Адам — не первый: почему ангелы уже знали о людях, творящих зло

В исламской богословской традиции существует давняя дискуссия относительно точного понимания аята 30 суры «Аль-Бакара». Переводы, которые принято считать классическими, обычно передают его следующим образом: «И сказал Господь ангелам: „Я сотворю наместника на Земле“». Однако при детальном лингвистическом анализе становится очевидным, что такой перевод не совсем точно отражает грамматическую структуру оригинала.

Грамматический анализ показывает, что в арабском тексте используется глагол в форме «мудари», который обозначает действие в настоящем-будущем времени, а не однозначное будущее время. Поэтому более точный перевод должен звучать: «Я назначу наместника», без указания на акт немедленного творения. Этот, казалось бы, незначительный нюанс имеет глубокие теологические последствия.

Ответ ангелов в том же аяте также требует внимательного рассмотрения. В большинстве переводов их слова передаются в будущем времени: «Неужели Ты поселишь там того, кто будет распространять нечестие и проливать кровь?» Однако грамматически правильный перевод сохраняет настоящее время: «И Ты назначишь там того, кто вредит и проливает кровь (уже сейчас), тогда как мы возвеличиваем Тебя хвалой?» Это принципиально меняет смысл диалога — ангелы говорят не о будущем, а о настоящем положении дел, что подразумевает существование людей до Адама.

Это понимание находит подтверждение в других коранических аятах. В суре «Аль-Араф» (11) говорится: «Мы сотворили вас, потом придали вам облик», где используется множественное число, указывающее на создание группы людей, а не одного человека. В суре «Аль-Хиджр» (28-30) описывается процесс создания человека из глины и последующее повеление ангелам совершить земной поклон: «А когда Я придам ему нужный облик и вдохну в него от Моего духа, то совершите перед ним земной поклон». Здесь важно понимание термина «рух» (дух), который в кораническом контексте часто означает разум или способность к осмыслению.

История поклонения ангелов имеет два этапа. Первый — всеобщий поклон всему человечеству как носителю разума. Второй — поклон конкретно Адаму после того, как он был избран пророком и получил особые знания: «Он научил Адама всем именам» (сура «Аль-Бакара», 31). Именно этот двойной поклон отражён в структуре исламской молитвы — два земных поклона в каждом ракаате.

С антропологической точки зрения интересно рассмотреть, кого могли иметь в виду ангелы, говоря о существах, которые «вредят и проливают кровь». Современная наука свидетельствует, что различные виды рода Homo сосуществовали на Земле. Неандертальцы, денисовцы и другие гоминиды демонстрировали признаки внутривидовой агрессии. Как отмечает антрополог Станислав Дробышевский, следы насилия встречаются почти на половине изученных неандертальских останков.

Коран не даёт точных хронологических указаний, но его текстологический анализ позволяет предположить, что:

- человечество существовало до Адама в «животном» состоянии;

- развитие разума происходило постепенно;

- Адам был ниспослан как первый пророк, которого Всевышний «обучил названиям всех вещей»;

- его миссия ознаменовала новый этап в духовной истории человечества.

Таким образом, кораническое повествование и актуальные научные данные о происхождении человека не противоречат друг другу. Коран предлагает более глубокое, многослойное понимание нашей истории. Адам в этой перспективе предстаёт не как первый биологический человек, а как первый духовный учитель человечества, положивший начало пророческой традиции.

 

По материалам доктора теологических наук, профессора Исмаила Якыта

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Рафик 05 Июня
Ответить

Очень интересно. Стоит продолжать эту тему на страницах вашего издания

Thomas 05 Июня
Ответить

Странное заявление для человека, который называется доктором теологии, странная статья для сайта, который считается исламским. Бред.

Рифкать 07 Июня
Ответить

Эта статья склоняется к теории дарвинизма, так что истинно верующим не надо обращать внимание на такие высказывания , тем более сдесь написано о переводе священного Корана, а не о толковании Его, .И очень большое замечание модераторам следите за тем что вы преподносите своим читателям. А не то складывается впечатление что у вас работают люди с провакационнымми взглядами на Истинную религию.

Муслим 07 Июня
Ответить

Позор тебе

Реклама

Яндекс.Метрика