К слову о Татарстане. На фоне неразберихи в Москве ситуация в Татарстане выглядит на порядок благополучнее, но не менее богатой на события. В Казани традиционно важные процессы происходят без лишнего шума, и принципиальные решения принимаются в тиши кабинетов.
В этом году в Республике поменялось руководство Духовного управления мусульман Татарстана. В начале года на V внеочередном съезде мусульман Татарстана избрали нового муфтия – Илдуса Файзова. Изменения в руководстве Духовного управления мусульман не заставили себя долго ждать.
Те опасные тенденции по «салафитизации» элиты татарстанской уммы, которые наметились в последние годы уже пресечены превентивными мерами.
Особое значение получили изменения в двух ключевых (после Казани и Набережных Челнов) городах Республики – Нижнекамске и Альметьевске. В этом году покинул пост альметьевского мухтасиба Наиль Сахибзянов, на его место пришел выпускник Международного исламского университета города Медины (Саудовская Аравия) Рафик Минниахметов, зарекомендовавший себя по работе в Набережных Челнах. А в нижнекамском медресе «Рисаля» в сентябре текущего года назначили нового директора, им стал выпускник университета города Дамаск (Сирия) Рафик Исламгалиев. Также сменились мухтасибы в Тюлячинском, Елабужском и других районах Татарстана. Пост казыя Юго-Восточного региона покинул Фархат Минсагиров, а Прикамского - Малик Ибрахим.
Симптоматично, что казыем Столичного региона вместо бывшего второго имама мечети «Кул Шариф», ныне имама мечети «Казан нуры», прекрасного проповедника и знатока ислама Рустама Зиннурова, стал не менее яркий, популярный и знающий имам мечети «Шамиль» Махмут Шарафутдинов. В казанскую мечеть «Энилэр» на место команды Шавкята Абубакерова пришли выпускники старейшего египетского университета «аль-Азхар».
Как мы видим, кадровые изменения за этот год произошли значительные. Главные же достижение этих месяцев – сохранение организационного единства татарстанского муфтията. Несмотря на угрозы создания нового Духовного управления мусульман в Альметьевске и выхода некоторых казанских мечетей из состава ДУМ РТ, организационно татарстанское духовенство не распалась.
Однако существует другая проблема – оформление идеологического единства татарстанской уммы. Кадровые перестановки не изменяют пока общего настроения среди мусульман Татарстана. Если количество отверженных из числа духовенства достигнет критической массы, то велика вероятность того, что в Татарстане параллельно с официальными религиозными структурами сформируется другая реальность из большого количества неформальных джамаатов, которые будут объединяться вокруг популярных проповедников. Это в свою очередь приведет к осложнению религиозной ситуации в регионе и еще большой маргинализации части мусульманского сообщества. Такого в новейшей истории ислама в Татарстане еще не было. Каким образом взаимодействовать с такими группами, если они не нарушают никаких законов не совсем ясно. Ясно другое – механизмов воздействия на них будет меньше, так как эту ситуацию можно будет назвать как «внутреннюю эмиграцию». Кроме того, не стоит забывать про фактор героизация «отверженных» в глазах молодежи. Учитывая, что мы живем в информационную эру открытых границ, жесткие запретительные меры будут малоэффективны.
Недавно на сайте «Ислам в Российской Федерации» вышла статья Диляры Ахметовой «Куда дрейфует Татарстан?», в которой автор пишет о том, что религиозная и национальная политика новых властей Республики провальна. Текст и приводимые аргументы, безусловно, представляют интерес. Однако я не стал бы спешить с выводами о том, что политика руководства Татарстана в указанных областях провалена. Во-первых, слишком небольшой срок прошел с момента формирования Управления Президента Татарстана по взаимодействию с религиозными объединениями во главе с Маратом Гатиным и избрания Илдуса Файзова муфтием Татарстана. Да и сам Президент Татарстана на своей должности находится относительно недавно (с марта 2010-го) и осваивает для себя новые направления (в том числе национальную и религиозную политику).
Во-вторых, как бы то ни было, но руководства Татарстана, безусловно, держит ситуацию в религиозной сфере в фокусе своего пристального внимания. Мало где в России существуют такой же крепкий объединенный муфтият как в Татарстане, также как и нигде не проводятся такие мероприятия как Форум татарских религиозных деятелей способный посадить за один стол и собрать в одном зале руководство и имамов ЦДУМа, СМР и РАИСа. К слову, упомянутый выше VII Мусульманский форум этого достичь не смог.
Прошедший в этом году второй Форум татарских религиозных деятелей находился в рамках общего тренда нео-традиционализма, который определяет политику в современном ДУМ РТ. Противодействие экстремизму и влиянию деструктивных религиозных течений и сект – вот ключевые причины тех изменений, которые за последний год произошли в Духовном управлении мусульман Республики Татарстан. Безусловно, актуальны данные вопросы и для общероссийского масштаба. Руководство Татарстана, в связи с этим, решило довести до татарских имамов всей страны свою точку зрения на проблему возрождения татарских мусульманских традиций. Ключевыми, на мой взгляд, здесь является не столько «возрождение», сколько «для всех татарских имамов». Для всех – из ЦДУМа, СМР и даже РАИСа. Кому еще удастся собрать их в одном зале и предложить поговорить по указанным проблемам? Для нынешних реалий уже это серьезное достижение и большой шаг вперед.
Нет полноценной концептуализации у этого мероприятия? На мой взгляд, такие концепции выкристаллизовываются из обсуждений, совместных заседаний, где татарские имамы со всей России совместно обсуждают насущные вопросы. Еще раз повторю: первый этап это научить наше духовенство, представляющее различные организации, собираться на объединенные форумы и начать говорить друг с другом.
На месте Диляры Ахметовой я несколько иначе расставил бы акценты. В религиозной и национальной сферах в Республике действительно есть определенные сложности, однако, на мой взгляд, проблема в том, что Татарстану негласно объявили информационную войну, воспользовавшись тем, что в регионе происходит пусть и мягкая, но смена власти. Порой незначительные по числу участников и актуальности митинги или протесты получают в некоторых СМИ такое подробное освещение, что неподготовленному наблюдателю может показаться, что Татарстан кипит от напряжения. Определенные СМИ сейчас сознательно раскачивают лодку межконфессиональной, межнациональной и в общем социально-политической стабильности, которая всегда была визитной карточкой Татарстана. Провокационные, порой откровенно заказного типа материалы в последние год-полтора стали появляться с особенной регулярностью. Это определенный вызов татарстанской политической элите и той модели, которая была сформирована за последние 20 лет. Будем ждать продолжения...
«Ислам и общество»
Ответить
Сейчас в Уфимском Аэропорту удерживают Фанзиля Ахметшина(члена Курултая Республики Башкортостан) уже несколько часов, который вернулся после благотворительной акции голодающим Сомали, деньги на которую собирали все мусульмане Республики Башкортостан. Удерживают незаконно!!! Родные и близкие волнуются!!! Вот телефон дежурного в аэропорту 8(347)2295595 У него жена сейчас в Роддоме №4, и готовиться родить третьего малыша, ей нужна поддержка мужа. Помогите опубликовать новости и помочь в решении данного вопроса и произвола правоохранительных органов!
Ответить
Знаешь, брат. Ипотеку и кредиты берут многие мусульмане. Проблема в нас самих, а не в муфтиях. Муфтии это не инопланетяне, прилетевшие из космоса. Эти люди вышли из нашей среды, из народа. Поэтому исправлять нужно с низов, а не с верхов. Какие корни, такое и дерево.
Ответить
Какая бы перестановка в рядах муфтията не произошла, она сводится к смене фигур, которые не влияют и не могут повлиять на изменения в области нахождения решения проблем людей. Цены растут, кредиты и ипотеки процветают жилье доступным не становиться, семьи молодые рушатся и т.д.А муфтият интегрируется для развития традиционализма. Высказать протест правительству, отстоять права граждан, судить по справедливости и призывать к этому государственных деятелей на своем уровне он не торопится. А идеи и правильной системы у него нет как и нет четкой программы по распространению полноценной религии ис...
Читать дальше
Ответить
Я прав.. Нет, я прав.. Что это такое? Слова Аллаха - это единственное, за что мы можем держаться! Одна из групп на истине, та которая взяла за основу метод пророка (с.а.с.) во всехз своих делах! Вот и думайте..
Ответить
Вот полный текст статьи,почитайте http://oodrin.ru/?p=3833
Ответить
Короче если ДУМ РТ прямо будет доносит в спецслужбы на своих опонентов и будут молчат когда будут нарушать Законы РФ избевая, унижая достоейнство, когда будет подкидовать наркотики и взрвычатку и тд и тп. что скажут "движению добровольцев"? при этом не надо забывать участь кадимистов ти джадидистов.
Ответить
В свое время и "традицинный ислам - кадимизм " объявил на их взгляд "нетрадиционный ислам" джадидизм врагами Российской Империи. дошло до того что начали овинять в подчинению халифу османскому султану, пантюркизме и пантюркизме через эти жернова прошли Р.Фахритдин,Р.Ибрагимов, Г.Баруди и сотни простых имамов по всей России их ссылали, лешали должностей.Затем после революции часть этих джадидитов заимели власть они стали пресовать кадимистов. Потом стали пресовать и джадидистов и кадимистов/ брат какую позицию займут "движению добровольцев" если начнут пресо...
Читать дальше
Ответить
Статья интересная. Но не надо забывать что кроме официальных структур существуют различные группы мусульман которые не подчиняются и не сочувствовать не одному ДУМ. Это ХТ, Джамаат Таблих, последователи Нурси и Гюлена, саляфит, различные суфийский группы, шииты и тд. Куда им деваться? А так же те тех кого выжали из ДУМ РТ например? И этих людей не мало, имеют определенное влияние прежде всего на молодежь. Что будут делать ДУМы и муфтии с ним призывать к преследованию? Или все таки находить общий язык. Ведь всех не пересажаешь и не перестреляешь
Ответить
Знаешь, брат. Ипотеку и кредиты берут многие мусульмане. Проблема в нас самих, а не в муфтиях. Муфтии это не инопланетяне, прилетевшие из космоса. Эти люди вышли из нашей среды, из народа. Поэтому исправлять нужно с низов, а не с верхов. Какие корни, такое и дерево.
Ответить
Какая бы перестановка в рядах муфтията не произошла, она сводится к смене фигур, которые не влияют и не могут повлиять на изменения в области нахождения решения проблем людей. Цены растут, кредиты и ипотеки процветают жилье доступным не становиться, семьи молодые рушатся и т.д.А муфтият интегрируется для развития традиционализма. Высказать протест правительству, отстоять права граждан, судить по справедливости и призывать к этому государственных деятелей на своем уровне он не торопится. А идеи и правильной системы у него нет как и нет четкой программы по распространению полноценной религии ис...
Читать дальше
Ответить
Я прав.. Нет, я прав.. Что это такое? Слова Аллаха - это единственное, за что мы можем держаться! Одна из групп на истине, та которая взяла за основу метод пророка (с.а.с.) во всехз своих делах! Вот и думайте..
Ответить
Вот полный текст статьи,почитайте http://oodrin.ru/?p=3833
Ответить
Короче если ДУМ РТ прямо будет доносит в спецслужбы на своих опонентов и будут молчат когда будут нарушать Законы РФ избевая, унижая достоейнство, когда будет подкидовать наркотики и взрвычатку и тд и тп. что скажут "движению добровольцев"? при этом не надо забывать участь кадимистов ти джадидистов.
Ответить
В свое время и "традицинный ислам - кадимизм " объявил на их взгляд "нетрадиционный ислам" джадидизм врагами Российской Империи. дошло до того что начали овинять в подчинению халифу османскому султану, пантюркизме и пантюркизме через эти жернова прошли Р.Фахритдин,Р.Ибрагимов, Г.Баруди и сотни простых имамов по всей России их ссылали, лешали должностей.Затем после революции часть этих джадидитов заимели власть они стали пресовать кадимистов. Потом стали пресовать и джадидистов и кадимистов/ брат какую позицию займут "движению добровольцев" если начнут пресо...
Читать дальше
Ответить
Статья интересная. Но не надо забывать что кроме официальных структур существуют различные группы мусульман которые не подчиняются и не сочувствовать не одному ДУМ. Это ХТ, Джамаат Таблих, последователи Нурси и Гюлена, саляфит, различные суфийский группы, шииты и тд. Куда им деваться? А так же те тех кого выжали из ДУМ РТ например? И этих людей не мало, имеют определенное влияние прежде всего на молодежь. Что будут делать ДУМы и муфтии с ним призывать к преследованию? Или все таки находить общий язык. Ведь всех не пересажаешь и не перестреляешь