Один из ведущих экспертов в области исламской экономики, генеральный директор инвестиционно-финансовой компании «Аль Шамс Капитал» Адалет Джабиев рассказал «Дагестан Таймс» о своём видении развития исламских банков в России и о том, как интегрировать развитие этого процесса с современным российским законодательством.
Как сообщал «Дагестан Таймс», по приглашению общественной организации «Территория мира и развития» Дагестан посетил один из ведущих экспертов в области исламской экономики, генеральный директор инвестиционно-финансовой компании «Аль Шамс Капитал» Адалет Джабиев.
Он прочитал в Дагестане курс лекций для представителей бизнес-кругов и общественности республики, посвящённых проблемам развития исламских финансовых институтов в России. Модератором встреч выступил соучредитель общественной организации «Территория мира и развития» Сулайман Уладиев.
11 мая в Национальной библиотеке Республики Дагестан состоялась встреча Джабиева с представителями общественности и религиозных организаций. 12 мая в Хасавюрте прошла встреча Адалета Джабиева с представителями общественности города. Послушать выступление признанного специалиста в области исламской экономики пришли более 500 человек.
Как рассказал Адалет Джабиев, исламская экономика не приемлет ростовщичество. К примеру, микрофинансирование нацелено на то, чтобы бороться с бедностью и создавать рабочие места.
«Все программы поддержки малого и среднего бизнеса, реализуемые через ростовщические банки, не достигают своих целей. Что этому мешает? Малый и средний бизнес ещё не имеет текущих денежных доходов. Максимум, что есть у предпринимателя – один магазин, он хотел бы открыть второй. Но его заставляют всю ликвидность магазина тратить на обслуживание кредита. Центробанк регулирует банковскую систему таким образом, что чем чаще и больше берут проценты, тем коммерческий банк с точки зрения Центробанка считается более успешным», – говорит Джабиев.
По словам эксперта, принцип партнёрства является основной концепцией исламского финансирования. Между кредитором и заемщиком должны быть партнёрские отношения – это означает распределение прибылей и убытков.
«Малый бизнес нуждается в такой поддержке, чтобы он превратился в нормального заёмщика. С этой точки зрения у банка есть интерес обрести в его лице надёжного и крепкого заёмщика. Но этот банк поставлен самим банковским законодательством в такие условия, что чем больше он занимается ростовщичеством, тем успешнее считается», – рассказал корреспонденту «Дагестан Таймс» Адалет Джабиев.
В случае с исламским банком малый и средний бизнес получает кредитование на принципах партнёрства, сам банк выступает партнёром и делит с заёмщиком все риски. В то же время банк ждёт, когда заёмщик создаст дополнительную стоимость и с прибыли поделится частью этой стоимости. По словам Джабиева, современные коммерческие банки этого не делают.
«Месяц прошёл – плати проценты. Тем самым невольно загоняют бизнес в кабалу», – рассказывает он.
«Исламская экономическая доктрина утверждает принцип разделения прибылей и убытков между кредитором и заёмщиком. В кредитном договоре обычного банка можно прочесть только штрафные санкции в отношении заёмщика и никакой готовности банка разделить убытки. Чрезвычайно важно, чтобы финансы создавали дополнительную стоимость. В этом смысле исламский банк ждёт, сколько надо, чтобы убедиться, что это благосостояние со стороны заёмщика создано. При этом учитывается экономический и хозяйственный цикл заёмщика. У торговли это, к примеру, 4 месяца, у строительства и сельского хозяйства свой цикл. Задача всей финансовой системы – создать не экономику долга, а экономику участия», – считает эксперт.
По его словам, главными условиями отношений между исламским банком и заёмщиком является отсутствие между ними неопределённости и борьба за прозрачность. Как рассказывает Адалет Джабиев, за соблюдением этих критериев следит специальный шариатский совет.
Однако, по его мнению, в России очень мало специалистов, а в Дагестане их практически нет, которые могли бы специализироваться в области исламской экономики.
Как заявил Адалет Джабиев, на данном этапе в России ещё много препятствий для открытия исламского банка. Этому мешает несовершенство российского законодательства. К примеру, в Гражданском кодексе РФ нужно изменить отношения кредитора и заёмщика, также необходимо внести соответствующие изменения в Налоговый кодекс и Закон о банковской деятельности.
Адалет Джабиев предложил в качестве первого шага на пути «легализации» исламских банков провести в Народном Собрании РД слушания по этому вопросу.
Своё мнение по вопросам исламской экономики на слушаниях в Хасавюрте высказал Камильгерей Салгереев – преподаватель Исламского университета имени имама аш-Шари, заместитель имама центральной мечети Хасавюрта.
«Ислам придаёт большое значение производству и торговле. Банковская деятельность для ислама не является чем-то новым. В древней Греции у Аристотеля спросили, можно ли давать деньги под проценты? Он ответил – да, но разве деньги порождают деньги? Этот принцип очень важен. Всемирный экономический кризис – аргумент в пользу исламских банков. Мы не отрицаем банковскую деятельность, но в таком виде, когда берутся проценты и отсутствует справедливость, это запрещено», – сказал Камильгерей Салгереев.
Модератор встречи, сопредседатель общественной организации «Территория мира и развития» Сулайман Уладиев согласился с выступающими, сказав, что он «не видит никаких противоречий между экономикой и шариатом».
Закрывая мероприятие, Уладиев отметил, что подобные встречи с такими интересными собеседниками будут проводиться в Дагестане регулярно.
Тамерлан Ахмедов, «Дагестан Таймс»
Информационное агенство IslamNews.Ru
Войти с помощью: