Имя и род имама Газали – Мухаммад бин Мухаммад бин Ахмад, его лакаб[1] – Худжжат аль-Ислам («Довод Ислама») и Зайн ад-Дин («Украшение веры»), кунья[2] – Абу Хамид. Он родился в деревушке Газала, находящейся в окрестностях знаменитого хорасанского города Туса; прославился под нисбами[3] Газали (без удвоения [буквы «зайн»]) и Туси. Согласно другой версии, его отец стал известен как Газзал (прядильщик), поскольку прял шерсть и торговал ею. Герой повествования в соответствии с прозвищем [отца] назывался Газзали (с удвоением «зайн»), точно так же как население Хорезма и Джурджана[4] именуется «куссари» от слова «кассар» (отбельщик ткани) (1)[5].
Некоторые историки, то ли исходя из его рождения в городе Тусе, то ли опираясь на какое-то иное доказательство, предполагают, что Газали имел персидское происхождение. А другие, основываясь на том, что его отца звали Мухаммад, а деда – Ахмад, утверждают, что он принадлежит к потомкам арабских воинов, которые осели в Тусе после его завоевания. Как бы то ни было, эта проблема до сих пор не получила окончательного разрешения, а имена его предков, предшествующих Ахмаду, не встречались нам в книгах нашей библиотеки.
Имам ʻАли Ридаʼ бин Муса[6] скончался в эпоху халифа Маʼмуна[7] недалеко от города Туса и был погребен в деревне Навкан. Благодаря наличию могилы упомянутого человека эта деревня приобрела влияние, увеличившись в размерах, и население Туса переселилось в нее. Позднее, когда она превратилась в крупный город и стала известна как Мешхед[8], изначальный город Тус оказался полностью разрушен и опустошен. Большая часть его [территории] была известна под названием Табаран.
Газали появился на свет в 450/1058 году в окрестностях Туса, скончался в возрасте 55 лет 12 джумада аль-авваля (в понедельник, 3 декабря) 505/1111 года и был похоронен на кладбище, расположенном за пределами Табарана. Его могила известна.
Абу Хамид аль-Газали и его брат Абу аль-Футух Ахмад аль-Газали рано лишились родителя. Их отец – богобоязненный, но неимущий человек из числа ремесленников – вверил [перед смертью] в виде завещания обоих сыновей своему добродетельному и благочестивому другу; кроме того, из-за терзавшего его на протяжении всей жизни сожаления о своей безграмотности он заповедовал: более всего прошу обучить сыновей письму.
Этот друг, бывший суфием, израсходовав в ходе их воспитания всё сколько-нибудь оставшееся от их отца богатство, подозвал братьев к себе и сказал: «О дети мои, я истратил на ваше обучение все имущество, которое досталось от вашего уважаемого родителя. Так как сам я человек бедный, отныне у меня нет возможности вас содержать. Вы страждете знаний, и если вы устроитесь в какое-либо медресе, то, возможно, сможете преумножить свои познания, я считаю, что так будет правильно!» Молодые люди претворили в жизнь слова своего опекуна (2)[9] и действительно добились успеха.
Таким образом, Газали, чье имя известно во всем мире и чья слава распространилась по всему свету, происходил из бедной семьи, рос сиротой и учился, испытывая множество трудностей и проблем.
На первых порах имам Газали обучался основам наук и шафиʻитскому праву у Абу Хамида Ахмада бин Мухаммада ар-Разакани ат-Туси[10] (3)[11] в городе Тусе, а затем, отправившись в Джурджан, стал посещать уроки Абу Насра аль-Исмаʻили. Конспекты его уроков перед возвращением в Тус он скомпоновал в книгу, но во время путешествия ему пришлось пережить инцидент с ограблением. Сам Газали поведал об этом следующим образом:
«Во время возвращения в Тус наш караван захватили и ограбили разбойники, забрали и мою котомку. Когда я последовал за ними, главарь шайки, посмотрев на меня, закричал: „Если тебе дорога твоя жизнь, то не ходи за нами!“ Я же сказал: „О господин! Мои книги, которые я так долго собирал, испытывая столь много тягот пути, остались в моем мешке, и из-за этого мои знания пропали, для вас в этих книгах нет ни малейшей пользы, прошу вас, проявите милосердие и верните их мне!“ Главарь злодеев, громко засмеявшись, сказал: „Мы отняли не твое знание, а всего лишь твои книги, какая же польза в обучении, когда при потере своих книг ты теряешь и знания?“ – и вернул мне мои записи». Газали заключает: «Я извлек урок из слов предводителя грабителей и предположил, что они были произнесены из-за того, что Аллах Всевышний пожелал указать мне прямой путь, ибо знание, нуждающееся в книгах, не знание вовсе, оно всегда должно храниться в памяти. Поэтому, вернувшись на родину, я принялся заучивать содержание своих записей, и за три года выучил их все наизусть, после этого я бы уже нисколько не огорчился, если бы разбойники забрали мои книги» (4)[12].
