27 июня в Таджикистане уже на протяжении десяти лет отмечают День национального примирения. В 1997 году в этот день в Москве президентом Таджикистана Эмомали Рахмоновым и лидером Объединённой таджикской оппозиции Саид Абдулло Нури (в дальнейшем лидер Партии исламского возрождения Таджикистана) в присутствии первого президента РФ Бориса Ельцина было подписано "Общее соглашение об установлении мира и национального согласия в Таджикистане". Соглашение положило конец гражданской войне.
О современной ситуации в Таджикистане рассказал в интервью IslamNews нынешний лидер ПИВТ Мухиддин Кабири. - Уважаемый устаз Мухиддин, каково, на Ваш взгляд, политическое положение Таджикистана сегодня?
- Ситуация в Таджикистане в целом стабильная. Народ страны, ставший в своё время жертвой политического непонимания и переживший гражданскую войну, крайне осторожен. Кроме того, у таджиков достаточно прочный запас терпения.
Несмотря на то, что положение в республике спокойное, мы, будучи реалистами, считаем, что относительная стабильность не означает, что в государстве всё в порядке. К сожалению, в стране есть ряд проблем, которые одними лозунгами не решишь. Таджикистан – одно из беднейших государств постсоветского пространства и имеет множество социально-экономических проблем: безработицу, рост цен, коррупцию и прочее. Более миллиона граждан страны трудовые мигранты.
Вдобавок к социально-экономическим проблемам в Таджикистане возникают вопросы, связанные с законотворчеством. Например, недавно принятый "Закон об ответственности родителей за воспитание детей", на наш взгляд, ущемляет права граждан и ограничивает свободу вероисповедания.
Теперь гражданам до 18 лет запрещено участвовать в любых религиозных мероприятиях, в том числе в коллективных молитвах в мечетях. Когда я прямо спросил: могут ли мои дети, которым ещё нет 18 лет, во время каникул или в другое свободное от учёбы время, вместе со мной пойти в мечеть на пятничный намаз, мои коллеги-депутаты, принявшие этот закон, на парламентском заседании мне сказал однозначное – нет.
Правительство утверждает, что данный закон принят для того, чтобы воспитать новое поколение в "духе патриотизма", который, по их мнению, должен быть нейтральным и не имеющим влияния религиозных течений. Однако мы считаем, что такие цели не будут достигнуты этим законом. Помимо этого, в Таджикистане запретили ношение хиджаба в школах, закрывают мечети под предлогом того, что они не прошли регистрацию. Мы стараемся решать эти вопросы осторожно в рамках существующих законов, но даже многим нашим сторонникам такой подход не нравится. Они обвиняют нас в том, что мы занимаем чрезмерно компромиссную позицию.
Как известно, в Таджикистане есть ряд структур, выступающих под исламскими лозунгами, которые работают вне правового поля, нелегально, по своей методологии. Сейчас им легче заманить к себе молодых верующих. Но есть немалое количество граждан, которые не связаны с ними, которые в своих письмах, обращениях требуют от нашей партии решительности в отстаивании интересов верующих. Принятием таких законов мы можем вынудить законопослушных граждан радикализироваться.
Таким образом, проблем, требующих политического решения, в Таджикистане масса, и ссылка на то, что в стране была война и нельзя допустить её повторения, и при этом не решать их, уже не будет принята.
- Какие последствия Вы ожидаете от внедрения нового "Закона об ответственности родителей"?
Как я говорил уже, уровень коррупции у нас в Таджикистане достаточно высок и закон об ответственности родителей станет очередным поводом ко взяточничеству. Вообще закон невыполним, ибо согласно нему родители должны следить буквально за каждым шагом ребёнка, даже когда сами находятся на работе, а дитя в другом месте. А в случае нарушения им грозят штрафами.
Я думаю, закон пополнит аналогичный ряд сочиненных парламентом Таджикистана актов, которые по сути своей не действуют. Взять, к примеру, "Закон об упорядочении выполнения традиций и обрядов". В том законе было прописано максимальное количество гостей, которых может пригласить к себе в гости гражданин и в случае превышения "лимита" его ожидает штраф. Например, на дне рождения могут присутствовать 20 человек и т.д.
Были созданы специальные комиссии, которые следят за тем, сколько продуктов вы используете при проведении различных мероприятий, знакомятся со списком гостей и т.п. И люди вынуждены обходить закон разными методами, в том числе дачей взяток.
- Что Вы можете сказать по поводу ареста в Таджикистане корреспондента Би-би-си Уринбоя Усманова, обвиненного в членстве в запрещённой в стране партии?
- Я не буду комментировать арест корреспондента Би-би-си. Пусть суд принимает решение о его виновности или невиновности.
Касательно запрещённых в Таджикистане организаций, то возможно, какие-то обвинения объективны, а в чём-то есть "издержки производства". Но много случаев, когда молодых людей арестовывают и судят лишь за обнаруженные листовки или книги запрещенного характера. В стране на этом основании очень легко быть обвиненными в членстве в экстремистской организации.
Как уже отметил, возможно из-за жёстких мер правительства, ограничивающих свободу вероисповедания и из-за других проблем, часть молодёжи может входить в те структуры, которые находятся вне правового поля и занимают более радикальную позицию, чем ПИВТ.
- Будет ли ПИВТ предпринимать какие-либо меры массового характера в связи с указанными проблемами?
- В преддверие годовщины акта межтаджикского примирения было бы нелогичным проводить какие-либо протестные акции.
Таджикистан не та страна, где можно провести мирный митинг или шествие. Хотя, конечно, согласно законодательству, группа и отдельные граждане имеют право попросить разрешение на такого рода акции, но народ очень осторожно относится к этому, памятуя, что гражданской войне предшествовали митинги и манифестации.
ПИВТ хочет создать в обществе атмосферу доверия и базу для диалога между разными его слоями, в том числе с правительством. Но сама власть не особенно склонна к диалогу. Она скорее делает вид, что происходит серьезный разговор. С учётом всего этого, мы должны найти другие способы воздействия на власть, не прибегая к массовым акциям.
Беседовал Рустам Джалилов
Ответить
Мусульмане следуют за Пророком (сав), а власти Таджикистана за Абу Лахабом. Как можно запрещать молиться в мечети?! Даже в странах отъявленного куфра на Западе такого не вытворяют!
Ответить
May Allah bless upon this great Tajik politician.
Ответить
Это политика абсолютно светское мировоззрение, обложили мусульман куфарскими законами типа - "больше трех не собираться" и надеются прибывать у власти в полном здравии вечность. Зря надеются, веру во Всевышнего Аллаха и в его правосудие не вырвешь из сердец и умов мусульман, если уж это не смогла сделать за 75 лет коммунистическая империя, то думаю уже ни кто и ни что не сможет этого сделать. И иншАллах, мы скоро увидим возрождение Исламской уммы, в том числе и на земле бывшего Туркестана - территории праведного Халифата .
Ответить
May Allah bless upon this great Tajik politician.
Ответить
Это политика абсолютно светское мировоззрение, обложили мусульман куфарскими законами типа - "больше трех не собираться" и надеются прибывать у власти в полном здравии вечность. Зря надеются, веру во Всевышнего Аллаха и в его правосудие не вырвешь из сердец и умов мусульман, если уж это не смогла сделать за 75 лет коммунистическая империя, то думаю уже ни кто и ни что не сможет этого сделать. И иншАллах, мы скоро увидим возрождение Исламской уммы, в том числе и на земле бывшего Туркестана - территории праведного Халифата .