«Изучение худших сценариев развития ситуации вокруг Ирана и их оценка с разных сторон увеличит выгоды Турции. В этом контексте необходимо принять меры по смягчению этих рисков».
Этот абзац — часть важного исследования, опубликованного Национальной академией турецкой разведки, подведомственной Организации национальной разведки (MIT). Исследование посвящено иранско-израильской войне и носит название «12-дневная война: уроки для Турции».
Как следует из названия, исследование направлено на то, чтобы помочь турецким властям принять необходимые меры и решения на основе полученных уроков.
По мнению авторов, война дала аналитикам богатый массив данных в различных сферах: дипломатия, союзнические отношения, военная тактика, вооружение, информационные технологии, разведывательные операции и общественные коммуникации.
Военная мощь Израиля
Исследование состоит из вступления, трёх глав и заключения. Первая глава посвящена традиционной и гибридной войне. В ней отмечается, что, с одной стороны, в войне использовались истребители, высокоточные ракеты, бомбы, пробивающие укрепления, и баллистические ракеты, но с другой — на равных велась битва в электромагнитном спектре, сопровождавшаяся кибератаками и электронной войной параллельно с воздушными налётами Израиля на Иран.
Особое внимание уделяется военно-воздушным силам Израиля, которые названы одними из самых развитых на Ближнем Востоке. Подробно описываются типы истребителей, находящихся на вооружении, и подчеркивается, что они оснащены локальными системами электронной борьбы, связи и вооружений, дающими уникальные тактические преимущества.
Также в деталях рассмотрены боеприпасы класса «воздух-земля», использовавшиеся в атаке на Иран, что позволило Израилю эффективно и точно вывести из строя систему ПВО Ирана.
Подчеркиваются и возможности Израиля в области электронной войны. Упоминаются элитные подразделения, такие как 8200, а также недавно раскрытый батальон 5114, который вёл радиоэлектронную борьбу против иранских дронов и ракет.
Одним из сюрпризов исследования является информация о том, что большая часть бойцов подразделения 8200 — это старшеклассники, занимающиеся анализом коммуникаций, электронной разведкой и кибератаками.
Авторы указывают на возможное участие американской разведки, хотя официальных подтверждений этому нет.
Уроки для Турции
Во второй главе собраны ключевые уроки 12-дневной войны, которые, по мнению авторов, должны привлечь внимание турецких властей:
Значение дипломатии Иран потерял дипломатическую поддержку перед войной, что позволило США и Израилю сблизиться в стремлении нанести удар. Турция, в отличие от Ирана, успешно перезапустила отношения с Саудовской Аравией, ОАЭ, Египтом, а сейчас предпринимает усилия по нормализации с Арменией и Грецией.
Надёжные альянсы Израиль получил мощную поддержку от западных союзников, в отличие от Ирана, чьи партнёры (включая Россию и Китай) не пришли ему на помощь. Рекомендуется укреплять оборонные и разведывательные связи с Катаром, Сирией, Пакистаном, Азербайджаном и усиливать позиции в НАТО.
Внутренняя стабильность Израиль использовал экономические проблемы Ирана для дестабилизации общества. Турции важно укреплять национальное единство, экономику, социальное примирение и запускать программы типа «Турция без терроризма».
Защита элит Израиль смог нейтрализовать ключевых иранских лидеров — в том числе начальника Генштаба, командиров КСИР и около 15 ядерных ученых — в первые часы войны. Турции нужно защищать свои элиты.
Пересмотр технологий Израиль использовал глобальные технологические платформы для проникновения в Иран. Турция уже работает над альтернативами: создана локальная соцсеть Next Sosyal, развивается собственная система навигации, независимая от GPS. Но нужны жёсткие меры против шпионажа в стратегических отраслях.
Гражданская оборона Израиль избежал потерь благодаря широкой сети убежищ и системам раннего оповещения. Турции рекомендуется строить массовые убежища, особенно в мегаполисах, и развивать системы экстренного оповещения.
Интеграция силовых структур Необходимо усилить координацию между всеми уровнями силовых ведомств — от сельских охранников до высшего командования — чтобы не допустить внутреннего саботажа и разведывательных провалов, как в Иране.
Три возможных сценария
В третьей главе рассматриваются три возможных развития ситуации между США и Израилем с одной стороны и Ираном — с другой:
Сценарий 1: Возобновление переговоров
Иран приостанавливает обогащение урана на 5 лет, что позволит Дональду Трампу преподнести это как успех. Преимущество для Турции: стабильность Ирана, рост торговли до 30 млрд долларов в год.
Сценарий 2: Затянутое напряжение без войны
Переговоры проваливаются, но США не начинают новую военную операцию. Для Турции: экономические и демографические трудности, падение торговли, проблемы с беженцами (иранцы, афганцы), необходимость усиления охраны границ.
Сценарий 3: Возобновление войны
Новый, более жестокий раунд войны с возможным вмешательством Китая или России. Худший сценарий для Турции: опасность вакуумов безопасности на границе, как это было в Сирии, что потребует срочного военного реагирования.
Заключение
Это исследование отражает общественное и политическое напряжение в Турции после событий, связанных с «Потопом Аль-Аксы». Предполагаемая война с Израилем занимает важное место в политических заявлениях, СМИ и научных кругах.
Самир аль-Арраки, писатель и исследователь по турецким вопросам
Информационное агенство IslamNews.Ru
Войти с помощью: