В Казани в здании ДУМ РТ прошла презентация нового издания Корана «Казан басмасы», что в переводе с татарского означает «Казанское издание». О проекте журналистам и гостям мероприятия рассказали руководитель управления Президента Татарстана по взаимодействию с религиозными объединениями Марат Гатин, муфтий Татарстана Илдус Фаизов, член редакционной коллегии Корана «Казан басмасы», руководитель информационного отдела ДУМ Камиль Самигуллин, а также известный каллиграф, заслуженный деятель искусств Татарстана Наджиб Наккаш.
До конца 18-го века у татар не было печатного Корана. Впервые в России священная для мусульман Книга была напечатана по указу Екатерины II в 1787 году в Санкт-Петербурге. Спустя более 10 лет Коран стали выпускать и в Казани, большими тиражами, уже в коммерческих целях. Многотысячные тиражи расходились за короткое время, типографии русские и татарские боролись за право печатать столь популярное в народе издание.
В этом году исполняется 225 лет со дня издания первого в России печатного Корана. За эти годы слава о «Казан басмасы» разошлась по всему мусульманскому миру. Тысячи экземпляров казанского Корана сегодня находятся и экспонируются на самых известных выставках и библиотеках исламских стран, пользуются популярностью у известных зарубежных коллекционеров изданий Корана.
– «Казан басмасы» считается одним из 14 лучших изданий Корана в мире, – рассказал журналистам Илдус Фаизов. – В мусульманском мире есть такое утверждение: «Коран был ниспослан в Хиджазе, написан в Стамбуле, прочитан в Каире, издан в Казани». Это значит, что в мире Казанское издание ценится так же, как знаменитые рукописные Кораны Стамбула, или мастерство чтецов Корана в Каире.
Илдус хазрат считает, что интерес к «Казан басмасы» в мире и в России по-прежнему высок. Вновь изданные тиражи казанского Корана пользуются большим спросом в мусульманских регионах нашей страны, особенно в Дагестане. Муфтий Татарстана также отметил, что сегодняшнее издание – часть мероприятий, приуроченных к юбилею первого печатного Корана в России. В дальнейшем планируется издание книги «Муаллим сани», обучающей чтению Священной книги.
Представитель администрации президента РТ Марат Гатин, в свою очередь, отметил, что «Казан басмасы» – первый в мире печатный Коран, подготовленный к печати самими мусульманами. Хотя печатные варианты Священной книги издавались в разных странах еще в 15-16 веках, они не были предназначены для мусульман и издавались больше для изучения Корана как объекта науки. Для издания Корана «Казан басмасы» татары специально разработали шрифты, основываясь на рукописных шрифтах, традиционно существующих в то время на территории Татарстана.
Камиль Самигуллин, более трех месяцев работавший над редактированием нового, юбилейного издания «Казан басмасы», рассказал о том, что каждый раз при подготовке к изданию в предыдущих экземплярах обнаруживаются несколько ошибок. «Это всегда опечатки или технические огрехи – например, где-то капнула типографская краска, или пропущена точка», - уточнил Камиль Самигуллин.
Как рассказал ИА IslamNews известный художник и каллиграф Наджиб Наккаш, по всей территории России в татарских деревнях до сих пор обнаруживаются еще дореволюционные экземпляры печатного казанского Корана: «Большая часть была собрана коммунистами и сожжена, но люди сохраняли Священную книгу как семейную реликвию, передавали из поколения в поколение».
По словам каллиграфа, шрифт казанского издания Корана более аскетичен, что делает его удобнее для восприятия: «У каждого крупного мусульманского народа есть свой стиль печатного шрифта Корана, в котором, на мой взгляд, в какой-то мере отражается менталитет этого народа. Например, я был в Бейруте, и удивился, насколько богат и изящен шрифт, используемый ими. У турков свой стиль. А татары, которым на долю выпала нелегкая судьба, не привыкли к роскоши и излишествам, что отражается и в начертаниях шрифта Священной Книги», – отметил он.
Ответить
Заберите Коран, кто живёт рядом с Выхино-Новогиреево! http://detstvo.ru/baraholka/details/1078648/ Чтобы его не выкинули...
Ответить
Ассалям аляйкум. Братья, благополучие того или иного народа связано с его следованию Слову Аллаха (аль-Курану), а не в том на каком шрифет он написан.
Ответить
Коран-руководство для богобояненных,а не объект науки,не талисман,и не музейная реликвия.
Ответить
Ассалям аляйкум. Братья, благополучие того или иного народа связано с его следованию Слову Аллаха (аль-Курану), а не в том на каком шрифет он написан.
Ответить
Коран-руководство для богобояненных,а не объект науки,не талисман,и не музейная реликвия.