Заместитель председателя комитета Совета Федерации по международным делам Зияд Сабсаби, принявший участие в прошедшей накануне в Страсбурге летней части 62-й сессии ПАСЕ в дискуссии по теме «Ситуация в Тунисе» отметил, что
целесообразно было бы использовать опыт демократической трансформации, накопленный в ряде субъектов России, население которых традиционно привержено исламу.
На прошедшей накануне летней сессии ПАСЕ было продолжено начатое еще весной обсуждение текущей ситуации на Севере Африки – был заслушан доклад по ситуации в Тунисе. Президент Туниса Зин аль-Абидин бен Али бежал из страны, в течение двух месяцев в Тунисе должны пройти президентские выборы. На вопросы европарламентариев ответил министр иностранных дел Туниса Мохаммед Мулди Кефи. По окончании обсуждения была принята итоговая резолюция, – сообщает пресс-служба Совета Федерации России.
В дискуссии по проекту доклада принял участие заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам Зияд Сабсаби.
«Демократическая трансформация, начавшаяся в Тунисе вслед за падением авторитарного режима Бен Али, порождает закономерное желание поддержать идущие в стране процессы. Этому желанию подчинен и заслушанный доклад, а содержащийся в нем проект резолюции и рекомендаций ПАСЕ – это своего рода „дорожная карта“ демократизации Туниса на ближайший период», – сказал, выступая на заседании ПАСЕ российский сенатор Зияд Сабсаби.
В своем выступлении З.Сабсаби обратил внимание на неоднократно встречающиеся в докладе упоминания об опыте по «сопровождению молодых демократий Европы» в их усилиях по созданию демократических институтов, который ПАСЕ готова предоставить в распоряжение Туниса в случае его заинтересованности.
«Признавая безусловную ценность опыта по „сопровождению молодых демократий Европы“, нельзя не отметить, что его накопление происходило главным образом в странах и сообществах, хотя и испытавших на себе подобно Тунису долголетний гнет авторитаризма и даже тоталитаризма, но в большинстве своем принадлежащих европейской культурной традиции. В странах в той или иной мере, уже хотя бы однажды, совершивших исторические попытки создания демократического общежития», – заметил З.Сабсаби.
Принимая во внимание это обстоятельство, можно с высокой степенью уверенности предвидеть, что эффективное содействие начавшемуся процессу демократической трансформации в Тунисе потребует наряду с использованием европейского опыта также и его заметной корректировки, считает З.Сабсаби.
«Корректировка предлагаемых механизмов „сопровождения“ потребуется в той части, которая должна учитывать объем приобретенных в прошлом демократических „навыков“, а также особенности культурных традиций, во многом определяемых конфессиональной принадлежностью большинства населения. В таком контексте мне предоставляется уместным говорить и об использовании опыта демократической трансформации, накопленном в ряде субъектов Российской Федерации, население которых традиционно привержено исламу. Возможно, этот опыт в некоторых своих аспектах может показаться не столь успешным, или, точнее говоря, обладающим некоторыми дополнительными „изгибами“ траектории демократического процесса по сравнению, скажем со странами Восточной и Центральной Европы, но именно поэтому, как мне кажется, – весьма полезным применительно к теме заслушанного доклада», – подчеркнул Зияд Сабсаби.
«С этой точки зрения мне видится весьма перспективным пункт 24 проекта резолюции ПАСЕ, который содержит просьбу Ассамблеи к национальным парламентам государств-членов Совета Европы и государств-наблюдателей развивать контакты с парламентскими органами Туниса. Я бы хотел только предложить не ограничиваться форматом национальных парламентов, а, возможно, распространить его на „земельные“ парламенты, в частности, развивать контакты на уровне законодательных собраний ряда субъектов РФ, обладающих многообразным и, думаю, весьма полезным опытом демократической трансформации избравших их сообществ», – продолжил российский сенатор.
Упомянутый опыт, накопленный в различных субъектах РФ, по мнению З.Сабсаби, может быть применимым и в других странах, устремленных подобно Тунису к демократизации своего устройства и сталкивающихся на этом пути определенными трудностями.
«Не будет преувеличением утверждать, что опыт России последних двух десятилетий мог бы оказаться весьма полезным и для других международных организаций, которые берут на себя труд и ответственность способствовать процессам общественной трансформации, стремительно развивающимся в ряде государств Ближнего Востока и Северной Африки на протяжении последнего полугода. В это утверждение вписывается, мне кажется, и потенциал России в деле урегулирования внутренних конфликтов, стоящих преградой на пути демократического развития в некоторых странах региона», – подчеркнул З.Сабсаби.
Примерами реализации этого потенциала, по его словам, могут служить и вклад России в преодоление внутрипалестинского раскола (21-22 мая в Москве состоялась встреча с участие м лиц от ФАТХ и ХАМАС и других палестинских организаций, мероприятие стало первым общепалестинским форумом такого масштаба и уровня, проводившимся за пределами арабского мира), и посредническая миссия в Ливии спецпредставителя президента России, в результате которой удалось достичь принципиального согласия враждующих сторон на проведение переговоров.
Войти с помощью: