«Проблемы сохранения духовно-нравственных устоев в молодой чеченской семье обсуждали накануне в актовом зале Дома печати, где прошла встреча представителей духовного управления Чечни, ГУ «Центра духовно-нравственного воспитания и развития», Российского Исламского Университета им. Кунта- хаджи с молодежью республики.
По словам заместителя муфтия Чечни Хамзата Хирахматова, в чеченском обществе наряду с традициями, передававшимися от поколения к поколению, также передавалась культура соблюдения и исполнения обычаев и обрядов, – сообщает ИА
«Чечня Сегодня».
– С детства вырабатывается привычка разумного отношения к традициям в словах и поступках – «оьздангалла». С другой стороны, кое-кто исполняет обряды и обычаи недобросовестно или поверхностно, напоказ, акцентируя внимание только на атрибутах. В результате искажается смысл обычая и его глубинная суть, подчеркнул Хирахматов.
Как отметил доцент Российского Исламского университета имен Кунта-Хаджи Кишиев Асвад Хариханов, главную роль в создании здоровой семьи играет воспитание людей, которым предстоит вступить в брак. Оно, в свою очередь, должно основываться на вере, уважении к старшим, соблюдении традиций своих предков. Все это закладывается в ребенке с детства и зависит от родителей, учителей.
-Глубокий кризис современного общества и кризис семьи тесно взаимосвязаны и имеют общие корни. Общество покоится на духовно-нравственных основах человеческой души, которые закладываются в семье, в ней формируются, из нее вырастают. Из семьи человек выносит в общественную и государственную жизнь те качества, которые становятся источником созидания или зла и разрушения. Как больная клетка создает больные организмы, так и духовно ущербная семья воспроизводит в обществе нравственно нездоровые отношения, – отметил Асвад Хариханов.
Представитель ГУ «Центр духовно-нравственного воспитания и развития» Абдурахим Мутушев от себя добавил, что огромную опасность национальным традициям – части древней культуры чеченского народа – несут люди, которые используют традиции и обычаи в своих корыстных целях. Это – злонамеренное злоупотребление и самими обычаями, и национальными чувствами добросовестных и порядочных граждан. Именно из-за таких людей этика чеченских традиций может быть истолкована неправильно, иногда даже в противоположном смысле, – подытожил Мутушев.
Завершая мероприятия, участники встречи пришли к выводу, что сегодня всему обществу и особенно подрастающему поколению Чечни необходимы знания не только вайнахской этики, но и навыки соблюдения ее. Важно и возрождение обычаев и традиций, и возрождение культуры их исполнения, способной уберечь от извращений и злоупотреблений веками складывающиеся и бережно хранимые народом национальные традиции чеченцев.
Ответить
в калинке и барыне и шапке ушанке)
Ответить
А в чем собственно состоит чеченская культура ? в языческих плясках по кругу ? где, в чем культура проявляется ?