«О Аллах, Владыка царства! Ты даруешь власть, кому
пожелаешь, и отнимаешь власть, у кого пожелаешь. Ты
возвеличиваешь, кого пожелаешь, и унижаешь, кого пожелаешь»
(«Семейство Имрана»: 26)
Кто ты?
В последние дни мая 2012 г. в Стамбуле прошел XXI Конгресс Союза мусульманских обществ (СМО). Выступивший на нем глава МИД Турции Ахмет Давутоглу, в свете массового убийства в сирийском г. Хула, заявил, что «мы никогда не будем на стороне тиранов"(1).
В рамках сказанного руководителем внешнеполитического ведомства Турции вопрос даже не в том, кто оказался исполнителем данной кровавой акции. На этот счет фигурирует слишком уж противоречивая информация. Пусть сирийские дипломаты изгоняются из разных стран, и в случившемся обвиняется официальное правительство страны, но некоторые моменты заставляют задуматься, почему именно в располагающейся в провинции Хомс произошла трагедия?(2)
С другой стороны, согласно предоставленной рядом ресурсов информации, «боевики спокойно заходили в дом, вырезали всех находящихся в нем людей, а затем стучались в соседний. Именно этим объясняется необычно большое число женщин и (особенно) детей, погибших во время резни"(3). Однако, что за группы людей орудовали? Кто их направлял? Нужна ли была вообще официальному Дамаску эта акция? Согласимся, вопросы в воздух. Но, опять-таки, речь пойдет чуть о другом.
Как мы видели выше, в преломлении к трагедии прозвучал термин «тиран». Да и вообще, в последнее время в ракурсе «Арабской весны» это понятие применялось и к Каддафи, и к Мубараку, обвиненному на судебном процессе гособвинителем в правлении, «как тиран». Данный нюанс однозначно свидетельствует об актуальности для масс аспекта тирании. Но раз это произносится в контексте мусульманских режимов, целесообразно как-то попытаться взглянуть на термин через призму ислама (да и не только). Тем более что на том же Конгрессе СМО одно из заседаний проходило под лозунгом «От режима давления и эксплуатации к справедливому устройству».
Непосредственно в Коране понятие «тиран» равнозначно определению «деспот»: «Неужели вы будете понапрасну возводить на каждом холме по примете (по высокому строению), строить замки (или водохранилища), словно вы будете жить вечно, и хватать людей, подобно деспотичным тиранам?» («Поэты»: 128-130); «Фараон был деспотичным тираном на земле. Воистину, он был одним из тех, кто излишествует» («Иона»: 83). Вместе с тем, в Откровении ракурс тирании соседствует с горделивостью: «Аллах накладывает печать на сердце каждого возгордившегося тирана» («Прощающий»: 35) и убийством безвинных (вместо принятия шагов для примирения сторон): «О Муса (Моисей)! Неужели ты хочешь убить меня, как убил человека вчера? Ты лишь хочешь стать тираном на земле и не хочешь быть в числе тех, кто примиряет людей» («Рассказ»: 19).
Ислам, политическая власть и просвещение народа
В целом, как это не покажется кому-то неожиданным, политическая парадигма в исламе отсутствует, т.е. ракурс политической власти не предусматривается. Наверняка, многие сейчас прооппонируют кораническим призывом повиноваться Аллаху, Посланнику и «обладающим влиянием среди вас» («Женщины»: 59). Действительно, немало лиц встречаются с переводами этого аята и комментариями к нему, представляющих «влиятельных» в качестве «обладателей власти» («облаченных властью»), с предусмотрением подчинения им. Но, как говорит известный мусульманский правовед ХХ века шейх Абд Ар-Рахман Ас-Саади, исполнять повеления наделенных властью «следует лишь тогда, когда они не велят ослушаться Аллаха», т.е. при отсутствии указаний, нарушающих «приказы Творца». Со слов Ас-Саади, «очевидно, именно этим объясняется то, что глагол при упоминании о повиновении обладателям власти опущен», хотя он стоит перед упоминанием о повиновении Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует», т.к. пророк «всегда приказывал повиноваться Аллаху». Посему подчинение обладающим властью «обязательно» лишь при непротиворечии велениям Аллаха(4).
Данный взгляд подтверждается рядом хадисов. В частности, в аспекте призыва «защищать и сражаться» под началом правителя конкретизируется, что последний, в случае повеления людям «бояться Аллаха» и соблюдения «справедливости» получит «награду», а «если станет поступать по-другому, то понесет ответственность». Ибо «повиноваться (следует лишь тому, что) одобряется (шариатом)!» («Сахих» аль-Бухари, 1211: 2956, 2957; 1597: 4340).
Насколько усматривается, именно вследствие вышеизложенных моментов глава Международного союза исламских ученых Юсуф Кардави раскритиковал фетву улемов (ученых) Йемена, назвавшей недопустимым выход на мирные демонстрации против лидера страны. В свете же «Арабской весны» Ю.Карадави заключил, что правитель «не может сохранять бразды правления над людьми, в то время, как народ видит в нем тирана и не желает ему подчиняться"(5).
Так что винить в «оранжевых» оттенках происходящего в мусульманском мире исключительно внешние силы или социальные сети, в одночасье ставшие популярнейшим трендом современности, было бы неисторично. В преломление к тунисским событиям автор уже отмечал, что даже при инспирации дестабилизации извне, привлекаемые к ее инициированию внутренние проводники вряд ли сумеют реализовать возложенные на них задачи, не будь в той или иной стране благоприятной почвы(6).
В то же время, сирийский просветитель конца XIX – начала XX вв. Абд Ар-рахман Аль Кавакиби, приводя мнение «большинства европейских публицистов» о порождении политического деспотизма религиозным, отвергал тезис, что Коран «принес с собой некую форму» тирании. Он характеризовал ислам свободной, мягкой, чистой религией, разбивающей «всякие оковы», уничтожающей различия между людьми и деспотизм. Под которым определял «качество, присущее абсолютистскому правительству», безбоязненно вершащего дела подданных «по собственному усмотрению» (вне опасения часа «заслуженной расплаты и наказания»). Поле для этого, с его слов, возникает либо в случае неограниченности обязательства «действовать согласно какому-то законодательству», либо (здесь внимание!), – «согласно воле народа». Когда же тиран усиливает гнет и жестокость, «растет его страх перед подданными, перед свитой, даже перед собственными мыслями"(7/а).
В ракурсе сказанного представляется целесообразным провести параллель с мыслями никогда нестареющего Федора Достоевского. По его словам, испытавший раз власть безграничного господства «над телом, кровью и духом такого же, как сам, человека», ощутивший «полную возможность унизить самым высочайшим унижением другое существо, носящее на себе образ божий» поневоле делается невластным в своих ощущениях. Поэтому тиранство, согласно Достоевскому, будучи привычкой, перепрофилируется «в болезнь», вследствие чего в тиране «человек и гражданин» гибнут навсегда, а возврат к человеческому достоинству становится «почти невозможен». Но самое отрицательное, что «возможность такого своеволия» заразительно действует «на все общество», ведь «такая власть соблазнительна». Поэтому социум, равнодушно наблюдающий за происходящим, «само заражено в своем основании"(8).
Не оттеняет ли последний мазок тезис Аль-Кавакиби о «воле народа» к тирании? Кстати, отношение деспота к подданным сирийский ученый ассоциировал с вероломством «могущественного опекуна богатых сирот», распоряжающихся их имуществом «по своей прихоти» до совершеннолетия детей. Как «не в интересах опекуна достижение сиротами совершеннолетия, так и тиран не заинтересован» в просвещении масс «лучами науки» – по причине понимания деспотом, что порабощение и насилие «невозможны, если подданные не останутся глупцами, томящимися во мраке невежества».
А вот при уничтожении невежества – «исчезнет страх» и деспот, «вопреки своей природе», превратится в «верного исполнителя [воли народа]», вынужденного отчитываться перед ним, становясь нежным отцом, наслаждающимся «плодами взаимной любви». Тогда «народ будет процветать и жить в довольстве, в благоденствии, славе и счастье». (В скобках заметим, что преследовавшийся в Сирии за свои убеждения османскими властями Аль-Кавакиби вынужден был бежать в Египет).
К слову, последняя ремарка сирийского публициста соответствует идеям, еще в середине XIX века высказанных выдающимся азербайджанским просветителем Мирза Фатали Ахундовым. С его слов, с учетом величия государств образованностью, немыслимой при безграмотности населения, в задачи правителя входит поиск «всевозможных средств для просвещения своего народа». Тем самым, соединяясь с подданными «в чувствах и мыслях», падишах вступает «на путь прогресса». В этом случае «нация будет любить его», а, видя в нем источник «своего счастья и благосостояния», «правосудия и блаженства», защищать «права на престол и династию против каких-нибудь узурпаторов». Здесь – корни рождения в народе чувств патриотизма и «благоговейной любви к существу венценосной особы», вплоть до жертвования «жизнью и имуществом» в «случае надобности». Т.к. основанное «на любви и приверженности нации» повиновение становится «прочным и продолжительным»; в то время как его формирование «под влиянием страха» оказывается непродолжительным(9). (Все в тех же скобках отметим, что блестящему мыслителю М. Ф. Ахундову чинились препятствия к погребению на мусульманском кладбище).
Снова о связке «Ислам – демократия»
Вместе с тем, «Арабская весна» вновь вывела на политический «подиум» контекст демократии в исламе. Тем более что массы людей убеждены в отсутствии в мусульманстве свободы личности. Например, заслуженный профессор кафедры ближневосточных исследований в Принстонском университете Бернард Льюис ссылается на отсутствие «в классической исламской политической философии и практике понятия гражданина как свободного и активного члена гражданского сообщества"(10).
В данном аспекте вопрос, однако, в том, что понятие «демократия» дословно звучит как «народовластие». Но словосочетание «народная власть» не может быть «включено» в основу религии в принципе. Другое дело, что исламская политическая система вполне может функционировать на основе осуществления народом власти, согласно законам, ниспосланным Всевышним. Ранее автор обращался к этому нюансу, поэтому не останавливается на нем подробно. Но в преломление к рассматриваемому нельзя не коснуться отдельных оттенков общепринятых на сегодня норм демократии, довольно неоднозначно оцениваемой различными ответвлениями мирового сообщества.
Как писал еще в XIX в. знаменитый немецкий мыслитель XIX в. Фридрих Ницше, «пусть называют то, в чем нынче ищут отличительную черту европейцев» цивилизацией, гуманизацией, прогрессом или «политической формулой – демократическое движение Европы», за «всеми моральными и политическими рампами», в действительности, совершается возникновение «сверх-национального и кочевого вида человека», отличительной чертой которого является «maximum искусства и силы приспособления». В этих условиях проявляется «уравнение людей и приведение их к посредственности».
Говоря другими словами, Ницше, признавая равенство граждан, фиксирует его через призму падения общего уровня личности, становящегося «посредственностью». Поэтому в этом индивидууме (исполнителе) философ видит «полезного, трудолюбивого, на многое пригодного и ловкого стадного животного «человек»». В связи с чем «будущие европейцы» будут производить общее впечатление «толпы» работников, «нуждающихся в господине и повелителе, как в хлебе насущном». Посему, резюмирует Ницше, «демократизация Европы клонится к нарождению типа, подготовленного к рабству в самом тонком смысле слова: сильный человек в отдельных и исключительных случаях должен становиться сильнее и богаче», посему «демократизация Европы» способствует к «расположению тиранов – если понимать это слово во всевозможных смыслах, а также и в умственном"(11).
Наверное, кого-то может смутить (заставить задуматься) формулировка об умственном характере тиранизма по-Ницше. Но, будем откровенны, разве речь философа велась не о политическом лидерстве Европы? Так нонсенсом ли здесь выглядит выдающийся ум? И вообще, если уж на то пошло, не может ли интеллект приблизить становление политических лидеров тиранами (в той или иной форме), в красивом обличье лоббирующих антинародные пенсионные реформы, легализацию абортов, проституцию, однополые браки, легкие наркотики? Мало этого, как рассматривать акцент на тиражирование демократии «по вызову», обязательную к повсеместному принятию, да к тому со всеми «спорными» (неоднозначными) тонкостями?
Следовательно, все же не получается провести однозначную параллель между тиранией и этнической принадлежностью деспота к той или иной конфессии. Насколько усматривается, речь может вестись о конкретной личности, будто то правитель государства, лидер коллектива или один из супругов (кто-то добавит – о группе лиц). Другое дело, что вариации по использованию политическими лидерами (вне зависимости от национальности и географического ареала) в собственных интересах определенных религиозных (если не околорелигиозных) доктрин не исключены.
1.Давутоглу подверг критике международное сообщество
http://www.trtrussian.net/trtworld/ru/newsDetail.aspx?HaberKodu=03a207f5-77ce-4c69-9bb8-51e8eb1a2211
2.О геополитической значимости Хомса см. подр.: Нефтяные маршруты, «парад суверенитетов» и ...мультикультурализм
http://iran.ru/rus/news_iran.php?act=news_by_id&news_id=78345
3.Сунниты против алавитов
http://lenta.ru/articles/2012/05/28/hula/
4.Толкование Священного Корана «Облегчение от Великодушного и Милостивого»: Смысловой перевод Корана на русский язык с комментариями Абд Ар-Рахмана Ас-Саади (переводчик Эльмир Кулиев), в 3-х томах, т. 1, Баку, 2009, с. 358
5.Ислам не потакает тирании
http://www.islamnews.ru/news-89571.html
6.Уроки Туниса или насколько исламский мир застрахован от «оранжевых» оттенков
http://www.islamnews.ru/news-31081.html
7.Абд Ар-рахман Аль-Кавакиби. Природа деспотизма и гибельность порабощения
а/http://constitutions.ru/archives/7654/4
б/http://constitutions.ru/archives/7654/5
8.Ф. М. Достоевский. Записки из мертвого дома
http://az.lib.ru/d/dostoewskij_f_m/text_0030.shtml
9.О М.Ф. Ахундове см. подр: Теймур Атаев. Мирза Фатали Ахундов - воинствующий атеист или радетель национальных интересов?
http://islamsng.com/aze/faces/4179
10.Бернард Льюис. Свобода и справедливость на сегодняшнем Ближнем Востоке
http://www.globalaffairs.ru/number/n_5080
11.Ф. Ницше. По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философиии будущего
http://www.nietzsche.ru/works/main-works/side/?curPos=3
Ответить
Со времен признания людьми единобожия, вера в единого БОГА, распространялась разными способами. Там где можно было наставить язычников на путь истины словом, это делалось словом. Там где слово не понимали, это делалось другими методами. Как можно словом заставить каннибала, отказаться от своих гастрономических пристрастий? В таких и подобных случаях, вера насаждалась более радикальными методами. Но это делалось для спасения людей в этом и загробном Мире. Сегодня человечество подошло к той черте, за которой начнется каннибализм. Когда более сильные уничтожают слабых и насаждают у них свои поряд...
Читать дальше
Ответить
Демократия по западному образу - суть изощренное безбожество. (Тагут)
Ответить
Со времен признания людьми единобожия, вера в единого БОГА, распространялась разными способами. Там где можно было наставить язычников на путь истины словом, это делалось словом. Там где слово не понимали, это делалось другими методами. Как можно словом заставить каннибала, отказаться от своих гастрономических пристрастий? В таких и подобных случаях, вера насаждалась более радикальными методами. Но это делалось для спасения людей в этом и загробном Мире. Сегодня человечество подошло к той черте, за которой начнется каннибализм. Когда более сильные уничтожают слабых и насаждают у них свои поряд...
Читать дальше
Ответить
Демократия по западному образу - суть изощренное безбожество. (Тагут)