Уроки Корана на экране: как сенегальский фильм напоминает о вечных ценностях

Фильм сенегальского режиссёра Николаса Савало Сиссе «Память мангового дерева», представленный в рамках Казанского международного кинофестиваля «Золотой минбар», открывается чтением Корана во время намаза. Зритель видит имама по имени Хабиби, за которым молятся жители села. Однако умиротворение, даруемое молитвой, вскоре сменяется попыткой бунта против духовного лидера со стороны одного из предприимчивых прихожан. По мере развития сюжета становится ясно, что у этого человека есть корыстный интерес.

Имам Хабиби живёт в самом сердце неблагополучного, но в то же время притягательного района Сите-Имбесиль и является не просто центральной фигурой местного сообщества, но его сердцем и главным наставником. Жители вне зависимости от пола, возраста и профессии глубоко уважают его. Он готов выслушать каждого под большим манговым деревом, где принимает жалобы, помогает и неустанно трудится на благо всех — от взрослых мужчин до маленьких детей и даже крошечных муравьёв. Его доверие и восхищение заслужены у всех поколений. Стоит имаму пройти дорогой от мечети до дома, как люди оставляют дела, чтобы выразить почтение, спросить совет или попросить помолиться за их души. Дети окружают его, чувствуя исходящую доброту. Даже муравьи получают заботу от главного героя. Своего юного помощника Дауда он учит: «Не зря же в Коране есть целая сура „Муравьи“. Если бы Всевышний не ценил этих насекомых, вряд ли о них было сказано хоть слово».

Всё меняется, когда имам начинает забывать, куда дел чётки, пропускает из-за сна молитву и, что страшнее всего, забывает аяты из суры «Аль-Фатиха». Его жизнь делится на «до» и «после». Болезнь прогрессирует, но он отказывается верить в серьёзность происходящего, пока не падает без сознания под манговым деревом. Диагноз звучит как приговор — болезнь Альцгеймера. Это испытание меняет не только его жизнь, но и жизнь окружающих. Пока имам борется с недугом, в общине назревают перемены: нужен преемник. Кандидатуру предлагает тот самый прихожанин из начала фильма, но когда старейшина просит его прочитать суру «Ан-Намль», он спотыкается через пару слов. Внезапно стены мечети оглашаются аятами в исполнении Дауда — юного помощника имама. Выбор сделан…

Что же с главным героем? Желая отплатить ему за доброту и веру, жители решают поддержать его финансово, чтобы он мог пройти необходимые исследования и продолжить борьбу с болезнью. Инициатором сбора становится юный хулиган, глава банды воришек, в которого поверил только имам Хабиби.

Финальные сцены показывают не просто крепкие связи между поколениями, но то, что дело имама живёт — в детях, которых он угощал сладостями, в людях, которым помогал, в новом имаме Дауде, который теперь стал опорой для земляков. «Чтобы понять этот мир, сначала научись понимать муравья» — этими словами заканчивается картина, возвращая зрителя к суре «Ан-Намль» («Муравьи»), лейтмотиву фильма. Упоминание района как «квартала учёных» вместо «района дураков» заставляет задуматься о том, как сильно изменил людей имам своей добротой, знаниями и любовью ко всему сущему.

Режиссёр Николас Савало Сиссе так определяет посыл картины: «Мы можем быть кем угодно, но главное — оставаться человеком». Его фильм — это притча о том, как любовь и терпимость превращают даже «квартал отверженных» в сообщество мудрецов.

Автор: Ильмира Гафиятуллина

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Реклама

Яндекс.Метрика