Живые идеи из Уфы: зачем России ислам?

Екатерининский опыт – рывок в 21 век! Фото: Kremlin.ru

Екатерининский опыт – рывок в 21 век! Фото: Kremlin.ru

Теги:




2
25 Октября 2013г. (20 Зу-ль-хиджа)
С историей своей страны можно работать как историк – и это полезно всем. Но можно из истории извлекать такие творческие новации, которые полезнее трижды. В них – будущее. Такую оценку нельзя не дать тезисам, которые сформулировал – для всех неожиданно! – президент России В.В. Путин, выступая 22 октября в Уфе на личной встрече с муфтиями, а затем и на торжественном собрании, посвящённом 225-летию Центрального духовного управления мусульман России.



Политическая мудрость царицы – пример Европе вплоть до нашего времени



Первое, чем поразил президент, это тем, что дал нестандартную и, скажем прямо, непривычную оценку решению Екатерины Второй, некруглому юбилею которого посвящено было собрание в Уфе. Нас в последние годы как-то заставили комплексовать перед Европой, особенно в делах демократии и веротерпимости – а тут… Оказалось, что мы с вами – наследники более древней и более удачной цивилизационной модели и векового опыта соседства разных вер и наций.



Президент, напоминая банальную историю, сместил акценты – и получилось, что теперь глядеть на екатерининское время в целом и на события в Уфе можно по-новому. Вот что он сформулировал:



«225 лет назад указом российской императрицы Екатерины II здесь, в Уфе, было учреждено духовное собрание магометанского закона. По сути ислам на государственном, официальном уровне был признан одной из традиционных религий России.



Россия, большинство населения которой составляли православные христиане, показала тогда всему миру, показала Европе пример веротерпимости и мудрости. Это решение было продиктовано всей нашей национальной историей, которая никогда не знала религиозных войн и конфликтов. Это было продиктовано нашим опытом строительства многонационального и многоконфессионального государства как уникальной цивилизации, соединяющей Восток и Запад, Азию и Европу».



В чём же специфика наследия, оставленного предками нам с вами?



Этот вопрос – часть тех вопрошаний, которые Путин предложил решать, выступая в Валдайском клубе о самобытности России. В этом – преемственность с валдайскими идеями и их развитие.



Я уже писал, что мы, мусульмане России, как бы не услышали сказанное им на Валдае – не пошли у нас волны дискуссий и обсуждений – но президент в Уфе решил высказаться ещё определённее и яснее. Читайте и думайте: согласиться или нет, в чём мы видим суть той станы, где родились и живём по воле Аллаха?



Путин: «Общими усилиями людей разных национальностей созидалось огромное великое государство, и при этом каждый народ, каждый этнос сохранил свою самобытность.



Глубокое взаимопонимание и взаимопроникновение культур и в огромной степени уважительный диалог представителей традиционных религиозных конфессий сформировали наше духовное единство, в основе которого – общие нравственные ценности, такие как справедливость, правда, трудолюбие, уважение к близким, патриотизм и любовь к общему Отечеству, которое одно для всех.



Ислам – это яркий элемент российского культурного кода, неотъемлемая, органичная часть российской истории. Мы знаем и помним много имён последователей ислама, составивших славу нашего общего Отечества, – государственных и общественных деятелей, учёных, предпринимателей, представителей культуры и искусства, доблестных воинов.



В тяжёлые годы Великой Отечественной войны здесь, в Уфе, на съезде мусульманского духовенства муфтий Габдурахман Расулев говорил о святом долге защищать свою Родину. Он сказал: „Ибо мусульмане хорошо помнят слова Пророка: ‚Любовь к Родине – это часть твоей веры‘“. И мусульмане были верны и этим священным заповедям, и своей любви к родному Отечеству. С первых дней войны они были в рядах защитников нашей общей Родины, нашей земли – начиная с Брестской крепости, вместе с народами других национальностей прошли военными дорогами до самого Берлина.



Всё это наша общая история, которую мы должны хранить как святыню, обязаны сберечь перед памятью наших отцов и дедов, которые были вместе и на полях сражений, и в мирном созидательном труде, и никогда не делили своих товарищей ни по национальности, ни по вере. Они ценили взаимное уважение, поддерживали друг друга и в беде, и в радости и оставили нам в наследие пример своей великой, всепобеждающей дружбы, разрушить и очернить которую мы не позволим никому».



Но почему так много проблем и даже крови, террора… при таком наследии?



Вот на этот вопрос, остро современный и горячий – нельзя не отвечать нам всем. И на встрече с муфтиями глава государства впервые сформулировал новые идеи именно на этом фоне. Ведь саму встречу пришлось начать с траурной минуты молчания, в память о невинно погибших – как бы «специально» теракт в Волгограде оттенил реальность, где исламский фактор всё ещё перемешан с терроризмом… Увы.



Путин не стал давать «картину негативных событий» – но решил дать новые импульсы, чтобы противостоять негативу на практике. Какие конкретно новые инструменты можно задействовать для защиты традиционных религий, уникальной цивилизации, самобытности России в условиях глобализации, евразийской интеграции и информационной революции 21 века? В словах президента, видятся, как минимум, такие решения:



1. Государство призвано стимулировать не просто исламское образование, независимое от иностранных сил, но вывести собственную школу богословия (включая принятие актуальных для общества фетв – законодательных шариатских решений) на уровень мировой влиятельной силы. Это обеспечит как внутреннюю стабильность, способность разрешать конфликты, так и возможность эффективно работать на международном поле в интересах России.



Вот слова Путина: «Российский ислам имеет все возможности, опираясь на многовековой отечественный опыт в системе религиозного образования и богатейшее богословское наследие, сказать своё слово в развитие, поэтому одна из важнейших задач – воссоздание собственной исламской богословской школы, которая обеспечит суверенитет российского духовного пространства и, что принципиально важно, будет признана большинством мусульманских учёных мира. Эта школа должна откликаться на самые актуальные события и в России, и в мире в целом, давать свои оценки, которые будут понятными и авторитетными для верующих. Уверен, что если мы все это будем делать, то это поможет вам давать чёткую нравственную оценку и благим, и преступным деяниям».



2. Государство готово стимулировать не просто увеличение числа мечетей, но рост и влиятельность культурных центров с многофункциональными задачами (включая адаптацию в РФ, обучение через русский язык мировой культуре и праву). Кроме того, важно расширять специфически исламские по форме институты гражданского общества – от правовых центров до молодёжных и женских клубов – с целью «социализации ислама», по формулировке Путина.



Вот его слова в Уфе: «Некоторые политические силы используют ислам, а точнее его радикальные течения, кстати сказать, исторически не характерные для российских мусульман, в целях ослабления нашего государства, для создания на российской территории зон управляемых извне конфликтов, внесения раскола между различными этническими группами, внутри самой мусульманской общины, для разжигания в регионах сепаратистских настроений.



Убеждён, что таким попыткам разделения необходимо противопоставить верность российских мусульман своим историческим традициям, партнёрские отношения с представителями других религий, прежде всего с Русской православной церковью.



Да, разумеется, для ислама, впрочем, откровенно говоря, так же как и для других мировых религий, характерно многообразие различных школ и течений; ему, конечно, чужда иерархическая унификация. Однако в служении обществу и своему государству мусульмане России всегда были едины, защищая его как от внешних врагов, так и от любых проявлений экстремизма. Уверен, это единство может быть сохранено и укреплено даже и сегодня.



Новая социализация ислама должна рассматриваться как развитие традиционного мусульманского образа жизни, мышления, взглядов в соответствии с современной социальной действительностью, в противовес идеологии радикалов, сталкивающих верующих в средневековье. Здесь важны и новые формы работы – через мусульманские культурные центры, исламские научно-просветительские центры, молодёжные, женские клубы.



Я убеждён, что может быть значим и ваш, большой ваш вклад в социальную адаптацию людей, которые приезжают в Россию жить и работать. Многие из них – это ваши единоверцы. Они должны слышать ваш голос, чувствовать ваше участие, в противном случае они становятся объектом пропаганды различных фундаменталистских структур.



Считаю также, что голос российских мусульманских деятелей должен громче звучать и на международной арене, в мировом исламском сообществе. Сегодня усиливается напряжённость между Западом и исламским миром. Кое-кто на этой теме пытается играть, подбрасывать дровишек в этот костёр. Я хочу вам сказать сразу: мы в этом не заинтересованы.



Но в то же время сегодня и на Ближнем Востоке, и в исламском мире в целом растёт востребованность в российском присутствии. И мы должны действовать более активно, развенчивая губительные для человечества проекты манипулирования странами и народами, информацией и общественным сознанием.



Россия не только не заинтересована в расколе либо в перекройке исламского мира, но, напротив, проводит последовательную, твёрдую линию по укреплению его единства.



Для успешного противостояния вызовам современности необходимо, в первую очередь, обеспечить высокий авторитет отечественного мусульманского духовенства и российской исламской богословской школы» .



Что ответит умма?



Валдайские призывы осмыслить самобытность России и уфимские конкретные предложения Путина по «новой социализации ислама» и реализации его богословского потенциала – вот где векторы оздоровления российской уммы! – в сумме дают небывалую в истории России поддержку со стороны государства. Мало кто ожидал подобного…

Думаю, что все эксперты в растерянности от неожиданности…



Но есть ли ныне в умме нашей достаточно квалифицированных людей, подлинных алимов и настоящих патриотов, способных использовать данный исторический шанс? Способных не риторическими заклинаниями, а реальными делами и конкретными проектами ответить этим вызовам времени?



Ведь все мы понимаем – государственную волю проявил и озвучил глава государства. Но он человек, сотворённый Всевышним. Разве через него нам не Всевышний даёт уникальный шанс, новые векторы развития?



И мы услышим только «горизонтальное» измерение этого призыва, сугубо человеческое – или же будем благодарны Аллаху и сумеем увидеть Его «вертикальное» измерение событий?



В завершение простой вопрос: ваши отцы и деды могли бы услышать подобное из уст правителей своего времени? И что бы они ответили?

Автор: Джаннат Сергей Маркус

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

S-S M 26 Октября 2013г.
Ответить

Автор показал достаточно трезвый анализ ситуации. Однако, КТО будет реализовывать всё это в практику российского Ислама? Мусульманам нужен лидер, каким был наш Пророк (мир ему). Что-то среди нынешних чалмоносцев я не вижу никого, кто мог бы быть на уровне, хотя бы, его (мир ему) сподвижников.

S-S M 26 Октября 2013г.
Ответить

Автор показал достаточно трезвый анализ ситуации. Однако, КТО будет реализовывать всё это в практику российского Ислама? Мусульманам нужен лидер, каким был наш Пророк (мир ему). Что-то среди нынешних чалмоносцев я не вижу никого, кто мог бы быть на уровне, хотя бы, его (мир ему) сподвижников.

Яндекс.Метрика