Невесты Кыргызстана: украденное счастье

Родственники 26-летнего Тыхчыкбека ведут Фариду в юрту после похищения

Родственники 26-летнего Тыхчыкбека ведут Фариду в юрту после похищения

Теги:




22
07 Февраля 2014г. (06 Раби ас-сани)
Большое количество браков в Кыргызстане являются результатом ала качуу («хватай и беги») или ритуала похищения невесты: жертвами похищений своих будущих мужей в год становятся около 15 тысяч женщин. Несмотря на то, что с 1994 года эта традиция считается незаконной, а год назад власти страны ужесточили законодательство в этой области, подобные вещи по-прежнему широко практикуются.



Однако на фоне романтического колорита древнего обычая встречаются вопиющие случаи: когда своих избранниц помимо их воли женихи избивают, насилуют и принуждают к домашнему труду, сообщает сайт bigpicture.



19-летняя жительница киргизского села Аксы Майрамгуль только недавно оправилась от перелома ноги и психического потрясения. Травму девушка получила, когда пыталась скрыться от троих пьяных мужчин, преследовавших ее по сельской улице на автомобиле, рассказывает киргизский правозащитник Илья Лукаш.



Загнав жертву в угол между домов, водитель сбил ее, после чего Майрамгуль затащили в машину и отвезли в дом будущего мужа, которого она видела впервые. Той же ночью девушка сбежала через окно и, пройдя с переломом около 10 км, вернулась домой.



18-летняя Бахтыгуль, жительница Чуйской области, впервые увидела своего жениха, когда ее доставили к нему в дом. Предварительно Бахтыгуль схватили на улице и тащили, удерживая за руки и ноги. По ее словам, “суженый”, оказавшийся вдвое старше ее, требовал согласия на женитьбу несколько дней, держа пленницу под охраной пожилых сообщниц – своих родственниц. После недели безуспешных попыток сбежать похищенная невеста отравилась найденными в доме сильнодействующими таблетками. Попав в реанимацию в состоянии комы, Бахтыгуль выжила, но на всю жизнь осталась инвалидом. Из больницы напуганный похититель отвез Бахтыгуль к ее родителям, а через год женился на другой и уже успел обзавестись детьми. “Он остался ненаказанным, – сетует пострадавшая, – До похищения у меня был молодой человек, за которого я хотела выйти замуж. Но теперь я никому не нужна”.



Урус покончила с собой после того, как ее похитил Сейтбек Имонакунов. Его приговорили к шести годам заключения за похищение и изнасилование девушки.



26-летняя Эльвира Касымова со своей 2-летней дочерью Адинай из-за домашнего насилия покинула дом своего мужа Азамата и теперь живет со своими родителями. Таксист Азамат похитил ее в 2004 году. Он привез девушку к себе домой и насильно удерживал ее там, принуждая к замужеству. Касымова рассказывает, что ее убеждали остаться с женихом и родственники Азамата. На выходе из дома они рассыпали хлебные корки – по традиции, наступивший на хлеб навлекает на себя проклятие. "Я до этого никогда не встречала Азамата и не хотела выходить за него, но его старшие родственницы продолжали уговаривать меня. В Кыргызстане считается грубостью перешагивать через гостеприимство, и если женщина вошла в дом мужчины, она больше не считается чистой. Поэтому, чтобы избежать скандала, я сдалась. Теперь, когда я покинула дом мужа, я начала ходить в медколледж. Я хочу развестись и в будущем стать медиком", – рассказала она.



Согласно результатам исследований Института омбудсмена Кыргызстана, большинство похищенных девушек подвергаются насилию и побоям. 80 % своих узниц мужчины принуждают выйти замуж, а 20% удается вырваться из плена. По данным киргизской правозащитной организации Open line, пятую часть невест злоумышленники крадут просто ради развлечения, а если и создают семьи, то более половины из них распадаются в первый же год совместной жизни. Высокий сезон отлова невест в Кыргызстане приходится на весну и осень – традиционно в этот период происходит и рост числа официальных бракосочетаний в стране.



Вместе с тем, по данным МВД Кыргызстана, за последние 12 лет милицией было зарегистрировано всего 159 фактов похищения девушек, и, согласно милицейской статистике, уголовное дело возбуждается лишь в одном из 700 случаев. Скудная статистика легко объяснима: большинство пострадавших и их родителей воспринимают дикую выходку как народную традицию, а не преступление, и не спешат обращаться в правоохранительные органы.



К ала-качуу – традиции красть невесту – в старину в Кыргызстане прибегали в основном бедные молодые люди – те, кто был не в состоянии выплатить калым, то есть выкуп родителям невесты, рассказывают историки. Другая категория – женихи, имеющие влиятельных родственников, но желающие жениться на девушке из бедного сословия. Похищение было способом придать узаконенный вид брачным отношениям.



В обоих случаях обряд выглядел вполне пристойно и даже красиво: невесту наряжали в лучшее платье, она должна была сама выйти навстречу жениху – например за водой к ручью, где ее уже поджидали кунаки жениха. Родители обеих сторон заранее знали о готовящейся церемонии. В советское время обычай подзабыли, а с распадом СССР и пробуждением национального духа ритуал снова вошел в обиход, правда, в извращенном виде. Впрочем, прослойка киргизов, занимающихся охотой на женщин, осталась прежней – это, как правило, люди небогатые, подчеркивают местные правозащитники.



Большая масса молодых людей, которые не учатся и не трудоустроены, сосредоточена в сельской местности – как в горах, так и вокруг крупных городов. У многих есть небольшие частные дома, но живут они лишь своим приусадебным хозяйством. Обзавестись женой для этого маргинального контингента означает лишь получить бесплатную пару рабочих рук. Весной девушки оканчивают школу, а в семьях потенциальных женихов уже подыскивают, кто будет пасти скот и выполнять домашнюю работу, рассказывает специалист по мониторингу киргизского Центра помощи женщинам Римма Султанова.



Белый платок на женщине символизирует подчинение воле похитителя: женщина одевает его в знак согласия стать его женой. Но свадьба и ограничение свободы человека в сознании многих киргизов – понятия неразделимые, и исчезновение женщины у всех на глазах обычно не вызывает протеста. Так, в декабре 2012 года правозащитники Open line сымитировали похищение в центре Бишкека, возле здания филармонии. Двое молодых людей тянули “невесту” к машине, “жертва” взывала о помощи, и, притом что вокруг было немало людей, никто и не думал вступиться, хотя с девушкой обращались подчеркнуто жестко и грубо. Столь низкий порог критичности к таким действиям у окружающих заложен в национальном характере, считает психолог Анна Лянна, специализирующаяся на насилии в отношении женщин. По ее мнению, соответствующее воспитание мальчики получают во многих киргизских семьях.



Между тем уголовный кодекс Кыргызстана предусматривает даже отдельную статью за похищение женщины для вступления в брак вопреки ее воле. До недавнего времени она предполагала максимальное наказание – три года лишения свободы. С 2013-го срок увеличен до семи лет, а в случае, если жертва несовершеннолетняя, – до десяти лет. Тем не менее как раньше, так и сейчас похитители невест редко попадают за решетку.



Самая старая пара в поселке Салуу – 83-летний Эшен и его 82-летняя жена Турсун. Эшен похитил Турсун в сентябре 1954 года. "Нам не нравится современный способ похищения невест, – говорят они. – Мы хорошо знали друг друга и обменивались письмами с признаниями в любви перед похищением. Сейчас же молодые люди просто похищают девушек, а это не наша традиция. Сегодняшнее несогласованное похищение – просто модная выходка".



Председатель Ассоциации культурно-просветительских общественных объединений "Собрание" Мухамед Саляхетдинов сравнил такое поведение с "бытовым экстремизмом" и напомнил: ислам относится к принудительному браку категорически отрицательно. "У невесты всегда спрашивают согласия на брак, иначе никах недействителен. Но у части современной молодежи экстремистские настроения в последнее время усиливаются, некоторые молодые люди – большей частью, безработные и неустроенные в жизни – таким способом самореализуются, чувствуют себя героями-Робин Гудами-моджахедами. Традиция похищения невест на Востоке противоречит шариату, но в народе имела место, и сейчас некоторые решили ее возродить. Это болезнь, причина которой кроется в невежестве, а также в отсутствии серьезных мусульманских авторитетов, которые могли бы воздействовать на таких единоверцев. С другой стороны, тот факт, что некоторые люди называют себя мусульманами и совершают преступное, не означает, что они добропорядочные мусульмане. Мусульманин мусульманину рознь", – заявил общественный деятель ИА IslamNews.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Umar2014 12 Февраля 2014г.
Ответить

честно сказать, это языческая традиция должна быть искорена, в Чечне и Ингушетии этот обычай сошёл на нет.

Shamir a 11 Февраля 2014г.
Ответить

Несколько дикое поведение.

Сибиряк 08 Февраля 2014г.
Ответить

Этот ритуал ничего общего с исламом не имеет

Muslimka 07 Февраля 2014г.
Ответить

Животные не поступают так, как некоторые люди, если так можно их назвать.

Umar2014 12 Февраля 2014г.
Ответить

честно сказать, это языческая традиция должна быть искорена, в Чечне и Ингушетии этот обычай сошёл на нет.

Сибиряк 08 Февраля 2014г.
Ответить

Этот ритуал ничего общего с исламом не имеет

Muslimka 07 Февраля 2014г.
Ответить

Животные не поступают так, как некоторые люди, если так можно их назвать.

Яндекс.Метрика