Противодействие радикальным идеологиям, в том числе и прикрывающимся исламом – одна из важнейших проблем, стоящих сегодня перед государством. К сожалению, задача по борьбе с радикализмом на идейном уровне далеко не всегда решается эффективно. Виной тому – неправильное использование понятий и терминов, полагает известный российский политолог и исламовед Эдуард Хачукаев. О том, какие понятия помогают, а какие мешают успешной борьбе с радикализмом, ученый рассказал ИА IslamNews.
– Эдуард Магомедович, сегодня государство усиленно ищет идеологическую альтернативу радикализму в исламской среде. Подходит ли на эту роль «традиционный» ислам?
– Противопоставление радикализму «традиционного» ислама давно доказало свою контрпродуктивность. Ислам не может быть традиционным или нетрадиционным. Как, скажем, химия не может быть социалистической или исламской. Она – химия или физика, понимаете. И ислам тоже. Максимум тавтологически можно сказать: ислам исламский. Или канонический, то есть, базирующийся на первородных законах. Мы в Советском Союзе говорили о социалистическом труде. Ну какой может быть социалистический или капиталистический труд. Труд – он всегда один. Поэтому иногда такие термины даются, чтобы отличить какие-то вещи от других, без вскрытия семантической нагрузки этого термина. Но когда мы начнем вскрывать, то получается полная белиберда.
– Откуда взялся термин «традиционный ислам»?
– Термин «традиционный ислам» сложился на территории России в 19 веке в результате политики заигрывания царизма с народами Северного Кавказа, с которыми в то время шли полноценные, полномасштабные боевые действия в целях интеграции этого северокавказского сообщества в Российскую империю. Кого-то истребляли, кого-то использовали, и всегда была политика «кнута и пряника». Кто-то был готов интегрироваться в имперскую Россию и в то же время не готов поменять свою религию. Здесь был определенный компромисс. Говорили – да, вы занимаетесь исламом, мы вам разрешаем отправлять ваши исламские потребности, но давайте без всяких таких вещей, как использование ислама как жупела войны, призывов к джихаду и так далее. И тогда возникло понятие «традиционного» ислама, который как бы мирный и который не несет в себе каких-то угроз для царствующей династии в России.
В Советском Союзе, как известно, вопросы отношения политики к религии были несколько раз пересмотренны. Хоть и в загнанном состоянии, но РПЦ существовала, а ислам использовался для того, чтобы показать мусульманским союзникам, что имелось единичное количество мечетей. Все было под сильным контролем. И это тоже называлось «традиционным» исламом.
– А сегодня это понятие помогает в борьбе с радикализмом?
– Скорее мешает. Как мы уже сказали, традиционный ислам – понятие достаточно зыбкое и вязкое. У него есть слабые места из-за того, что он был использован государством с определенными целями. А вообще, базироваться надо на каноническом исламе. Потому что любые формы, любые измы, любые прилагательные, которые будут неканонически применены к исламу не в каноническом понятии, будут страдать ущербностью, чем непременно воспользуются радикалы. А канонический ислам – он существует, он есть. Это Коран и сунна. Здесь нельзя ошибиться. Он проповедует гармоничное развитие человека через знания и умения. Мусульманину это будет понятней.
– Но ведь и радикально настроенные мусульмане апеллируют именно к канону и его незыблемости?
– Мир всегда диалектичен – есть вещи неизменные, а есть переменные. Ревизионисты иногда специально путают людей, говоря – есть вещи, которые нельзя менять. В исламе есть источник, который нельзя менять. Однако есть и трактовка. То есть, глубина понимания, глубина осознания. Осознание – в этом слове корень «знать». Значит, можно углублять знания. Поэтому основной посыл – углубляйте, расширяйте, обновляйте, переформатируйте свои знания. В понимании тех или иных положений Корана или Сунны должна быть постоянная новизна. Ребенок понимает мир какими-то простыми моделями. По мере обучения его модели становятся сложными, более объемными, более пространными. Когда он становится студентом, у него появляются сложные конструкции и модели, которыми он мыслит. Поэтому мы видим, что в исламе Всевышний заложил процесс обновления.
– Вы противопоставили каноническому исламу ревизионизм. Что это такое?
– Ревизионизм – составная часть технологии борьбы с политическими оппонентами. Любая технология содержит методологию и инструментарий. Ислам – это инструмент, а ревизионизм – метод использования ислама. В целом, ревизионизм – это технология людей, которые используют те или иные положения, ту или иную ситуацию. В этом смысле «традиционный» ислам тоже можно назвать разновидностью ревизионизма.
– А как определить, кто лучше понимает ислам, кого можно назвать ревизионистом?
– Наряду с физическими инструментами военного характера религия использовалась как идеологический инструмент для прихода к власти, территориальных завоеваний и управления населением. Это было всегда. Когда группы людей приходят или желают прийти к власти, они подвергают остракизму идеологическую составляющую власти, будь это религия или идеология. Если, допустим, определенные выходцы из исламской среды хотят прийти к власти в какой-то местности, они должны иметь идеологический базис. Отсюда появляется ревизионизм: вы неправильно трактуете, вы кафиры и так далее. А вот мы лучше и правильнее вас. Чтобы захватить умы людей, нет другого пути, кроме как ревизионистски раскритиковать поведение оппонента.
– В чем разница между обновленцем, как вы говорите, и ревизионистом?
– Тот, кто придерживается канонического ислама, должен согласно сунне пророка Мухаммада (мир ему) постоянно приобретать новые знания, которые являются защитой религии Всевышнего от ревизионизма. Технология ревизиониста такова: он не подвергает критике всё, а лишь определенные моменты – допустим, недостаток действующей власти или говорит, что у власти находятся немусульмане. Тогда мы должны посмотреть канонический ислам и найти в нем, что ислам возможен в немусульманской стране. Главное, чтобы правители этой страны дали возможность людям отправлять свои основные исламские потребности. То есть, произносить шахаду (свидетельство о Единобожии), молиться – хоть в молельне, хоть дома (хорошо, если еще мечеть построят), платить закят, совершать хадж, поститься в месяц рамадан.
– Но ведь ревизионист может привести какое-то формальное доказательство – например, цитату из Корана или хадис…
– Дело вот в чем. Слабое место ревизионистов заключается в том, что они не занимаются концептуальной критикой самих мусульман на основе фундаментальных богословских знаний. Их атаки направлены на правительство, на действующую власть. А если критикуют мусульман, то только за поддержку этой власти. Иногда говорят: вы, допустим, не так молитесь, не так ступню подвернули во время намаза, или еще чего-нибудь. То есть, они в догмах. Но эту позицию очень легко развеять. Скажем, кто-то очень хотел помолиться, но не знал, как делать омовение и совершил намаз без тахарата. Разве это умаляет достоинство этого человека перед Всевышним? Ислам очень терпимая, очень широкая, мягкая, эластичная система. Её можно растягивать.
– И пророк ее растягивал?
– Да, но у него была технология меры, предел упругости, выражаясь техническим языком. Знанием предела упругости, растяжимости, эластичности пророк владел абсолютно.
Ответить
посмотрите интересно; http://www.youtube.com/watch?v=EeIuYCuqo-s
Ответить
Уважаемые мусульмане! Я ещё раз очень внимательно прочитал все комментарии, в том числе и ответы на мои вопросы, которые у меня, как правило, не выходили из рамок обсуждаемой темы - «исламского радикализма, который не победить белибердой». Искренне спасибо всем за терпение. Я откровенен был с Вами, надеюсь, что и Вы были откровенными и искренними. В целом - обсуждение темы было для всех нас полезным (иначе бы она не была размещена на сайте, если бы не была актуальной)диалогом. Очевидно и то, что мы ни в чем друг друга не переубеждали, а просто высказывали свое мнение. Позвольте и...
Читать дальше
Ответить
не удивительно что мусульмане в таком положении! такое дикое невежество, субханАллах всякие грязные сектанты растут как на дрожжах, каждый себя считает полководцем, амируль-муъминин, ученым по акиде и по фикху, шейхуль-исламом и праведным аскетом. если бы люди признали что они джахили и должны следовать и слушать ученых во всем а не то что им нравится, удобно и «понятно»... от этого все проблемы + дунья. мусульманин сегодня может спокойно стоять если будут убивать его братьев по вере или оскорблять религию, но когда коснется себя самого любимого или имущество, то он завопит на весь мир о том ч...
Читать дальше
Ответить
Это сайт 9-го канала в израиле, единственного русскоязычного телевизионного комплекта.
Ответить
http://9tv.co.il/news/2013/05/24/151325.html
Ответить
Могу продемонстрировать плохой пример. Вот диалог с сионистами. По нему можно понять, как не стоит себя вести на форуме:
Ответить
Уважаемые мусульмане! А ведь действительно - в интервью поднята актуальнейшая тема, как исламский радикализм. И, надо отметить, что радикализм, в том числе и исламский, является реальностью наших дней. И я вот о чем подумал. Как снизить градус радикализма в исламе? Может быть настала пора мусульманам суннитам всех правовых школ и шиитам сесть за стол переговоров и знатокам исламского права вынести закон, согласно которому в случае, если террористический акт совершил мусульманин, результатом которого стали человеческие жертвы (старики, женщины, дети), то этот человек мусульманином не счи...
Читать дальше
Ответить
Уважаемые мусульмане! Спасибо всем за беседу. Я рад был общению с Вами. Я так общаюсь впервые. Спасибо за то, что ВЫ общаетесь в сети и имеете свою позицию. Я не мусульманин, поэтому Ваше мнение для меня ценно и значимо. Единственная просьба ко всем мусульманам - не уходите в частности (я думаю, что мы с ВАМИ на 90% не являемся богословами), а обсуждайте суть проблемы, изложенной в статье, либо интервью. Частности для меня были мало интересны. Хотелось увидеть не деревья (частности), а лес (проблему). Я также открыто высказывал то, что думал. Надеюсь, что никого не обидел. На один мой коммента...
Читать дальше
Ответить
Этот Хачукаев написал сплошной бред,его точка зрения ,его взгляд на ислам в корне противоположны истине ,думаю он и есть самый настоящий экстремист.
Ответить
Уважаемые мусульмане! Прошу не обижаться, но очень хотелось бы понять следующее. Когда убивают исламских лидеров на территории России, то выясняется (по сообщениям СМИ), что причастными к этому оказываются мусульмане, исповедующие радикализм. Понятно бы было, если бы была межрелигиозная вражда (мусульмане бы убивали христианских лидеров, а христиане - мусульманских лидеров). А так, не понятно - мусульмане убивают мусульман. Или это не так? Или я, как не мусульманин, опять что то не понимаю???? Объясните пожалуйста. Только не аргументируйте тем, что я не знаю арифметики и, мол, нечего мн...
Читать дальше
Ответить
Ещё раз прочитал статью. Также полностью ещё на раз прочитал все комментарии. Скорее всего, я уже ничего не понимаю в жизни. Но, как говорится, статья «про Фому», а комментарии «про Ерему». Или может быть, мне не мусульманину, не уловить логики мусульман? И комментарии согласуются со статьей???
Ответить
Кстати, насчет химии, которая четко разделяется на органическую и неорганическую. Так же и к физике можно отнести соответствующую классификацию. Поэтому эти примеры представляются весьма сомнительными и в данном случае совершенно неуместными. Судя по этому интервью, надо понимать, что Фонд отказывается от использования условной терминологии «традиционный Ислам», против чего так активно выступают ваххабиты! Тогда успехов вам в сотрудничестве с этой братией))))
Ответить
А брить бороду - это радикализм или ревизионизм? Или канонический Ислам?
Ответить
Пользователи сочли комментарий некорректным
Ответить
Ислам хорошо практикуется в любой среде и не мешает никому, пока определенные люди не хотят использовать религию в своих целях. Ислам везде один. И дело в принципах, а не в атрибутах. Скажем Ислам нельзя путать с арабизмом.....многие начинают брать арабские имена, носить арабскую одежду и т.д. Я считаю нельзя бросать свою культуру и идентичность. У Ислама нет наций и происхождения. Ислам - религия для всех народов и культур.
Ответить
Про знания предела упругости, растяжимости, эластичности, короче сопромат пророк нам ничего не оставлял.
Ответить
Пользователи сочли комментарий некорректным
Ответить
Согласна, что понятие « традиционный ислам» ошибочно. Не может быть умеренного или европейского или же российского ислама. Для всех мусульман ислам один- это Коран и Сунна. Эта религия подходит для всего человечества, независимо от национальной принадлежности и географического местоположения и времени. То,что система ислама- эластичная и ее можно растягивать не согласна. Сегодня многие пытаются подстроить ислам под свою реальность, говоря что времена изменились. Но ведь Коран- последний вероустав для верующих до Судного дня. У мусульман нет выбора при принятии ими решений, кроме как повелел Ал...
Читать дальше
Ответить
Уважаемые мусульмане! Я ещё раз очень внимательно прочитал все комментарии, в том числе и ответы на мои вопросы, которые у меня, как правило, не выходили из рамок обсуждаемой темы - «исламского радикализма, который не победить белибердой». Искренне спасибо всем за терпение. Я откровенен был с Вами, надеюсь, что и Вы были откровенными и искренними. В целом - обсуждение темы было для всех нас полезным (иначе бы она не была размещена на сайте, если бы не была актуальной)диалогом. Очевидно и то, что мы ни в чем друг друга не переубеждали, а просто высказывали свое мнение. Позвольте и...
Читать дальше
Ответить
не удивительно что мусульмане в таком положении! такое дикое невежество, субханАллах всякие грязные сектанты растут как на дрожжах, каждый себя считает полководцем, амируль-муъминин, ученым по акиде и по фикху, шейхуль-исламом и праведным аскетом. если бы люди признали что они джахили и должны следовать и слушать ученых во всем а не то что им нравится, удобно и «понятно»... от этого все проблемы + дунья. мусульманин сегодня может спокойно стоять если будут убивать его братьев по вере или оскорблять религию, но когда коснется себя самого любимого или имущество, то он завопит на весь мир о том ч...
Читать дальше
Ответить
Это сайт 9-го канала в израиле, единственного русскоязычного телевизионного комплекта.
Ответить
http://9tv.co.il/news/2013/05/24/151325.html
Ответить
Могу продемонстрировать плохой пример. Вот диалог с сионистами. По нему можно понять, как не стоит себя вести на форуме:
Ответить
Уважаемые мусульмане! А ведь действительно - в интервью поднята актуальнейшая тема, как исламский радикализм. И, надо отметить, что радикализм, в том числе и исламский, является реальностью наших дней. И я вот о чем подумал. Как снизить градус радикализма в исламе? Может быть настала пора мусульманам суннитам всех правовых школ и шиитам сесть за стол переговоров и знатокам исламского права вынести закон, согласно которому в случае, если террористический акт совершил мусульманин, результатом которого стали человеческие жертвы (старики, женщины, дети), то этот человек мусульманином не счи...
Читать дальше
Ответить
Уважаемые мусульмане! Спасибо всем за беседу. Я рад был общению с Вами. Я так общаюсь впервые. Спасибо за то, что ВЫ общаетесь в сети и имеете свою позицию. Я не мусульманин, поэтому Ваше мнение для меня ценно и значимо. Единственная просьба ко всем мусульманам - не уходите в частности (я думаю, что мы с ВАМИ на 90% не являемся богословами), а обсуждайте суть проблемы, изложенной в статье, либо интервью. Частности для меня были мало интересны. Хотелось увидеть не деревья (частности), а лес (проблему). Я также открыто высказывал то, что думал. Надеюсь, что никого не обидел. На один мой коммента...
Читать дальше
Ответить
Этот Хачукаев написал сплошной бред,его точка зрения ,его взгляд на ислам в корне противоположны истине ,думаю он и есть самый настоящий экстремист.
Ответить
Уважаемые мусульмане! Прошу не обижаться, но очень хотелось бы понять следующее. Когда убивают исламских лидеров на территории России, то выясняется (по сообщениям СМИ), что причастными к этому оказываются мусульмане, исповедующие радикализм. Понятно бы было, если бы была межрелигиозная вражда (мусульмане бы убивали христианских лидеров, а христиане - мусульманских лидеров). А так, не понятно - мусульмане убивают мусульман. Или это не так? Или я, как не мусульманин, опять что то не понимаю???? Объясните пожалуйста. Только не аргументируйте тем, что я не знаю арифметики и, мол, нечего мн...
Читать дальше
Ответить
Ещё раз прочитал статью. Также полностью ещё на раз прочитал все комментарии. Скорее всего, я уже ничего не понимаю в жизни. Но, как говорится, статья «про Фому», а комментарии «про Ерему». Или может быть, мне не мусульманину, не уловить логики мусульман? И комментарии согласуются со статьей???
Ответить
А брить бороду - это радикализм или ревизионизм? Или канонический Ислам?
Ответить
Ислам хорошо практикуется в любой среде и не мешает никому, пока определенные люди не хотят использовать религию в своих целях. Ислам везде один. И дело в принципах, а не в атрибутах. Скажем Ислам нельзя путать с арабизмом.....многие начинают брать арабские имена, носить арабскую одежду и т.д. Я считаю нельзя бросать свою культуру и идентичность. У Ислама нет наций и происхождения. Ислам - религия для всех народов и культур.
Ответить
Про знания предела упругости, растяжимости, эластичности, короче сопромат пророк нам ничего не оставлял.
Ответить
Пользователи сочли комментарий некорректным