В своём основополагающем труде «Ориентализм» американский палестинский мыслитель Эдвард Саид показал, что западное востоковедение не было нейтральным познавательным проектом, а представляло собой инструмент утверждения интеллектуального и политического господства над Востоком, особенно в отношении ислама. Эту критику разделяют и крупные мусульманские мыслители, такие как сирийский учёный Абдуррахман Хасан Хабанка аль-Мейдани в своей важной книге «Три крыла обмана: востоковедение, миссионерство, колониализм» — книга, запрещённая оккупационными властями в Палестине. Когда моя мать попыталась передать мне её в подростковом возрасте, у неё возникли проблемы, если бы не то, что она также несла с собой журналы «Супермен» и «Бэтмен»!
Это вступление подводит нас к редкому и ценному феномену — востоковед мусульманин, который изучает собственное наследие с помощью академических методов востоковедения, но с позиции идентичности и веры. Один из самых ярких представителей — доктор Валиахмад Садур (1939–2006), один из гигантов исламской мысли в постсоветской России.
Он посвятил свою жизнь изучению исламского наследия в России и его взаимодействия с народами и этносами региона, особенно в Сибири, на Кавказе и в Центральной Азии.
Моё знакомство с ним, как я уже упоминал, состоялось по рекомендации покойного доктора Ахмада Казы Ахтаева. И тогда я понял, что, несмотря на свою осведомлённость, мои знания были весьма поверхностны по сравнению с его глубиной.
Я впервые услышал о Хакасии (автономной республике в Сибири) и её народе от брата Валиахмада Садура, когда он рассказал мне о своих визитах туда, встречах с представителями её интеллигенции и длительных беседах с ними. Он делился тем, как некоторые из них пришли к убеждению, что принятие ислама — это способ спасти народ от исчезновения, сравнивая сохранение исламом татар как нации, со всем их наследием — верой, языком, обычаями и традициями — с другими малыми сибирскими народами, исчезающими без следа. Он сумел убедить некоторых представителей хакасской интеллигенции в необходимости исламского пути.
Встреча с ним стала поворотной точкой — от общего представления к глубокому пониманию культурных деталей.
Уникальный путь
Родился в Новосибирске — научном сердце Сибири — в татарской семье. Первоначально носил имя «Владимир», но заменил его на «Вали Ахмад» в знак отказа от ассимиляции с русской идентичностью.
Окончил Московский институт восточных языков (при МГУ), где специализировался на индонезийском языке.
В 1966 году его отстранили от работы в дипломатической миссии в Индонезии за отказ вступить в Коммунистическую партию — раннее свидетельство его интеллектуальной независимости.
Затем он работал в ведущих научных учреждениях, таких как Институт востоковедения РАН и Институт мировой литературы.
Живая энциклопедия
С детства Вали Ахмад увлекался изучением языков и диалектов. Он считал, что все тюркские языки — это по сути один язык, а остальное — лишь диалекты. По его собственным словам, если считать их разными языками, то он владел около 25 языками, включая: русский (родной язык), татарский (второй родной), а также диалекты (башкирский, чувашский и др.), тюркские языки Центральной Азии (узбекский, казахский и др.), Индонезийский и малайский, английский и другие европейские.
Он утверждал, что искусственное разделение татарского языка было политическим актом советской эпохи, настаивая на его корневом единстве.
Ислам как хранитель идентичности
Его основная идея заключалась в том, что ислам — это единственный гарант сохранения идентичности мусульманских народов в России. Это особенно ярко выражено в его ключевой книге «Тюрки, татары, мусульмане», где он подчёркивал роль ислама в формировании идентичности народов Центральной Азии.
Это убеждение привело его к участию в создании Исламской партии Возрождения в СССР, работе в Исламского конгресса, защите прав мусульман, редактировании газеты «Современная мысль», издаваемой конгрессом, участию в конференциях и чтениях, особенно в Сибири, с основной идеей: ислам — щит, оберегающий от растворения в русской среде, примером чего служит стойкость татар благодаря их вере.
Учёный-аскет
Доктор Садур, как и многие учёные России, вел скромную жизнь, целиком посвящённую науке: был прост в еде, одежде, а большую часть времени проводил в своём кабинете среди гор бумаг, книг и журналов.
Он скончался в последние дни Рамадана (18 октября 2006 года) в офисе Исламского конгресса, оставив после себя богатое наследие книг и статей, воплощающих джихад разума в экстремальных условиях.
Этой краткой статьёй я хотел пролить свет на великого человека, о котором мало кто знает, но который многое сделал и пожертвовал ради возвышения ислама и призыва к нему. Да смилуется над ним Аллах и одарит его благом.
Информационное агенство IslamNews.Ru
Войти с помощью: