Дамир Басыров: «Москва – это европейский город!»

Дамир Басыров
Дамир Басыров, бывший солист Большого театра, в настоящее время ведущий солист Пражской Государственной оперы, народный артист республики Коми покинул Россию более 20 лет назад и ныне проживает в Праге. Недавно знаменитый оперный певец в очередной раз побывал на родине и отметил произошедшие в стране перемены. Своей оценкой происходящих в России процессов г-н Басыров любезно поделился с ИА IslamNews.



Дамир, мы с вами уже обсуждали проблему запрета одного из переводов Корана. Но это – не единственная проблема российских мусульман. Государство вернуло единую школьную форму, но некоторые девочки-мусульманки отказываются снимать хиджаб! Что делать?



В принципе, я согласен с единой школьной формой, но, в то же время, в мусульманских регионах – Дагестане, Чечне, Татарстане и так далее, ношение хиджаба, на мой взгляд, вполне уместно. Решение этого вопроса может отдаваться на откуп местным органам власти – это абсолютно их уровень. Если какая-то область или республика законодательно разрешает ношение хиджаба в общественных местах, ради Бога! Но ношение хиджаба в Ставропольском крае, на мой взгляд, недопустимо!



Почему?



Потому что в каждой области, республике, стране существуют свои порядки, законы. Если ты, например, живешь в Саудовской Аравии, Чечне – там и носи. Если русский приезжает в Саудовскую Аравию и ходит в шортах или пьет водку, на него не просто смотрят с укоризной, а принимают меры воздействия. Если в Ставропольском крае какая-то область, район, деревня примут свой закон, разрешающий хиджаб, то пожалуйста. Но, повторюсь, это местный уровень, не краевой. Каждая нация имеет свои законы и порядки.



А в Чехии как решают этот вопрос? У вас же есть мусульмане?



Есть, конечно, но я вообще себе не могу представить, чтобы здесь кто-то в хиджабе в школу пошел или в институт. Нет, ходят некоторые, которые приезжают из мусульманских стран типа Саудовской Аравии, но из Чечни не видел. Девушки из таких республик, как Чечня и Дагестан, ходят как все.



Как чехи реагируют на девушку в хиджабе на улице?



Косятся, конечно. Ну не принято это! Носите хиджабы дома, есть же определённый порядок! А если уж вы сюда приехали, то вы ведь приехали зачем-то, за лучшей жизнью, например. Но лучшая жизнь ведь достигается посредством каких-то законов, которые людьми соблюдаются! В чужой монастырь со своим уставом не надо ходить. А то, опять же, вышли какие-то картинки в Дании, где очень много приезжих мусульман, и начинаются волнения. Мусульмане приехали в Данию за лучшей долей, но им непросто понять, что эта лучшая доля достиглась очень тяжелой ценой. В средние века страшные войны были в Европе. И эта лучшая доля возникла посредством законов, законопослушания. Это долгий процесс, который достигается не запретом, а определенными понятиями. Есть четыре власти – исполнительная власть, законодательная, суд и СМИ. Есть свобода слова, свобода собраний, вероисповедания, есть суд, который действительно работает, есть политическая система, тоже работающая и направленная на человека. И свобода слова – краеугольный камень.



То есть карикатуры на Пророка – это свобода слова?



В определенной стране! Протесты справедливы в арабских странах, но не в Дании. В Дании есть те самые краеугольные камни, данные этой стране, поэтому они живут так хорошо. Например, в Швеции, по данным социологов, пожилые люди живут лучше всех на свете. Там социализм, который пытался построить СССР.



Известно, пока мы пытались, шведы построили…Но проблема в другом. И в Европу, и в США, и в Россию приезжают граждане из других стран, у которых есть свои национальные традиции. Коренное население против, советует "убираться туда, откуда вы все понаехали", и там командовать. Возникает спорная ситуация: убираться туда, откуда "понаехали", не хочется, там плохо, но и от традиций отказываться тоже не хочется. Тут дискуссия заканчивается, начинается конфликт. Как быть?



Простого способа решить этот вопрос человечество еще не придумало. Это и в Штатах огромная проблема, и в Европе. Те же самые свободы, кровью и потом завоеванные Европой, в то же самое время открывают двери для эмигрантов. Они все равно проникают, и в те же Штаты, несмотря на стену с Мексикой. Но в Штатах к этому делу относятся терпимее, там вся страна эмигрантов, включая Обаму. А вот в России власти, как мне кажется, пора уже что-то всерьез предпринимать. Я часто бываю в России, и в Москве, например, эта проблема очень актуальна.



Как ее решать?



Кнутом и пряником. Возможно, с какими-то республиками надо вводить визовый режим, хотя однозначно утверждать, что это самый простой и эффективный путь, я бы не стал – это дискуссионный вопрос. С другой стороны, надо бороться с коррупцией, она должна как-то минимизироваться. Кто-то же завозит всех этих нелегалов! Сам по себе визовый режим ничего не даст, это не системная мера. А должна быть системная работа, где-то и пряник дать, мечеть построить. Но закрывать глаза на эту проблему ни в коем случае нельзя, или это аукнется проблемами в будущем. То, что я вижу в Москве, явно переходит границы. Очень много приезжих. В Москве, конечно, как и в США, все приезжие, но все же Москва – это европейский, а не азиатский город. Приезжая в Москву, я с каждым разом все больше удивляюсь увеличивающемуся числу гостей из среднеазиатских стран и выходцев с Кавказа.



СМИ периодически обновляют тему свадебных кортежей со стрельбой, да еще у Кремля. А русским людям не нравится, когда под их окнами палят из оружия, люди у нас пугливые. Или вот узбеков тоже жалко. Москвичи у нас сами в дворники не идут, но узбеков ругают. Где та грань самобытности, которую приезжим можно оставить, не травмируя психику местного населения?



Люди могут самовыражаться у себя дома, в квартире, но на улицах они обязаны соблюдать нормы того города, куда они приехали. Потом, что значит, москвичи в дворники не идут? Это отговорка. Если дворнику нормально платить, и русский пойдет на эту работу, и кто угодно. При социализме дворниками, в основном, были татары, и никаких проблем! И никто не говорил, "понаехали". А сейчас я иду по Москве, трое приезжих метут какой-то пятачок площадью два квадратных метра. Это странно! Явно здесь коррупция замешена.



А это уже наши российские традиции: на этих троих приезжих нужно 6 контролеров, и все при деле! Не забываем и тех, кто этих приезжих привез. Да и народу есть, что обсудить, авоськами помахать.



Вот с этой традицией и надо что-то делать, и объясню, почему. Это создает напряжение в обществе, чего в России раньше не было и в помине. Может, на каком-то минимальном бытовом уровне это проявлялось, но не превышало критического порога. У меня отец татарин, но я никогда не чувствовал этого. Никто меня не дразнил, я даже об этом не задумывался. А сейчас в России, многонациональной, казалось бы, стране возникают националистические настроения, лозунги…Раньше, например, евреев не принимали в определенные институты и вынуждали эмигрировать, но это больше шло от власти, не снизу, не от людей. А сейчас это идет снизу. Вот что меня пугает. Просто стало очень много приезжих. Я еду в московском метро, и больше половины вагона – граждане из среднеазиатских республик. Это перебор. Никогда такого не было! И они выходят целой толпой, начинают толкаться, и москвичи их порвать готовы. Или маршрутка, на переднее сидение садится кавказец, начинает орать на весь салон и материться. И люди восстали, начали кричать, "убирайся, понаехал тут". Не было при мне такого! Я же в Москве жил, и учился в Авиационном институте, потом в училище при консерватории, потом в Большом театре работал… Такого не было! Я вижу, как на бытовом уровне растет страшное недовольство.



Многие наши политологи тоже склонны разделять проблему приезжих и проблему мусульман. Дескать, наши мусульмане-россияне это еще ладно, но вот приезжих мусульман люди уже терпеть не хотят…



Ведь очень непредсказуемо, чем это все может закончиться. Еще одна Манежка может быть. Или еще один Чапаевск. Национализм – настолько тонкая материя, что требуется огромный комплекс мер. Надо вводить механизмы, которые заменяют труд 50 людей. Какие-то визовые ограничения…В Чехии очень стараются избавиться от переизбытка трудовых мигрантов, начав процесс завинчивания гаек еще в кризис 2008 года. Сейчас очень трудно получить рабочую визу и въехать в страну. Монголов вот целыми самолетами отсюда вывозили, разоряясь при этом на билеты стоимостью 500 евро, ввели огромные штрафы за нелегальную рабочую силу. И ситуация начала быстро меняться.



А кто же дворы метет у вас?



У нас такой большой район, и ходит один человек иногда, листочки убирает или бумажки. А работают специальные механизмы, техника. Я не вижу тут столько людей, которые метут улицы. У нас три подъезда, нанимают кого-то из жителей, он и метет, ему какие-то деньги платят. А такой вот трагедии, "кто будет мести улицы", как в России, у нас просто не существует. Я не знаю, ну есть же какой-то мировой опыт!



А у нас трагедия, сидит весь Живой журнал обсуждает, как мести улицы без узбеков. Народ в замешательстве!



Это надуманная трагедия последнего времени! А кто дворы мел 20 лет назад? Что за юмор-то? Это троллинг какой-то.



Как вы думаете: усугубляют ли приезжие мусульмане проблемы "коренных" последователей ислама?



Полагаю, да. Думаю, что недовольство приезжими сказывается и на коренных россиянах-мусульманах.



Собянин вот считает, что "своим" мусульманам мечетей хватает, а все проблемы – из-за "понаехов"…



Мне кажется, не все московские мусульмане настолько набожны, что ходят в мечети. Сколько их нужно на Москву, сказать затрудняюсь, я в этом не специалист. Но, в принципе, если есть мусульмане, нужна и мечеть. Потом, это еще и выпускание пара и профилактика экстремизма. Зачем собираться в каких-то молельных домах, когда можно прийти в мечеть? Я не говорю, что надо ее строить в центре города, но почему бы не построить ее где-то на окраине, например?



С местом для мечетей у нас в России постоянная беда…Власти говорят, что мечеть не должна портить жизнь целому микрорайону. В итоге мусульмане молятся на улицах в лужах.



На мой взгляд, это вопрос местных властей, причем районных. Проводится референдум среди местного населения, и все. Да – да, нет – нет. И, конечно, надо вести работу с местным населением, чтобы постройка мечети воспринималась, как благо, а не как источник раздражения. Я давно знаком с муфтием Республики Коми Валиахмадом-хазрат Гаязовым, мудрейшим человеком, который проводит очень взвешенную и гармоничную политику межрелигиозных отношений. И на мой взгляд, Усинск – это город, где очень плодотворно и конструктивно строится взаимосвязь между мусульманской общиной и мэрией. Мусульманская община очень уважаема в городе, с ней считаются, предприятия Усинска выделяли деньги на постройку мечети и, конечно, мечеть в Усинске-это благо. Надеюсь, что благодаря авторитету и мудрости Валиахмад-хазрата мечеть появится и в Сыктывкаре-столице моей родной Республики.



Я не могу себе представить, чтобы здесь, в Чехии появилась мечеть, которая вызывала бы недовольство жителей. Как только начнется несанкционированная стройка, тут же приедет полиция и наведет сразу порядок. Даже разговора не будет. А как еще? Чешское государство довольно долго добивалось независимости. Чехи не дают и не дадут никому сесть себе на голову. Причем после бархатной революции здесь появилась очень сильная националистическая партия, чуть ли не бритоголовые. Один раз они прошли в парламент, и на этом все. Потому что национализм нигде в нормальной стране никогда не победит.



Но есть же и в Чехии диаспоры, которые раздражают местных?



Цыгане раздражают, но это ведь граждане Чехии, они жили здесь с давних времен и будут жить. Идет их ассимиляция. В нашем доме живет пара семей, ничего не могу сказать плохого. Но когда их много, начинается бардак. Туда, где много цыган, чехи стараются не селиться. А так, в принципе, все нормально. Однако даже в местах своего компактного проживания цыгане подчиняются чешским законам, а не живут как партизаны, "что хотим, то и воротим". А те, кто не подчиняется, в тюрьме сидят. Процент криминала среди цыган, конечно, больше, чем среди других этнических групп. Почему я и говорю, это очень непростая проблема, все страны с этим сталкиваются. И чем раньше Россия начнет системно заниматься этой проблемой, тем лучше.



Давайте немного отвлечемся от политики. Как вам кажется: в оперном пении и чтении Корана нараспев есть что-то общее?



Безусловно! Очень много общего. Это же пение. Но опера это опера, другой формат. К оперному пению ближе пение романсов, например, или народных песен.



А как вы, как эксперт, можете оценить песнопения Pussy Riot в Храме Христа Спасителя?

Некоторые говорят, что это современное искусство!



У них нормальная музыка, у Pussy Riot. Но то, что они сделали в ХХС – это хулиганство, конечно. Ни в коем случае нельзя позволять такие вещи в Божьем храме.15 суток надо было дать, но не два года, конечно. Это тоже перегиб.



Некоторые кровожадные верующие россияне требовали их на кол посадить!



Как понять кровожадные? Православие по природе своей не кровожадное, оно славится именно смирением! И те, кто требует девушек распять, не православные. Это государство может наказывать, а церковь, наоборот, призвана прощать.

Автор: Вера Ильина

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика