Вы удивитесь, но я начал читать книги по психологии. Но не по Фрейду и Юнгу, а по исламской психологии.
Да, такая существует. И на самом деле — она появилась намного раньше, чем вся эта «модная» западная психология. Исламская психология берёт своё начало от врачевателей души, таких как Ибн Сина, аль-Газали, Ибн аль-Каййим и других великих исламских учёных. Эти люди понимали душу глубже, чем современные психологи, потому что рассматривали человека не только как тело и эмоции, но и как создание, у которого есть нафс, рух и связь с Творцом.
К сожалению, на русском языке серьёзных работ пока немного — разве что Малик Бадри и Азат Али Исмаил, но даже они открывают новый взгляд на привычные вещи.
Вот, например, важный момент: в исламской психологии чётко различаются два термина — духовность и религиозность.
Духовность — это твой внутренний мир: ценности, убеждения, поиск смысла, чувство связи с чем-то выше себя.
Религиозность — это внешнее: участие в обрядах, ритуалах, соблюдение норм.
И тут многое встаёт на свои места.
Видел мусульман, которые строго держатся за внешнее — борода, намаз, но при этом могут хамить, обманывать, унижать других?
Это называется: высокая религиозность, но низкая духовность.
А теперь другая крайность — искренний, добрый человек, который говорит о Боге, ищет истину, но ничего не соблюдает. Это — духовность без религиозности. Такой подход активно пропагандирует Запад: будь «духовным», но без обязательств перед Богом, без шариата, без покорности.
Но ислам говорит: это всё не работает врозь. Эти две составляющие должны развиваться параллельно.
Без внутреннего — религия превращается в пустую оболочку.
Без внешнего — духовность становится безрукой философией.
Хочешь быть цельным — работай над обоими. Именно об этом говорили аль-Газали и Ибн аль-Каййим, когда учили, как очищать сердце и исправлять нафс.
Информационное агенство IslamNews.Ru
Войти с помощью: