Запрет исламской литературы может сделать популярными труды богословов, как во времена Советского Союза пользовался популярностью «Самиздат», - полагает руководитель Центра арабских исследований Института востоковедения РАН Виталий Наумкин. По его мнению, вынесение запрета на распространение той или иной литературы не должно находиться в компетенции районных органов власти, судов, которые принимают решение на основе рекомендаций недостаточно квалифицированных экспертов.
«Любой запрет - палка о двух концах, которая может ударить и того, кто ею размахивает, особенно если неумело. Кстати, это может создать рекламу как раз тем трудам, которые запрещают, подогреть к ним дополнительный интерес. Мы помним, как читали литературу так называемого „Самиздата“ в Советском Союзе», - заявил в интервью
Интерфаксу Виталий Наумкин, комментируя запрет книг мусульманских богословов в нашей стране. По его словам, ситуация, сложившаяся сегодня в этой сфере, может нанести ущерб как межрелигиозным отношениям, так и отношениям с другими странами.
Напомним, что в списке экстремистской литературы Росрегистрации более половины книг известных мусульманских богословов - Саида Нурси, Мухаммада Али аль-Хашими, аятоллы Хомейни и других. В то же время в этом списке нет ни одной книги представителей других религиозных конфессий.
«Я не хочу лишний раз обвинять региональных чиновников, но случай в Пензенской области с запретом книги аятоллы Хомейни показателен», - заметил Наумкин. «Россия стремится развивать отношения с Ираном, и при этом в ней запрещаются труды основателя современного иранского государства! Ни в одной стране, даже в Соединенных Штатах, которые не признают нынешний режим в Иране и не имеют дипломатических отношений с этой страной, нет запрета на эту книгу!», - говорит он.
Неадекватным был, по его мнению, и запрет книг Саида Нурси. «Сами по себе эти книги не содержат какого-либо экстремизма, призывов к чему-то плохому, противозаконному. Совершенно другой вопрос - должно ли государство разрешать деятельность каких-то групп, объединений сторонников Нурси. Здесь есть о чем подумать», - считает востоковед.
Вынесение запрета на распространение той или иной литературы не должно находиться в компетенции районных органов власти и судов, - полагает Наумкин. «Это могло бы находиться в компетенции специального органа, в который должны войти ученые, религиозные и общественные деятели, чиновники. Они должны на основе тщательного анализа вынести заключение в отношении того или иного издания, которое бы учитывалось при принятии окончательного решения», - говорит востоковед.
В то же время российская исламоведческая наука переживает период расцвета, открываются исламские учебные заведения, развиваются исламские СМИ, государство выделяет финансирование, поддерживаются мусульманские общины верующих, считает Наумкин.
Войти с помощью: