Популярный арабский сайт «Аз-Завджан», публикующий мнения известных ученых по вопросам семьи и брака, приводит две фетвы относительно многоженства.
Автором
первой фетвы является шейх Абдурахман аль-Аджалан. В ней говорится о том, что мужчина, принявший решение заключить второй (третий, четвертый) брак, не обязан спрашивать разрешения на это у первой жены. Ему разрешено повторно жениться, если он уверен в своих материальный и физических возможностях, а также в обеспечении равноценного справедливого отношения ко всем женам.
Вторая фетва – шейха Ибн Усеймина – говорит о недозволенности «скрытого брака», который не получил публичной огласки, согласно словам пророка Мухаммада: «Сделайте брак максимально публичным».
Таким образом, принцип максимальной публичности и осуждение конфиденциальности брака делает невозможным сокрытие отношений от своей семьи, как это часто случается на практике.
С этим мнением согласен имам города Каменка (Пензенской области) Нурулла Ахтямов, который в силу жизненных обстоятельств довелось жениться во второй раз, не разводясь с первой женой.
«Спрашивать разрешения у первой жены на заключение второго брака – бессмысленно, за исключением очень редких случаев: любая женщина ответит категорическим „нет“, – пояснил ИА IslamNews мусульманский деятель. – Однако согласовать этот шаг необходимо во избежание будущих проблем».
«Женитьба втихаря, противоречит смыслу брака, и в случае разглашения повлечет за собой развал первой семьи», – отметил он.
По мнению председателя Ассоциации общественных объединений «Собрание» Мухамеда Саляхетдинова, который является убежденным противником брака «без штампа в паспорте» или по крайней мере «заверения в мечети», фетва, подходящая, например, для саудовского общества, может быть несостоятельной в российских условиях, где нет официального признания полигамии.
«Любая фетва должна руководствоваться принципом „не навреди“, – сказал собеседник агентства. – Главное, чтобы при заключении второго брака не были нарушены права ни одной из семей. В российских мегаполисах лучшей гарантией прав женщины выступает регистрация брака в органах ЗАГСа. Проблему оформления второго брака можно решать и в порядке саморегулирования внутри общины с привлечением авторитетных имамов и родственников, однако это возможно только в случае полной публичности брака».
В любом случае, полагает глава «Собрания», необходимо согласовывать данный вопрос с первой женой, даже если принять во внимание мнение о необязательности ее согласия. «Даже вынужденное согласие лучше, чем скрытый брак, который вообще трудно назвать браком» – подчеркнул общественный деятель.
С точки зрения Нуруллы Ахтямова, на отношение ко второму браку со стороны женщин сильно влияет мнение оружающих. «Наше общество, в отличие от арабского, где семейные отношения являются глубоко приватными и по этическим причинам не служат предметом обсуждения среди людей, начинает буквально грызть женщину, согласившуюся на второй брак. В арабском социуме обсуждать это является проявлением дурного тона. Поэтому для решения данной проблемы необходимо укоренение исламской этики в обществе», – сказал он.
Между тем оба собеседника заявили, что не видят ничего предосудительного в многоженстве.
«Многоженство – может являться инструментом для решения социальных проблем. – пояснил Мухамед Саляхетдинов. – Скажем, можно жениться на вдове, чтобы обеспечить ее положение, принять участие в воспитании детей. Отношусь к этому, как к разрешенному, а в любом разрешенном могут быть злоупотребления, которых нельзя допускать».
По мнению Нуруллы Ахтямова, «гуманитарные соображения – не всегда могут являться условием заключения второго брака». «Иногда мужчина хочет жениться, просто потому что ему хочется… иметь вторую жену и побольше детей», – подытожил он.
Ответить
Имам аш-Шафии (рахимуЛлах) сказал :«Не любите тех, кто не любит Аллха, если они оставили Аллаха они оставят и вас»
Ответить
Имам аш-Шафии (рахимуЛлах) сказал :«Не любите тех, кто не любит Аллха, если они оставили Аллаха они оставят и вас»