Инновации и изобретения в исламском мире

Выставочный проект 1001 изобретение демонстрирует научно-техническое наследие мусульманской цивилизации

Выставочный проект 1001 изобретение демонстрирует научно-техническое наследие мусульманской цивилизации

Теги:




1
03 Июня 2013г. (24 Раджаб)
Прежде всего отметим, что такие понятия как “инновации” , “изобретательство” ныне , увы не ассоциируются с исламским миром. Чаще с ним , как и в целом с пресловутым “третьим миром” связываются такие понятия как “имитация” или более корректное “обратная разработка” ( англ. Reverse engineering – исследование устройства, технологии или программы с целью понять основной принцип его работы и затем воспроизвести его, но без прямого копирования- IN). Конечно и в “обратных разработках”, во всех отраслях от фармацевтики до электроники присутствует элемент инновационности, но все равно это не то, чем можно гордиться, и что привлекает инвесторов. И поэтому самый большой вопрос- как долго еще мусульманское общество в технологическом отношении будет представлять собой такое общество типа “ксерокс”.



А ведь инновации и изобретательство и инновации были свойственны арабскому и исламскому обществу с самых первых лет, но, видимо, на историческом пути произошел какой-то надлом. И тогда в нас мусульманах, покупатель победил строителя, потребитель- сберегающего, вновь в исламский мир пришли экспортеры капиталов и импортеры продукции, а это прямой путь к нестабильной ситуации.



Давайте же вспомним, что первым откровением, ниспосланным Пророку Мухаммаду (С.А.С) были слова о чтении: “ Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! Читай, во имя Господа твоего, Который все сущее сотворил! Сотворил человека из сгустка крови! Читай, ведь Господь твой-самый Великодушный из всех! Который научил посредством письменной трости- научил человека тому, чего тот не знал! ( Коран 96 1-5, пер.смыслов Э. Кулиева).



Чтение в данном контексте означает поиск и исследование информации в самых разных уголках мира, от Аравии до Китая и даже дальше. Чтение дает знание, а знание ведет к мудрости. А ведь мудрость это то, что способствует усовершенствованию человека (на индивидуальном уровне), общества ( на уровне коллективном). Следуя таким путем, наши предки дали начало многим наукам, искусству, математике (алгебре, числам и их теории и.т.п.).



Существуют различные теории того, что за “надлом” произошел в истории исламской цивилизации-от “теории заговора “ до теории “саморазрушения изнутри” – в результате которого исламская цивилизация стала “обществом дефицита знаний”. Необходимо правдиво посмотреть на то, что лишь очень небольшое число заявок на патенты из мусульманских стран поступает в Бюро по патентам и товарным знакам США. И очень немногие страны, своей стратегией предусмотревшие к 2020-2030 году создание “экономики знаний” создают для этого соответствующие структуры (например, малайзийская Talent Corporation), призванные вернуть на родину “утекающие мозги”.



Не существует четкого алгоритма для инноваций, равно как и графика их реализации. Напротив, для инноваций следует создавать гибкую дееспособную инфраструктуру с реальными основаниями, адаптированными к конкретному месту и ситуации. Элементы, формирующие такую дееспособность, следующие:

Изначально государство выступает локомотивом рынка инноваций, но постепенно уходит с него, с тем, чтобы избежать искушения безгранично и неэкономическими методами на него влиять, это будет также означать и конец возможной приватизации инноваций государством.

Наличие и доступность рискового (венчурного) капитала, ПЛЮС своего рода наставничество, ведение проекта со стороны финансовой структуры. Страны с большинством мусульманского населения имеют достаточные финансовые ресурсы, включая исламские финансы. Но само по себе финансирование не приведет к успеху, если не будет сопровождаться разнообразными услугами правового, маркетингового характера и т.п.



Обязательно инновация в содержательном и, отчасти, культурном отношении должна адаптироваться к потребностям страны или региона. Попытка применить некую общую, не заточенную под конкретику схему “ на все случаи жизни” может в результате дать эффект “белого слона”, то есть, оказаться разорительной для владельца такой инновации.

Система образования, которая бы определялась не только сугубо академической составляющей, но которая могла бы предложить решения в соответствии с текущими требованиями рынка.



Исламский банк развития имеет достаточные финансовые мускулы для возможных быстрых вложений в инновации, правда, в избранных исламских странах, таких, как ОАЭ, Малайзия, Турция, Саудовская Аравия и т.п. Однако при этом надо учитывать и намерения акционеров.



Необходимо четко понимать, что работа с учетом ограничительных факторов в каждой стране, р в среде тех проблем, которые создают такие рыночные алгоритмы, каковыми являются наши инновации, направлена не только на экономическое развитие, но, и это важно, на диверсификацию экономики.



Инновационная деятельность должна ориентироваться на исполнение двух важнейших показателей – занятость и увеличение валового национального продукта.



На первом этапе Исламскому банку развития следует создать Инновационный Совет в составе представителей наиболее продвинутых в технологическом и экономическом отношении стран. В число участников совета могут входить финансисты, регуляторы, предприниматели ученые и т.п. В странах участницах совета нужно запустить пилотные программы по инновациям. Главное – с помощью и такого совета получить панорамную картину ситуаций с инновациями в исламском мире, чтобы в дальнейшем в этой сфере он был бы уже не ведомым, а лидером.



Автор –глава консалтинговой компании Azka Capital, специализирующийся на инновациях в халяльной индустрии. Он является также консультантом агентства Thomson Reuters по исламским финансам и халяльной индустрии.



[url=http://www.khaleejtimes.com/biz/inside.asp?xfile=/data/opinionanalysis/2013/June/opinionanalysis_June3.xml§ion=opinionanalysis]Khaleej Times[/url]



Автор: Рушди Сиддики

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

SON 04 Июня 2013г.
Ответить

На этой планете всегда было так;Цивилизация,как только достигала определенного пика,приходили варвары и низвергали ее.Современный мир ждет своих варваров.Они пришли..,мусульмане пришли в образе варваров...

Яндекс.Метрика