Именно об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что впервые в истории блока форум стран-партнеров НАТО по вопросам безопасности проводился за пределами Европы – в Астане, столице Казахстана.
Генеральный секретарь альянса Яаап де Хооп Схефер высоко отозвался об облике этого города, назвав его «оазисом современной архитектуры в бескрайних степях Казахстана».
Одним из позитивных результатов форума, по словам Схефера, стал его первый «обмен мнениями» с генеральным секретарем ШОС, казахским дипломатом Болатом Нургалиевым. Заметив, что деятельность Шанхайской организации сотрудничества «интригует многих на Западе», Нургалиев пояснил, что она призвана в первую очередь «внушить народам шести стран мысль, что они живут на общем политическом, экономическом и информационном пространстве».
Помимо Китая, России и Казахстана, как известно, в ШОС еще входят Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан. Б. Нургалиев отметил, что шесть стран-участниц взяли на себя обязательства по сотрудничеству и обмену информацией в сфере борьбы с террором.
Хотя неясно, как ШОС может в этом плане помочь НАТО в Афганистане: в четырех из шести его стран мусульмане составляют большую часть населения; они не привержены радикальному исламу, но и «чужую» войну против талибов вряд ли поддержат. Нургалиев подчеркнул: «Терроризм не связан с какой-либо религией и борьба с ним не должна превращаться в исламофобию». ШОС выступает за восстановление законности и порядка «на всей территории Афганистана», пояснил он, но «на основе соблюдения государственного суверенитета страны и права афганцев самостоятельно определять ее политический строй».
Схефер рассказал, что в ходе встречи с Нургалиевым был достигнут «немалый прогресс» по соглашению о транзите, связанному с доставкой в Афганистан грузов «небоевого» характера, однако никакого официального документа на этот счет пока не подписано.
Спецпредставитель России в НАТО Дмитрий Рогозин, присутствовавший на форуме в Астане, метафорически назвал Казахстан женой России, а НАТО – поклонником, соперничающим с мужем за ее благосклонность. «Я не согласен с моим другом Рогозиным, - ответил на эти слова Схефер на итоговой пресс-конференции. – Мы не хотим стать чьим-то любовником; НАТО – это военно-политический альянс, и он ни с кем не соперничает. Пускай страны сами решают, хотят ли они с нами сотрудничать, и если да, то каким образом».
В выступлении министра иностранных дел Казахстана Марата Тажина был кратко упомянут ЕС, по его словам, страна хочет взять на вооружение «европейскую модель» в таких сферах, как деятельность гражданского общества, энергетика, технологии и экологическая политика. «Из-за своего географического положения Средняя Азия представляет собой своеобразный „полигон“ для тенденций, приходящих с Запада и Востока, - отметил он. – Наша задача состоит не в механическом заимствовании опыта других регионов, а в творческом переосмыслении различных моделей и постепенному созданию собственной уникальной региональной инфраструктуры». Спецпредставитель ЕС в Средней Азии Пьер Морель заметил, что ЕС мог бы активизировать свою помощь региону в четырех основных областях: борьбе с терроризмом, охране границ, а также вопросах миграции и экологии.
По материалам
EUobserver.com.
Войти с помощью: