19. Каждая группа, участвующая в походе, сменяет другую в деле защиты.

20. Верующие мстят за кровь друг друга, пролитую на пути Аллаха.

21. Богобоязненные верующие следуют лучшему руководству.

22. Неверующий не защитит имущество или жизнь курайшита и не помешает верующему в этом.

Наказания за преступления

23. Если кто убьет верующего умышленно и это доказано, он будет казнен, если только семья убитого не простит его; все верующие обязаны выступить против него.

24. Верующему запрещено помогать убийце или укрывать его.

25. Кто нарушает этот договор или оспаривает его, на того падет проклятие Аллаха и Его гнев в День воскресения, и никакое оправдание не будет принято.

26. Споры между подписавшими этот договор передаются Аллаху и Его посланнику Мухаммаду.

Права иудейских общин

27. Иудеи бану Ауф — община с верующими; у иудеев своя религия, у мусульман — своя; это касается их самих и их вольноотпущенников, кроме тех, кто творит зло или грех.

28. Иудеи бану ан-Наджжар имеют те же права, что и бану Ауф.

29. Иудеи бану аль-Харис имеют те же права, что и бану Ауф.

30. Иудеи бану Са’ида имеют те же права, что и бану Ауф.

31. Иудеи бану Джушам имеют те же права, что и бану Ауф.

32. Иудеи бану аль-Аус имеют те же права, что и бану Ауф.

33. Иудеи бану Са’ляба имеют те же права, что и бану Ауф, кроме тех, кто творит зло.

34. Джафна, союзники бану Са’ляба, имеют те же права, что и они.

35. Иудеи бану аш-Шутайба имеют те же права, что и бану Ауф.

36. Союзники иудеев имеют те же права, что и они сами.

Взаимные обязательства

37. Иудеи несут свои расходы, мусульмане — свои.

38. Они обязаны помогать друг другу против тех, кто нападает на подписавших этот договор.

39. Между ними — добрососедство, помощь и совет, а не зло и грех.

40. Никто не будет притеснять своего союзника; помощь — угнетенному.

41. Если между подписавшими договор возникнет спор или конфликт, он решается Аллахом и Мухаммадом, посланником Аллаха.

Защита Медины

42. Запрещено воевать против Ясриба вместе с курайшитами или их союзниками.

43. Если на подписавших договор нападут, все обязаны помогать, кроме тех, кто воюет против религии.

44. Если их зовут на мирный договор, который они принимают, все обязаны его соблюдать.

45. Если их зовут на подобный мир, это обязательно для верующих, кроме войны за религию.

46. Каждому участнику причитается его доля за участие в этом договоре.

47. Внутренние земли Ясриба священны (харам) для подписавших этот договор; их защита обязательна.

48. Защита распространяется на всех, кто следует этому договору, будь то из курайшитов или Ясриба.

Примечание: Текст переведен с учетом арабского оригинала, где названия племен и условия сохранены полностью. Нумерация пунктов добавлена для ясности, в оригинале это сплошной текст.

Значимость Сахифат аль-Мадина

Этот документ невозможно переоценить. По сути, это первая конституция в истории — общественный договор, объединяющий граждан в многонациональную и многоконфессиональную общину. До него правовые системы существовали, но не достигали такой глубины гражданского регулирования.

Сравнение с предшественниками Вавилонские законы

Кодекс Хаммурапи (ок. 1750 г. до н. э.), высеченный на стеле, регулировал уголовное право («око за око», ст. 196) и налоги, но был классовым: штрафы для знати были ниже, чем для рабов (ст. 198–200). Он защищал собственность царя и элиты, игнорируя равенство[2].

Римское право

К XII таблицам (450 г. до н. э.) добавились законы Юстиниана (VI в. н. э.), регулировавшие собственность и контракты. Однако оно оправдывало рабство: рабы считались «вещами» (res), а женщины и плебеи были подчинены патрициям[3].

Греческое право

В Афинах законы Драконта (621 г. до н. э.) и Солона (594 г. до н. э.) вводили суды, но гражданство исключало женщин, рабов и иностранцев — до 80% населения[4]. Вопиющий момент — смертная казнь у Драконта за мелкие кражи.

Ветхий Завет

Законы Моисея (Исх. 20–23) регулировали семью, кровную месть («кровь за кровь», Лев. 24:20) и мораль. Это был божественный закон, ниспосланный через пророка, хотя и подвергшийся человеческой редакции в передаче. Многие основы — как возмездие за убийство или защита справедливости — были утверждены и продолжены в исламе, включая правила выкупа и ответственности (Коран, 2:178). Иноверцы упоминались в контексте войн (Втор. 20:10–11), но акцент оставался на божественном руководстве общины[5].

Арабское право джахилии

У арабов джахилии права сводились к племенным обычаям («урф) — месть, выкуп (дийа), защита сильных. Государственности не существовало. Сахифа же заложила основы гражданского права и управления, впервые в Аравии создав модель общины (умма) с равенством перед законом.

Ключевые моменты Сахифы

1. Единая община: «Они — единая умма помимо других людей» (п. 2) объединила мусульман, иудеев и язычников, преодолев племенные барьеры.

2. Равенство и помощь: «Иудеи имеют право на помощь и равенство» (п. 17); «Верующие не оставят должника в беде» (п. 12) — социальная защита для всех, включая слабых.

3. Правосудие: «Кто убьет верующего умышленно, будет казнен» (п. 23); споры решает «Аллах и Мухаммад» (п. 26) — независимый арбитраж.

4. Мир и священность: «Медина — харам» (п. 47); «Если зовут на мир, принимайте» (п. 44) — защита города и приоритет мира.

5. Коллективная ответственность: «Они помогают друг другу против нападающих» (п. 38) — оборона как долг всех.

Актуальность сегодня

Сахифа применима даже в XXI веке с модернизацией под время и место. Ее принципы — равенство, социальная солидарность, мирное сосуществование, правосудие — универсальны. Современное гражданское право усложняет налоги, контракты и права собственности, но теряет простоту и справедливость Сахифы.

Например, ООН провозглашает равенство (UDHR, 1948, ст. 1), но не обеспечивает его, как договор Медины для иудеев и бедных. Модернизация могла бы включить выборность судей или экономические гарантии, но основа остается живой[6].

[1] Ибн Хишам. Сира Пророка, том I, стр. 501–504.

[2] Harper, R. F. The Code of Hammurabi, 1904.

[3] Justinian Digest, 1.5.4.

[4] Aristotle. Constitution of Athens, 7.4.

[5] Библия, Исх. 20–23, Лев. 24:20.

[6] Serjeant, R. B. The Constitution of Medina, Islamic Quarterly, 1964, p. 12.

Автор: Сулейман Вахит

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Реклама

Яндекс.Метрика