Справедливость – главный посыл для диалога в современности!

news-6pdwp9D3Ug
В разное время и для разных партнёров по межконфессиональному диалогу участники предлагают разные темы. Сейчас, судя по событиям и выступлениям последнего времени, как минимум, у двух ведущих лидеров мирового сообщества, на первое место выступает тема социальной справедливости. Причём – именно с религиозным осмыслением. Вы удивитесь: это и новый Папа Римский Франциск и президент России Владимир Путин!



Корни Авраамической веры – вновь оживают



Послушайте, что стали говорить новый глава католической церкви Папа Франциск и Президент РФ В.В.Путин – оба (и почти одновременно!) о том, что центральная роль среди всех мировых проблем ныне – это СПРАВЕДЛИВОСТЬ? Слушая столь разных деятелей, сравнивайте их тезисы с понятием АДЛЬ (божественная справедливость) в мусульманской мысли – и многое станет понятней. Несомненно, не каждый из нас – богослов, не каждый – алим… А дело межконфессионального диалога должны вести, конечно же, профессионалы. Но обсуждаемые вопросы – для каждого из нас, для всех землян. Тем более – для всех верующих в Единого.



Не пришло ли время именно эту проблематику поставить в самый центр диалога? Причём, сразу между двумя ветвями христианства (православие и католичество) и исламом? К тому же это отнюдь не только в интересах узкого круга богословов или политологов, и в интересах не только граждан одной страны – но буквально в интересах огромных масс населения во всех странах. Особенность ситуации в том, что тему, казалось бы, экономическую, социальную решено осмыслить и изменить «в духе традиционных религий».



Поскольку эта статья пишется для мусульманского сайта, не стану объяснять понятие Адль. Это фундаментальное слово изучается и детьми в медресе, и проповедуется с минбаров, раскрывается постоянно и неустанно всеми, кто вдохновлён служением Аллаху. Замечу лишь, что нередко именно мусульмане высказывают сожаление (и критику) в адрес христиан, что те, мол, оторвали вопросы духовности от мирских дел и разорвали единую ткань бытия, где нет «религиозного и нерелигиозного», «светского и духовного».



Итак, чем же удивляет всех новоизбранный глава католиков мира?



Франциск стремится к реформам церкви… и мира



Первое, на что обращают внимание, это, конечно – желание нового Понтифика к существенным реформам внутри самого католического сообщества. И во многом его вдохновляет пример того святого, имя которого он носит – пример знаменитого Франциска Ассизского. Если реформы внутри католичества – сугубо внутреннее дело общины, то ориентация на жизненный духовный опыт Франциска может оказать определённое влияние и на развитие католико-мусульманских отношений и шире – на мир в целом. В своё время я посвятил статью теме «Франциск Ассизский и Ислам», которую благосклонно восприняли и публиковали как католики, так и мусульмане. Не стану пересказывать, но отмечу, что ныне как никогда важен опыт средневекового итальянца, который в разгар Крестовых походов отправился лично (с огромным риском для жизни!) в Палестину, а затем в Египет ради диалога о вере, который имел с султаном Египта.



Ныне вновь огонь вражды и угроза жизни миллионам охватили Ближний Восток, усиливается конфронтация и растёт поток беженцев… Папа Римский Франциск проводит специальные молитвы о мире в Сирии, на которые съезжаются люди самых разных взглядов, даже муфтий Сирии собирался приехать в Ватикан ради этого, но обстоятельства на родине не пустили его…



Первое, что видно – новый Франциск созидает миротворчество в горячей точке, ради мира в Сирии. Наперекор многим странам Запада, ополчившимся против режима Башара Асада.



Второе – по примеру своего нареченного покровителя, он идёт к нищим и заключённым, встречается с отверженными (цыганами)… А при омовении ног в тюрьме (по примеру Иисуса, Исы, мир ему!) он, среди прочих, омыл ноги… заключённой мусульманке. Тут – вынужден сделать отступление – Папа поступил искренне, но, увы, в нарушение этики ислама. Ведь посторонний мужчина не имеет права касаться тела женщины, если она не близкая родственница – странно, неужели среди востоковедов и исламоведов в Ватикане не нашлось человека, способного напомнить эту лежащую на поверхности и всем известную норму исламского поведения? Однако, эта оплошность лишний раз показала, насколько мы (продолжатели Авраамической традиции) всё ещё плохо знаем друг друга – при самых добрых намерениях.



Итак, послушайте, что говорил новый Папа по интересующей нас теме. В итальянской газете «Ла Репубблика» вышло интервью, которое он дал редактору этой газеты, атеисту Эудженио Скальфари. Цитирую:



«Папа Франциск говорит мне: „Самые серьезные бедствия сегодняшнего мира – это безработица среди молодежи и одиночество покинутых, стариков. Старикам нужна забота, нужна компания; молодым нужны работа и надежда, но у них нет ни того, ни другого, и беда в том, что они уже и не ищут. Они раздавлены настоящим. Скажите мне: можно так жить, раздавленными настоящим? Без памяти о прошлом и без планов осуществить мечту, построить себе будущее, завести семью? Можно ли так жить? По-моему, это самая срочная проблема, которая стоит перед Церковью“.



– Ваше Святейшество, – говорю я ему, – это политическая и экономическая проблема, ее должны решать государства, правительства, партии, профсоюзы.



– Вы правы, но она касается также и Церкви, прежде всего Церкви, потому что эта ситуация ранит не только тела, но и души. Церковь должна чувствовать свою ответственность и за души, и за тела.



– Ваше Святейшество, вы говорите, что Церковь должна чувствовать свою ответственность. Можно ли из этого заключить, что Церковь не осознает эту проблему, а вы хотите подтолкнуть ее в нужном направлении?



– Такое осознание существует, но оно недостаточно. Мне хочется, чтобы его было больше. Это не единственная проблема, которая перед нами стоит, но она самая срочная и самая трагическая».



Путин – социальная справедливость – религиозный фундамент народов нашей страны



Статья Владимира Путина «Строительство справедливости. Социальная политика для России» 2012 года, его многочисленные выступления в развитие и реальное воплощение заявленных тезисов – это своего рода старт, ясный для всех. Это работа и слова политика, практика. Для нас же – в контексте религиозной мысли и диалога – важным было услышать, что справедливость – это проявление качеств жизни, данных свыше, от Бога. Так было заявлено совсем недавно в Валдайской речи Путина 2013 года – и оказывается теперь важным для тех, кого заботят перспективы межконфессионального диалога.



В чём здесь «изюминка»? А в том, что ранее российский президент выступал как прагматик, без объяснений метафизического и тем более религиозного характера. Однако, на Валдае он ясно заявил, что будущее России немыслимо вне опоры на традиционные религии. Все вопросы экономики, социальной жизни должны решаться как осуществление той картины мира, которая дана верой наших предков.



Более того, он выступил с глубокой критикой Запада, где стремятся уравнять многодетную семью и однополые союзы, веру в Бога и веру в сатану. Путин указал на то, что сегодня многие евроатлантические страны фактически пошли по пути отказа от своих корней, «в том числе и от христианских ценностей, составляющих основу западной цивилизации». По его словам, «в этом случае отрицаются нравственные начала и любая традиционная идентичность – национальная, культурная, религиозная или даже половая».



Не буду пересказывать тексты президента – каждый может сам в них вчитаться. И увидеть – насколько ближе стали оценки главы Российского государства к тому, что пишут и говорят многие проповедники традиционных религий, прежде всего Авраамических. Не буду предварять конкретный анализ конкретных формул – это пища как раз для межконфессиональных собраний, где в диалоге следует уточнить многое. Детали.



А в диалоге естественно уточнить следующее: каковы источники тезиса, в жизненной практике и в Священных текстах, в толкованиях теологов и документах религиозных организаций? Далее – развить дискуссии, сделать сравнения, найти или общие точки, или зоны непонимания и отторжения, а возможно и пути сближения…



Интересно отдельно рассмотреть, как принцип справедливости реализуется (или тормозится, уничтожается?) сначала во внутренней политике страны, затем и в международных отношениях. Вот пример, вышедший в список мировых сенсаций и ставший важным не только для россиян, но и для миллионов людей мира, включая американцев.



Президент России назвал опасным тезис президента США Барака Обамы об исключительности американской нации. «Президент США предпринял в своей речи попытку обосновать исключительность американской нации. Проводимая США политика „отличает Америку от других, вот что делает нас исключительными“, – прямо заявил президент США. Считаю очень опасным закладывать в головы людей идею об их исключительности, чем бы это ни мотивировалось», – пишет Путин в статье на страницах «Нью-Йорк таймс».



«Есть государства большие и малые, богатые и бедные, с давними демократическими традициями и которые только ищут свой путь к демократии. И они проводят, конечно, разную политику. Мы разные, но когда мы просим Господа благословить нас, мы не должны забывать, что Бог создал нас равными». Разве под этой формулой нет богословского фундамента, который есть смысл обсуждать на межконфессиональном уровне?



Итак, к чему всё сказанное и процитированное?



Очевидно, что в мире (и в России в частности) уже созрела глубокая потребность вывести решение социальных вопросов из сугубо материалистической плоскости (будь то марксизм, прагматизм или новейшие течение экономической мысли 21 века). Осмыслить их не вне религии, но ВНУТРИ РЕЛИГИИ.



Напомню ещё раз – понятие АДЛЬ из арабского языка означало всегда в мусульманском мышлении не нечто отдельное («есть Бог и есть созданный Им мир»). Нет – любое социальное движение имеет ДУХОВНОЕ, РЕЛИГИОЗНОЕ ЗНАЧЕНИЕ. Разве не пришло время, чтоб именно СПРАВЕДЛИВОСТЬ стала в центре межконфессионального диалога? Плодотворного не «самого для себя, для богословов» – но для каждого человека?

Автор: Джаннат Сергей Маркус

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

nursafar 22 Октября 2013г.
Ответить

Да, справедливость превыше всего! НО, в поисках справедливости мы обращаем наши лица к Аллаху - Господу миров. И знайте, что самая великая несправедливость - это многобожие, придание Аллаху сотоварища. Потому, призываю всех к Исламу, единственная возможность исповедовать СПРАВЕДЛИВУЮ религию. В контексте трудностей, которые испытывает наша Умма (община мусульман), считаю, НЕПРАВИЛЬНО искать справедливость и упоминать «президента рф», «его Святейшество франциска» и т.п. они не из нас, а мы не из них. Помощь и справедливость только от Аллаха.

nursafar 22 Октября 2013г.
Ответить

Да, справедливость превыше всего! НО, в поисках справедливости мы обращаем наши лица к Аллаху - Господу миров. И знайте, что самая великая несправедливость - это многобожие, придание Аллаху сотоварища. Потому, призываю всех к Исламу, единственная возможность исповедовать СПРАВЕДЛИВУЮ религию. В контексте трудностей, которые испытывает наша Умма (община мусульман), считаю, НЕПРАВИЛЬНО искать справедливость и упоминать «президента рф», «его Святейшество франциска» и т.п. они не из нас, а мы не из них. Помощь и справедливость только от Аллаха.

Яндекс.Метрика