Накба – трагедия палестинского народа. Воспоминания очевидцев

Палестинская демонстрация, посвященная Накбе. Надпись на плакате «Не будет мира без права на возвращение беженцев»

Палестинская демонстрация, посвященная Накбе. Надпись на плакате «Не будет мира без права на возвращение беженцев»

Теги:



1
15 Мая 2009г. (20 Джумада аль-уля)
Траурными демонстрациями отметили вчера палестинцы 61 годовщину «Накбы», или «катастрофы», когда в результате создания государства Израиль сотни тысяч жителей Палестины были изгнаны со своих земель.

О том, как это происходило, рассказывает Мухаммад аль-Сагхир Абу Шарар, которому было 37 лет, когда в 1948 году «Хагана» и другие еврейские банды напали на его родную деревню Давайема, в 18 км от Аль-Халила (ныне Хеврон).



«Когда они пришли, начали убивать гражданское население, всех подряд – мужчин, женщин и детей, – говорит Мухаммад, которому через два года исполнится сто лет. – Они убивали каждого, кто встречался им на пути. Пробивали головы детям, вспарывали штыками животы женщинам. Некоторых женщин насиловали, перед тем как убить».



Одна из самых кровавых сцен в тот день произошла в мечети. «Была пятница, и многие пожилые люди уже отправились в мечеть на коллективную молитву-джума, – вспоминает он.



«Часа за два до начала молитвы, около десяти или пол-одиннадцатого, подъехало несколько машин с вооруженными людьми. Они начали поливать все вокруг автоматным огнем, и убили всех 75 находившихся там старейшин. Ни один не выжил, – из глаз старика текут слезы. – Затем они стали заходить в дома, и убивать целые семьи. Жители побежали из деревни, но люди из «Хагана» их преследовали, и продолжали убивать».





18 апреля 1948 года палестинский город Тибериус был захвачен группировкой боевиков Менахема Бегина «Иргун». 5500 жителей города были вынуждены спасаться бегством. 22 апреля сионистские боевики захватили Хайфу, и беженцами стали еще 70 тысяч человек.



25 апреля «Иргун» начал артобстрел Яффы, города с 750-тысячным населением. 14 мая, за день до создания государства Израиль, Яффа была полностью захвачена хорошо вооруженными сионистскими боевиками. Большая часть населения бежала, в городе осталось только около 4,5 тысяч человек.



Мухаммад аль-Сагхир, который живет теперь в деревушке аль-Маджд, в 7 км от аль-Давайемы, вспоминает о том, как десятки палестинских семей пытались спрятаться в большой пещере «Турель загх».



«Евреи велели им выходить и строиться рядами, а затем приказали идти. И когда они пошли, по ним стали стрелять из пулеметов, с двух сторон. Выжила одна женщина, жена Мирие Фрейха. Она притворилась мертвой».



Мухаммад говорит, что жертвы этой бойни позже были захоронены в колодцах Бир аль-Сахра и Бир аль-Силь. Его свидетельство подтверждают израильские историки и исследователи на основании рассекреченных архивов израильской армии и интервью с солдатами-ветеранами.



Один из участников той бойни рассказал израильскому историку Бенни Моррису, что «первая волна завоевателей» убила от 80 до 100 человек, включая женщин и детей.



В 1984 году израильский журналист, бравший интервью бывшего «мухтара» (старейшины) деревни Давайема Хасана Махмуда Ихдейба, отвез его на место тогдашней бойни. Ихдейб рассказал ему о людях, убитых в мечети, о тех кто погиб возле пещеры, и показал место, где были захоронены тела. Через несколько дней журналист привез рабочих-землекопов, которые обнаружили на указанном месте человеческие черепа и кости.

В 1955 году на руинах аль-Давайены было построено еврейское поселение Аматция.



Первый израильский министр сельского хозяйства Аарон Зислинг сравнил эту бойню, получившую условное название «операция Йоав», с преступлениями нацистов.



Несколько лет назад Мухаммад аль-Сагхир с семьей посетил руины своей родной деревни, где похоронены его отец и мать, дед, прадед и все их предки. «Я стоял и плакал. Я увидел наш дом, совсем разрушенный. Увидел ту комнату, где отец обычно принимал гостей. Увидел заброшенные колодцы».



Почти столетний палестинец еще надеется, что сможет жить в родной деревне. «Мое желание неизменно – вернуться в свою деревню, умереть и быть похороненным там».



На вопрос, согласится ли он принять денежную компенсацию за свою потерянную собственность, он, немного помолчав, отвечает: «Дело не в собственности и не в компенсации. Это моя страна, моя история, мой дом, воспоминания детства. Наши отцы и отцы наших отцов похоронены здесь. Разве можно согласиться продать могилу своего отца, хоть за все деньги мира?»



Ислам-онлайн

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

sindbad7 23 Июля 2009г.
Ответить

Мир должен знать правду. распостраняйте эти и другие материалы на своих сайтах, в социальных сетях, среди знакомых.

Яндекс.Метрика