В Таджикистане входят в моду исламские имена

Выбирая исламское имя, человек ставит свою религиозную идентичность над национальной

Выбирая исламское имя, человек ставит свою религиозную идентичность над национальной

Теги:



1
15 Октября 2010г. (07 Зу-ль-када)
Арабские и вообще aссоциируемые с исламом имена стремительно набирают популярность в Таджикистане. Даже некоторые взрослые меняют имя на более подходящее, как они считают, «религиозное».



Эксперты считают, что эта тенденция свидетельствует о росте влияния ислама в постсоветских странах. Взять к примеру такой случай. До начала этого года один 19-летний студент из Душанбе был известен в семье и среди друзей как Шохрух. Однако с недавних пор он более охотно откликается на имя Мухаммад.



«Я пришел к этому решению постепенно, – говорит Мухаммад. – Изучал ислам и захотел выбрать себе подходящее мусульманское имя. Я слышал, что когда наступит конец света, каждого будут звать по имени. И захотел стать Мухаммадом».



Так называемые исламские имена становятся более популярны в странах, где преобладают мусульмане.



Те, кто как Мухаммад решил взять себе новое имя, – это в большинстве своем молодые люди, до двадцати лет или слегка за двадцать. Кстати, растет и количество родителей, которые выбирают своим новорожденным детям исламские имена. Приблизительно каждый пятый новорожденный ребенок в Душанбе получает мусульманское имя.



По мнению чиновников из столичного департамента гражданских актов, наиболее распространенное женское имя сегодня – Сумаях. Директор отдела гражданских регистраций душанбинского района Шомансур Зебо Бобожонова называет также имена Асия и Ойша. Последнее является таджикской версией арабского имени Айша.



Зебо Бобожонова продолжает: «Пять лет назад мы не слышали таких имен. Тогда иранские и индийские имена типа Гугуш, Анохито и Индира были одними из самых желанных для родителей, приходящих в загс для получения метрик на своих детей».



Айша – это имя одной из жен пророка. Асия – имя одной знатной мусульманки, упоминающейся в Коране. Согласно исламскому учению, Сумаях была первой мученицей ислама.



Традиционными для таджикских мальчиков стали имена таких знаменитых личностей ислама, как Мухаммад, Юсуф, Абдулла и Абубакр.



Некоторые местные муллы и имамы поощряют родителей выбирать для своих детей исламские имена. Так, имам мечети города Куляба Ходжи Мирзо Ибронов утверждает, что, как местный религиозный лидер, он обязан это делать.



«Я говорю людям, что Аллах предпочитает имена типа Абдулла или Абдурахмон, и в основном в именах, начинающихся на „Абд“, явствует связь с Аллахом. Таких как Абдулкаххор, Абдулманнон и Абдулрахим», - говорит Ходжи Мирзо Ибронов.



Муллы и имамы пользуются огромным уважением в местных общинах, и ислам в стране переживает настоящий подъем. Шестилетние и семилетние мальчики, как правило, участвуют в вечерних молитвах в мечетях, следуя проповедям имамов.



На местных базарах широко распространяются компакт-диски с записями проповедей религиозных лидеров об исламских ценностях. Эксперт по культуре из Душанбе Дилшод Рахимов считает, что такие проповеди плюс обильная религиозная литература оказывают огромное влияние на умы молодых людей.



Дилшод Рахимов объясняет это так: «Молодые люди, меняя свои имена на исламские, фактически ставят свою религиозную идентичность над национальной. У каждого есть право менять свое имя, но я думаю, что это поверхностно. Не обязательно иметь исламское имя, чтобы быть настоящим мусульманином. Например, люди в Исламской Республике Иран исповедуют свою религию, не называя себя арабскими или религиозными именами».



Всего несколько лет назад таких имен, как Сумаях или Асия, нельзя было услышать в Таджикистане. Родители предпочитали давать своим детям персидские имена. В 1980–1990-х годах были очень популярны для мальчиков и девочек имена персонажей из эпического творения персидского поэта 10-го века Абулкасима Фирдауси – «Шахнаме».



Сотни тысяч таджикских девочек были названы именами персидских принцесс и королев, таких как Тахмина, Гурдофарид и Судоба. Мальчикам давали еще доисламские царские имена Сиявуш, Фаридун, Джамшед и Бежан. В то время, после распада СССР, местные СМИ поощряли возрождение древнего персидского наследия Таджикистана. - Радио Азаттык.

Автор: Фарангиз Наджибулла

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Храванон 15 Октября 2010г.
Ответить

В большинстве случаев мусульманское имя имеет значение вроде Абдульалим - Раб Всезнающего Абдульали - Раб Высочайшего Абдульазым - Раб Величайшего Абдульазиз - Раб Могучего, Обладателя особого величия Абдульбари - Раб Создателя и т.д.

Реклама

Яндекс.Метрика