Встреча на Неве поставила точку в объединении ДУМов

Соборная мечеть Санкт-Петербурга

Соборная мечеть Санкт-Петербурга

Теги:



1
18 Марта 2010г. (02 Раби ас-сани)
Столетняя мечеть, выстроенная вблизи Петропавловской крепости и её Собора, где покоятся члены российской императорской фамилии – зримый символ включённости многонациональной уммы России в её государственно-общественную палитру. Юбилей храма и её муфтия всколыхнул волны объединительно-разделительных парадоксов у берегов Невы.



Шестнадцатого марта (прямо в день 70-летия настоятеля питерской мечети Джафара Пончаева) Региональное духовное управление мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России (в составе ЦДУМ) отпраздновало 100-летие знаменитого на весь мир выдающегося памятника истории и архитектуры Санкт-Петербурга – его Соборной мечети. Праздничные мероприятия прошли в гостинице «Москва»: сначала научно-практическая конференция на тему: «Ислам – религия мира, справедливости и толерантности», затем концерт татарских песен и танцев, официальные поздравления от государственных, религиозных, общественных, национальных обществ и гостей из-за границы, наконец, торжественный ужин в ресторане той же гостиницы.



ЦДУМ продемонстрировал сплочённость



Параллельно с тем, что было очевидно прибывшим на столетний юбилей Дома Аллаха и 70-летие его имама, бессменно работающего в нем с 1977 года, шло как минимум два незримых процесса.



Во-первых, такой публичной акцией нельзя было не воспользоваться всем членам президиума ЦДУМ, чтобы не высказать своей позиции относительно того процесса объединения мусульманских центров России, инициатива которого принадлежит председателю ЦДУМ Талгату Таджуддину. Текст Заявления зачитал глава духовного управления Чувашии Альбир Крганов в присутствии Таджуддина и всех его замов, которые, как стало известно, впоследствии дружно подписались под документом.



В чём была необходимость – отвлечься от историко-юбилейных воспоминаний и слов поздравлений к злобе дня? Желающие могут сами ознакомиться с текстом Заявления. Добавлю только одно: после встречи в московском отеле «Катерина», о которой я уже писал, оппоненты координационного совета с широким представительством поспешили найти противоречия между автором идеи – Таджуддином и его помощниками в ранге заместителей. (Так, в ходе пресс-конференции глава далекого ханты-мансийского ДУМа Тахир Саматов с удивлением узнал о том, что был «втемную» затащен в московский отель «Катерина» для участия в рабочей группе, как об этом написали некоторые недобросовестные журналисты). Видимо, оппонентам хотелось, чтобы идеи, которые только ещё начали дискутироваться, как можно скорее стали «правильными» – конечно, исключительно с точки зрения ограниченного круга лиц. Но «заговора замов», оказалось, не было и нет – «катерининцы» в один голос поддержали проект создания совета.



Выступая за создание координационного совета, присутствовавшие на юбилее главы религиозных организаций вместе с тем, как и ожидалось, не преминули еще раз подчеркнуть незыблемость и примат ЦДУМа, как преемника ОМДС, пережившего и Российскую империю, и СССР. Точка на карте всё та же – Уфа. Как и место бывшей имперской столицы – Петербурга – всё так же на берегах Невы.



Второй незримый процесс – как бы оборотная сторона юбилейных мероприятий – то, что на них отсутствовали представители именно тех мусульманских структур, которые на словах в последние месяцы много и красочно говорили о необходимости единения – это СМР и КЦМСК. Сначала зададим вопрос по-простому, по-человечески: неужели столетие уникальной мечети в центре Петербурга – это не повод для внимания и радости всех мусульман страны? Историки в эти дни могут рассказать подробнее, с каким трудом элита Российской империи отказывалась от негативизма в отношении «инородцев» и «иноверцев» и училась строить цивилизованные отношения с многочисленными народами, вошедшими в границы Империи. Историки расскажут и о том, как нелегко шло осознание, что устойчивость Империи может быть основана только на признании прав неправославных народов исповедовать свою веру, в частности – права мусульман свободно и открыто практиковать исламские обычаи! Оказывается, последнюю точку в принятии решения о строительстве Соборной мечети в Петербурге сыграл мудрый политик П.А.Столыпин. Он хотел «не великих потрясений, но великой России». И мы на примерах нашей новейшей, постсоветской истории, видим, насколько он был и прав, и прозорлив. Кстати, Указ о веротерпимости был подписан лишь в 1907 году, накануне краха империи, а ходатайства мусульман об открытии мечети на берегах Невы начались ещё в 1880-ые годы. Торжественное открытие, точнее, закладка камня случилась в 1910 году (это и есть повод для нынешнего юбилея). А само открытие произошло позже – в 1913, и было сознательно приурочено к Трёхсотлетию Дома Романовых.



…Но, извините, я отвлёкся. Пусть каждый неравнодушный к истории Отечества и нашей уммы поинтересуется подробностями – ведь именно петербургская мечеть стала «лакмусовой бумагой» драматичного становления подлинно государственного отношения власти к мусульманам своей страны. И как всё это не стало причиной, поводом, предлогом для встреч всех трёх «объединяющихся» (или риторически заявляющих об этом) структур?!



Приходится сделать на данный момент горький вывод: риторика «за объединение» опережает реальность… не соблюдаются даже элементарные протокольные формальности… мусульмане разных структур живут как бы в разных странах… юбилей мечети на Неве – не общий праздник… Отсюда неудивительно, что процесс интеграции духовных управлений рассыпался как карточный домик. Бескомпромиссность Равиля Гайнутдина и его нынешнего окружения, ратующих за создание единой организационной структуры, наткнулась на столь же бескомпромиссное желание Талгата Таджуддина создать координационный совет с сохранением существующих муфтиятов. Видимо, извечный спор давних конкурентов окончательно похоронил идею какого-либо объединения ДУМов.



Мечети – не только прекрасные камни



Многие выступавшие на научно-практической конференции «Ислам – религия мира, справедливости и толерантности» говорили справедливые слова о том, что «ценность мечети, при всех её исторических и архитектурных достоинствах – не в камнях, а в людях!» Дом Аллаха – не каменно-изразцовая оболочка, некая «вещь в себе». Сюда приходят люди, и только их намерения, искренность, старания и богопочитание наполняют это каменное пространство жизнью – в ответ на зов человека Творец посылает (или не посылает) потоки Своей благодати.



К сожалению, стало уже известным всей России, что «человеческий фактор» именно в петербургской мечети – крайне сложен. Об этом сказано так много, что не буду на этом останавливаться. Отмечу ещё одно «доказательство от противного» на юбилейных мероприятиях – здесь даже не прозвучало имя Мусы Биги, который был её имамом-настоятелем в 1920-ые годы! Имя и идеи одного из самых выдающихся мыслителей Ислама 20 века, к сожалению, всё ещё знакомы только узкому кругу специалистов – а ведь он, воистину, украшение уммы России!



Вкратце напомню, кого даже не помянули на юбилее, о ком нет ни слова и в подаренной всем гостям юбилея книге Рушана Пончаева «Санкт-Петербургская мечеть. Очерк истории», издательство «Зодчий», Спб, 2010. Муса Биги (неверно его фамильное имя русифицируют как «Бигиев», ещё более неверно как «Бигеев» (1875-1949) – татарский богослов, общественный и политический деятель, публицист. Образование получил в медресе «Касыймия» в Казани, затем в Петербургском университете и богословских центрах Востока. Сотрудничал в периодических изданиях «Ульфат», «ат-Тильмиз», «аль-Гаср аль-джадид», «Вакыт», «Шура» и др. Участник национально – освободительного движения тюркских народов, один из организаторов Всероссийских съездов мусульман в 1906-07 гг. Член ЦК партии «Иттифак аль-муслимин». В 1917-30 гг. был имамом в мечетях Петербурга и Москвы.



С 1930 года в эмиграции. Создал уникальные труды по мусульманскому богословию и философии. Умер в 1949 году в Каире.



Жизнь и творчество его пока мало изучены. Лишь в 2005 году Татарским книжным издательством в серии «Антология татарской богословской мысли» был выпущен первый из двух томов книги «Муса Джаруллах Бигиев. Избранные труды». Эта книга знакомит отечественного читателя с творчеством выдающегося и признанного во всём мусульманском мире татарского мыслителя, автора 120 философских трудов. В наши дни его наследием занимается живущая в Петербурге наследница семьи Муссы Биги – краевед Альмира Тагирджанова. Учение Биги «о всеохватной милости Божией» историки философии сравнивают теперь с универсализмом Владимира Соловьёва и ставят их в один ряд, как выдающихся свободных мыслителей христианской и мусульманской традиций. Изучение их трудов может обогатить межконфессиональный диалог, столь необходимый в нашей сложной по составу и многообразной «имперской стране».



…И всё же – сколь ни огорчали бы нас парадоксы этого юбилея – давайте прославим Всемогущего Аллаха, позволившего так изменить сердца властителей имперского Петербурга сто лет назад! Будем достойны наших славных предков, которые оставили на века – великую и чудесную Соборную мечеть, символ неохватной имперской мощи, широты души, подлинного трепета перед Божественным!

Автор: Джаннат Сергей Маркус

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

gabdulla 19 Марта 2010г.
Ответить

Да какое объединения ? Видно же что проста идет рокировки сил цдум в свою только сторону,все это служит для того чтоб престиж СМР упал ниже нуля. Смешно говорят об одном но на деле ведь другое совсем.Идет захват регионов под видом объединения.

Яндекс.Метрика