В интервью с французским мыслителем и профессором востоковедения Оливье Руа (род. 1949), где он представил радикально критическое прочтение взаимоотношений между Западом и исламским миром. Он сосредоточился на развитии и трансформациях понятия ориентализма, роли западного дискурса в формировании негативных представлений об исламе и мусульманах, а также на использовании таких понятий, как «прогресс» и «права человека», в качестве колониальных инструментов, прикрытых моральной оболочкой.
От восхищения к доминированию
По словам Руа, ориентализм не является исключительно продуктом колониальной эпохи — он возник задолго до неё, в конце XVIII века, как академическая дисциплина, изучающая Восток как особую цивилизацию. Первые востоковеды в Европе восхищались исламской цивилизацией, но рассматривали её как славное прошлое, утратившее связь с настоящим.
Эта точка зрения укоренилась в западном дискурсе: исламский мир «упустил поезд прогресса и секуляризации» и должен заново начать путь, учась у Запада идти по пути «модерности». Руа отмечает, что такое восприятие стало характерным не только для Запада, но и для некоторых лидеров исламского мира — таких как Мустафа Кемаль Ататюрк, который стремился уничтожить традиционные образовательные и культурные институты и заменить их «современными» по западной модели.
Секуляризм как средство контроля
Руа критикует западную установку, согласно которой «прогресс возможен только через секуляризм», и утверждает, что она была навязана в качестве цивилизационного условия для вступления в современность. Эта идея, по его словам, использовалась как политический инструмент в колониальном контексте.
Он приводит в пример Францию, которая вначале не проявляла интереса к культуре Алжира, но позднее создала, например, факультеты исламского права под французским управлением — не для признания местной культуры, а для её подчинения и переосмысления в интересах колонизаторов.
Мнимая универсальность
Руа резко критикует западное использование дискурса прав человека. Он указывает, что Всеобщая декларация прав человека 1947 года была в значительной степени западным проектом, что делает её «универсальность» скорее экспортированной западной спецификой.
Этот дискурс, по его мнению, стал инструментом навязывания конкретной культурной модели, игнорирующей местные контексты и трактующей их как антагонистичные универсальным ценностям — будь то религия или местные общественные нормы.
От цивилизации к «проблеме ислама»
Руа подчеркивает, что наиболее опасное изменение в современном ориенталистском дискурсе — это переход от восприятия исламского Востока как цивилизации с религиозной проблемой. С 1970-х годов ислам перестал восприниматься как культурный элемент и стал рассматриваться как прямая угроза Западу — как предлог для криминализации мусульманских обществ.
Религиозные символы — такие как хиджаб или отказ от алкоголя — стали автоматически ассоциироваться с авторитаризмом и отсутствием свободы. Ислам перестал быть частью культурного разнообразия и стал восприниматься как враг прав человека — в логике «ислам против модерности».
Руа утверждает, что современный Запад переживает отход от «универсального ценностного дискурса» к «дискурсу идентичности и исключения», особенно с ростом популизма. Например, во Франции исламские религиозные символы воспринимаются как угроза национальному единству, несмотря на конституционные гарантии свободы вероисповедания.
Он отмечает парадокс: государства, декларирующие экспорт плюрализма, внутри стремятся подавить культурное разнообразие. По его словам, западные демократии страдают от внутренних структурных кризисов и вовсе не подвергаются угрозе со стороны ислама, как это часто преподносится, а разрушаются изнутри популистскими движениями.
В то же время мусульмане первого и второго поколения в Европе в основном поддерживают демократию и стремятся интегрироваться, но при этом хотят сохранить свободу вероисповедания. Они требуют гарантированных конституционных прав — например, на религиозные обряды и халяльную еду — но сталкиваются с отказом. Руа говорит, что мусульмане не против демократии, но в западном политическом дискурсе их часто изображают иначе.
Он также указывает на двойные стандарты в отношении политических движений: исламским партиям зачастую запрещено участвовать в политике, тогда как крайне правые националистические партии, такие как «Национальное объединение» во Франции или «Альтернатива для Германии», получают все больше власти.
Кризис ориентализма и тупик Запада
В заключение Руа говорит, что сегодня западный мир переживает внутренний конфликт между универсализмом и идентичностными тенденциями. По его мнению, речь уже не идет о «столкновении цивилизаций», как предполагал Самуэль Хантингтон, а о конфликте между идентичностью и принципом.
Ислам в западном воображении перестал быть просто религиозным или культурным отличием — он превратился в экзистенциальную угрозу. И главная проблема Запада — это его неспособность обеспечить равенство внутри своих обществ, двойные стандарты во внешней политике и утрата веры в собственные основополагающие ценности — прежде всего, в демократию.
Интервью с Руа было проведено Джамалем аль-Шаялем, директором «Al Jazeera 360», в рамках подкаста Center Stage англоязычного канала Al Jazeera English.
Информационное агенство IslamNews.Ru
Войти с помощью: