Давно замечено, что большинство людей живет мифическими понятиями и представлениями, имеющими мало общего с реальной действительностью. Благодаря чему столь часто и резво «гуляет» по белу свету откровенная «ложь на длинных ногах», и те, кому принадлежат средства массовой информации, без особого труда манипулируют общественным сознанием, создавая нужные власть имущим имиджи того или иного явления.
В последние годы, особенно после 11 сентября, «востоковеды в штатском» по обе стороны океана пугают весь мир ваххабизмом, называемым ими идеологической основой Усамы бен Ладена и его «Аль-Каиды» и самой крупной «исламской угрозой» всему цивилизованному человечеству. Это направление ислама, поддерживаемое, между прочим, королевской семьей Саудовской Аравии, характеризуется как экстремистское, радикальное, пуританское, отрицающее модернизацию, женоненавистническое и воинственное движение. Более того, тесно связанные с сионизмом и Израилем «научные работники» вроде некоего С. Шварца, позиционируют его как исламо-фашизм, пришедший на смену нацизму и коммунизму. Эти господа рисуют ваххабизм как самое нетерпимое ответвление «религии Пророка Мухаммада», претендующее на то, чтобы быть единственным воплощением «истинного» ислама. Ваххабизм клеймят как «наиболее ретроградное воплощение ислама» и «одно из самых ксенофобских радикальных исламских движений, какие только могут существовать», а основателя ваххабизма – богослова XVIII века Мухаммада Ибн Абд аль-Ваххаба, представляют «неотесанным мужланом», неспособным оценить величие исламской цивилизации, и в то же время «лепят» из него «первого известного идеолога тоталитаризма» (С. Шварц). Однако, насколько все эти распространенные ныне по всему «цивилизованному» миру стереотипы соответствуют действительности?
В своем труде «Ваххабитский ислам. От возрождения и реформ до всемирного джихада», опубликованном несколько лет назад в издательстве Оксфордского университета, американская исследовательница из Джорджтаунского университета Натана Делонг-Бас разоблачает полную лживость и несостоятельность такого рода представлений, упорно навязываемых всем нам теми, кто является врагом не только ваххабизма, но и самого ислама. Она, в частности, отмечает: «Подлинный Мухаммад Ибн Абд аль-Ваххаб, как это видно из его сочинений, был хорошо образованным и много повидавшим ученым и факихом, плодовитым писателем… Высочайший уровень религиозной компетентности основателя ваххабизма резко контрастирует с немногочисленностью вынесенных им юридических постановлений (фетв). Значительно более важна его настойчивость в следовании кораническим ценностям, таким как максимальные усилия в деле сохранения человеческой жизни даже во время джихада как священной войны, терпимость к другим религиям и отстаивание равноправия мужчин и женщин. Мировоззрение Ибн Абд аль-Ваххаба в корне отличается от картины мира нынешних воинствующих экстремистов. Читатель его трудов не обнаружит в них ксенофобии, воинствующей идеологии, женоненавистничества, экстремизма и буквализма в истолковании Писания, т. е. всего, что ассоциируется сегодня с ваххабизмом».
На основании своего личного знакомства с первоисточником (сочинениями самого основателя ваххабизма) Делонг-Бас делает вывод о том, что Ибн Абд аль-Ваххаб ни в коем случае не может считаться крестным отцом современных террористических движений. Он был олицетворением тех реформ, которые отражали основные течения исламской мысли XVIII века. Свое видение исламского общества он основывал на строгом монотеизме, под сенью которого бы сосуществовали и сотрудничали мусульмане, христиане и иудеи. Избегая ограниченности в толковании Корана и хадисов (высказываний и деяний пророка Мухаммада), Ибн Абд аль-Ваххаб призывал как мужчин, так и женщин читать и перечитывать Писание мусульман, предпринимая его толкование лишь с опорой на исторический контекст. В своем понимании теологии и исламского закона Ибн Абд аль-Ваххаб в большей степени опирался на коранические ценности, чем на буквалистские интерпретации. Будучи убежденным сторонником прав женщин, он призывал к уравниванию прав мужчины и женщины в браке, возможности получения образования и общественной деятельности.
В своем всестороннем исследовании понимания Ибн Абд аль-Ваххабом военизированного джихада Делонг-Бас подробно останавливается на его концепции, согласно которой джихад – не более чем самозащита мусульманской общины от внешней агрессии.
Тем не менее в наши дни без должных на то оснований распространено мнение, что ярым ваххабитом является «террорист №1» Усама бен Ладен. Но так ли это на самом деле? Делонг-Бас пишет: «Так как он первоначально был саудовским гражданином … многие стали ассоциировать воззрение Усамы бен Ладена с ваххабизмом.
Однако… идея о разделении мира на две противоборствующие части и идея всемирного джихада не имеют ничего общего с ваххабизмом… (…) существует предположение, что на формирование представлений Бен Ладена о джихаде определенное влияние оказал суфизм. Это предположение основывается на том, что второй человек в „Аль-Каиде“, аз-Завахири, является суфийским шейхом. Например, Бен Ладен часто говорит о „тишине, спокойствии (сикине“), которая опускалась на него во время битвы: „Однажды только 30 метров отделяли меня от русских, и они старались схватить меня, но я почувствовал такое спокойствие в моем сердце, что я заснул“. Смысл этого заявления ясен: те, кто намереваются выполнить Божью волю, не испытывают страха, несмотря ни на какие внешние обстоятельства. Поэтому даже в разгар джихада можно ощущать мир, если человек сражается за правое дело. Такое прославление и облагораживание войны отсутствует в произведениях Ибн Абд аль-Ваххаба».
Ваххабизм и взгляды Бен Ладена и прочих современных экстремистов, прикрывающихся исламской терминологией, по сути дела, не имеют ничего общего. Американская исследовательница подчеркивает: «Отличия между мировоззрениями Ибн Абд аль-Ваххаба и Усамы бен Ладена многочисленны и разнообразны. Бен Ладен проповедует джихад; Ибн Абд аль-Ваххаб проповедовал монотеизм. Бен Ладен проповедует не признающий никаких исключений и имеющий космическое значение всемирный джихад; Ибн Абд аль-Ваххаб же выступал за географически ограниченный джихад, цель которого заключалась в установлении договорных отношений между противниками. Бен Ладен проповедует войну против христиан и иудеев; Ибн Абд аль-Ваххаб призывал к мирным отношениям с ними. Бен Ладен провозглашает необходимость вести войну против неверия; Ибн Абд аль-Ваххаб выступал за мирное сосуществование, социальный порядок и за поддержание торгово-экономических отношений. Бен Ладен призывает убивать всех неверных и уничтожать их имущество; Ибн Абд аль-Ваххаб жестко ограничивал убийства и разрушения. Бен Ладен призывает к джихаду как к обязанности всех мусульман, независимо от места и эпохи; Ибн Абд аль-Ваххаб ограничивал джихад целым рядом условий и обстоятельств. Бен Ладен призывает к насилию и войне; Ибн Абд аль-Ваххаб стремился ограничить насилие. Бен Ладен сформировал свою идеологию на основе джихада; Ибн Абд аль-Ваххаб же предложил юридические механизмы для джихада. Бен Ладен считает джихад индивидуальной обязанностью; Ибн Абд аль-Ваххаб рассматривал джихад как коллективную обязанность. Бен Ладен не нуждается ни в каких оправданиях для джихада за исключением факта принадлежности к кафирам; Ибн Абд аль-Ваххаб ограничил возможности объявления джихада и причисления человека к неверным. Бен Ладен является ярким представителем современных фундаменталистов; представления Ибн Абд аль-Ваххаба о джихаде основываются на классической и модернистской интерпретациях ислама.
Ваххабитский ислам не представляет собой нечто монолитное и косное. За прошедшие 250 лет произошли изменения в доктрине, появились новые проблемы и новые акценты. Однако воинствующий ислам Усамы бен Ладена не возник на основе учения Ибн Абд аль-Ваххаба и не представляет ваххабизм…»
Иными словами, Делонг-Бас показывает, что истоки современных экстремистских движений и организаций никак не связаны ни с аль-Ваххабом, ни с ваххабизмом. И этим американская исследовательница внесла ценный вклад в разоблачение антиваххабитского мифа, созданного разномастными и разноязыкими очернителями ислама.
Хотелось бы надеяться, что ее книга будет издана и в нашей стране. Пора положить конец лживым и клеветническим антиисламским измышлениям и, в частности, попыткам сделать ваххабитов ответственными за то, к чему они не имеют никакого отношения. И уж точно глупо и даже абсурдно отождествлять их с террористами. О чем, между прочим, весьма убедительно и беспристрастно говорит книга Делонг-Бас. Выпуск ее книги на русском языке послужит делу победы правды над ложью и, безусловно, будет содействовать лучшему взаимопониманию между Россией и исламским миром и, прежде всего, Саудовской Аравией и другими странами Залива.
Войти с помощью: