Большое количество браков в Кыргызстане являются результатом ала качуу («хватай и беги») или ритуала похищения невесты: жертвами похищений своих будущих мужей в год становятся около 15 тысяч женщин. Несмотря на то, что с 1994 года эта традиция считается незаконной, а год назад власти страны
ужесточили законодательство в этой области, подобные вещи по-прежнему широко практикуются.
Однако на фоне романтического колорита древнего обычая встречаются вопиющие случаи: когда своих избранниц помимо их воли женихи избивают, насилуют и принуждают к домашнему труду, сообщает сайт
bigpicture.
19-летняя жительница киргизского села Аксы Майрамгуль только недавно оправилась от перелома ноги и психического потрясения. Травму девушка получила, когда пыталась скрыться от троих пьяных мужчин, преследовавших ее по сельской улице на автомобиле, рассказывает киргизский правозащитник Илья Лукаш.
Загнав жертву в угол между домов, водитель сбил ее, после чего Майрамгуль затащили в машину и отвезли в дом будущего мужа, которого она видела впервые. Той же ночью девушка сбежала через окно и, пройдя с переломом около 10 км, вернулась домой.
18-летняя Бахтыгуль, жительница Чуйской области, впервые увидела своего жениха, когда ее доставили к нему в дом. Предварительно Бахтыгуль схватили на улице и тащили, удерживая за руки и ноги. По ее словам, “суженый”, оказавшийся вдвое старше ее, требовал согласия на женитьбу несколько дней, держа пленницу под охраной пожилых сообщниц – своих родственниц. После недели безуспешных попыток сбежать похищенная невеста отравилась найденными в доме сильнодействующими таблетками. Попав в реанимацию в состоянии комы, Бахтыгуль выжила, но на всю жизнь осталась инвалидом. Из больницы напуганный похититель отвез Бахтыгуль к ее родителям, а через год женился на другой и уже успел обзавестись детьми. “Он остался ненаказанным, – сетует пострадавшая, – До похищения у меня был молодой человек, за которого я хотела выйти замуж. Но теперь я никому не нужна”.
Урус покончила с собой после того, как ее похитил Сейтбек Имонакунов. Его приговорили к шести годам заключения за похищение и изнасилование девушки.
26-летняя Эльвира Касымова со своей 2-летней дочерью Адинай из-за домашнего насилия покинула дом своего мужа Азамата и теперь живет со своими родителями. Таксист Азамат похитил ее в 2004 году. Он привез девушку к себе домой и насильно удерживал ее там, принуждая к замужеству. Касымова рассказывает, что ее убеждали остаться с женихом и родственники Азамата. На выходе из дома они рассыпали хлебные корки – по традиции, наступивший на хлеб навлекает на себя проклятие. "Я до этого никогда не встречала Азамата и не хотела выходить за него, но его старшие родственницы продолжали уговаривать меня. В Кыргызстане считается грубостью перешагивать через гостеприимство, и если женщина вошла в дом мужчины, она больше не считается чистой. Поэтому, чтобы избежать скандала, я сдалась. Теперь, когда я покинула дом мужа, я начала ходить в медколледж. Я хочу развестись и в будущем стать медиком", – рассказала она.
Согласно результатам исследований Института омбудсмена Кыргызстана, большинство похищенных девушек подвергаются насилию и побоям. 80 % своих узниц мужчины принуждают выйти замуж, а 20% удается вырваться из плена. По данным киргизской правозащитной организации Open line, пятую часть невест злоумышленники крадут просто ради развлечения, а если и создают семьи, то более половины из них распадаются в первый же год совместной жизни. Высокий сезон отлова невест в Кыргызстане приходится на весну и осень – традиционно в этот период происходит и рост числа официальных бракосочетаний в стране.
Вместе с тем, по данным МВД Кыргызстана, за последние 12 лет милицией было зарегистрировано всего 159 фактов похищения девушек, и, согласно милицейской статистике, уголовное дело возбуждается лишь в одном из 700 случаев. Скудная статистика легко объяснима: большинство пострадавших и их родителей воспринимают дикую выходку как народную традицию, а не преступление, и не спешат обращаться в правоохранительные органы.
К ала-качуу – традиции красть невесту – в старину в Кыргызстане прибегали в основном бедные молодые люди – те, кто был не в состоянии выплатить калым, то есть выкуп родителям невесты, рассказывают историки. Другая категория – женихи, имеющие влиятельных родственников, но желающие жениться на девушке из бедного сословия. Похищение было способом придать узаконенный вид брачным отношениям.
В обоих случаях обряд выглядел вполне пристойно и даже красиво: невесту наряжали в лучшее платье, она должна была сама выйти навстречу жениху – например за водой к ручью, где ее уже поджидали кунаки жениха. Родители обеих сторон заранее знали о готовящейся церемонии. В советское время обычай подзабыли, а с распадом СССР и пробуждением национального духа ритуал снова вошел в обиход, правда, в извращенном виде. Впрочем, прослойка киргизов, занимающихся охотой на женщин, осталась прежней – это, как правило, люди небогатые, подчеркивают местные правозащитники.
Большая масса молодых людей, которые не учатся и не трудоустроены, сосредоточена в сельской местности – как в горах, так и вокруг крупных городов. У многих есть небольшие частные дома, но живут они лишь своим приусадебным хозяйством. Обзавестись женой для этого маргинального контингента означает лишь получить бесплатную пару рабочих рук. Весной девушки оканчивают школу, а в семьях потенциальных женихов уже подыскивают, кто будет пасти скот и выполнять домашнюю работу, рассказывает специалист по мониторингу киргизского Центра помощи женщинам Римма Султанова.
Белый платок на женщине символизирует подчинение воле похитителя: женщина одевает его в знак согласия стать его женой. Но свадьба и ограничение свободы человека в сознании многих киргизов – понятия неразделимые, и исчезновение женщины у всех на глазах обычно не вызывает протеста. Так, в декабре 2012 года правозащитники Open line сымитировали похищение в центре Бишкека, возле здания филармонии. Двое молодых людей тянули “невесту” к машине, “жертва” взывала о помощи, и, притом что вокруг было немало людей, никто и не думал вступиться, хотя с девушкой обращались подчеркнуто жестко и грубо. Столь низкий порог критичности к таким действиям у окружающих заложен в национальном характере, считает психолог Анна Лянна, специализирующаяся на насилии в отношении женщин. По ее мнению, соответствующее воспитание мальчики получают во многих киргизских семьях.
Между тем уголовный кодекс Кыргызстана предусматривает даже отдельную статью за похищение женщины для вступления в брак вопреки ее воле. До недавнего времени она предполагала максимальное наказание – три года лишения свободы. С 2013-го срок увеличен до семи лет, а в случае, если жертва несовершеннолетняя, – до десяти лет. Тем не менее как раньше, так и сейчас похитители невест редко попадают за решетку.
Самая старая пара в поселке Салуу – 83-летний Эшен и его 82-летняя жена Турсун. Эшен похитил Турсун в сентябре 1954 года. "Нам не нравится современный способ похищения невест, – говорят они. – Мы хорошо знали друг друга и обменивались письмами с признаниями в любви перед похищением. Сейчас же молодые люди просто похищают девушек, а это не наша традиция. Сегодняшнее несогласованное похищение – просто модная выходка".
Председатель Ассоциации культурно-просветительских общественных объединений "Собрание" Мухамед Саляхетдинов сравнил такое поведение с "бытовым экстремизмом" и напомнил: ислам относится к принудительному браку
категорически отрицательно. "У невесты всегда спрашивают согласия на брак, иначе
никах недействителен. Но у части современной молодежи экстремистские настроения в последнее время усиливаются, некоторые молодые люди – большей частью, безработные и неустроенные в жизни – таким способом самореализуются, чувствуют себя героями-Робин Гудами-моджахедами. Традиция похищения невест на Востоке противоречит шариату, но в народе имела место, и сейчас некоторые решили ее возродить. Это болезнь, причина которой кроется в невежестве, а также в отсутствии серьезных мусульманских авторитетов, которые могли бы воздействовать на таких единоверцев. С другой стороны, тот факт, что некоторые люди называют себя мусульманами и совершают преступное, не означает, что они добропорядочные мусульмане. Мусульманин мусульманину рознь", – заявил общественный деятель ИА IslamNews.
Ответить
честно сказать, это языческая традиция должна быть искорена, в Чечне и Ингушетии этот обычай сошёл на нет.
Ответить
Несколько дикое поведение.
Ответить
Этот ритуал ничего общего с исламом не имеет
Ответить
Животные не поступают так, как некоторые люди, если так можно их назвать.
Ответить
честно сказать, это языческая традиция должна быть искорена, в Чечне и Ингушетии этот обычай сошёл на нет.
Ответить
Этот ритуал ничего общего с исламом не имеет
Ответить
Животные не поступают так, как некоторые люди, если так можно их назвать.