Газали, будучи человеком размышляющим, находчивым и проницательным, прямым в ответах и мягким в словах, с вниманием относился к учебе, заучивал прочитанное и обдумывал заученное, умел отличить хорошие высказывания от дурных. Именно поэтому уже в пору его юности было ясно, что он станет обладателем благоразумия и великой личностью.
Поскольку в ту эпоху изучение философии стало модным среди мусульманских шакирдов, ей обучались в каждом медресе – занятия философией были пределом мечтаний шакирдов. Следуя этому обычаю, также и Газали, воспылав любовью к изучению философии, погружению в ее безбрежное и бездонное море и участию в спорах и дискуссиях, отправился ради этого в город Нишапур.
В те дни Нишапур был полон великих ученых, а медресе Низамийа, основанное визирем Низам аль-Мулком[13], являло собой самую настоящую обитель знания.
Имам аль-Харамайн Абу аль-Ма‘али аль-Джувайни[14], выдающийся представитель своего города и бесподобная личность своей эпохи, был одним из великих преподавателей медресе Низамийа, давал в нем уроки, произносил проповеди и вел дискуссии со своими оппонентами, а в свободное время писал книги. Вышеупомянутый имам [трудился] в этом медресе на протяжении почти тридцати лет, и в его время так и не появилось никого, кто мог бы с ним сравниться, поэтому шакирды, жаждавшие встречи с ним, съезжались со всех сторон и получали пользу, собравшись в его кружке. Одним из этих ищущих знания был и герой нашего повествования.
Газали постоянно посещал занятия имама аль-Харамайн и благодаря своему природному дарованию и старанию, а более всего под воздействием воспитания совершенного учителя, стал обладателем необычайных познаний, выделился и прославился среди своих сотоварищей – с этих пор он получил возможность писать собственные произведения.
У мусульманских преподавателей имеется одно обыкновение, передаваемое в качестве наследства от предков потомкам, от старших младшим: учителя всей душой не любят, когда какой-либо их шакирд становится очень известным, но, когда подобное случается, они похваляются этим ненавистным учеником перед другими. Такое отношение, как ни странно, стало повсеместным и естественным. Вот и имам аль-Харамайн, хотя внешне выказывал большую радость подобному возвышению своего шакирда, в действительности же не был этим доволен.
Имам аль-Харамайн скончался в 478/1085 году, в то время Газали было 28 лет. Покинув Нишапур, он отправился к проживавшему в городе Сурре Мин Раʼа
[15] (‘Аскар) визирю Низам аль-Мулку, который принял его с почтением и уважением.Вокруг Низам аль-Мулка всегда собирались ученые и литераторы, которые вели научные беседы и занимались диспутами о проблемах науки, искусства и литературы. Присутствовал на этих собраниях и Газали. Он участвовал в дискуссиях и обсуждениях, показывая широту и основательность своих познаний, вескость доводов и превосходство аргументов. Визирь Низам аль-Мулк, узнав об учености новичка, пришел в изумление от его способностей, и слава Газали распространилась по всему свету.
Как следствие, Низам аль-Мулк дал возможность Газали вести занятия, включив его в число учителей основанного им в Багдаде знаменитого медресе Низамийа. В те дни среди мударрисов Низамийи встречались и ученики философа Абу аль-ʻАлаʼ аль-Маʻарри[16]. Они также удостаивались роскошных титулов «Худжжат аль-Ислам» и «Зайн ад-Дин».
Газали приступил к преподаванию в медресе Низамийа в джумада аль-авваля 484/1091 года и провел в нем беспрерывно четыре года своей жизни, достигнув колоссального уважения и признания. Люди дивились учености и красноречию Газали и не чаяли в нем души. По этой причине его слова имели вес, дела и поступки одобрялись, его имя постоянно упоминалось в качестве примера, а ради встречи с ним приезжали из далеких краев, испытывая тягости путешествия.
В зу аль-каʻда 488/1095 года (5)[17] Газали, разорвав все связи и оставив вместо себя преподавателем своего брата Ахмада аль-Газали, покинул Багдад и вышел в путь с намерением совершить хадж (6)[18]. Добравшись до Хиджаза, Газали выполнил священный обряд и на обратном пути в 489/1096 году давал уроки в Дамаске в завийе[19] (худжра и ханака[20]), расположенной на западной стороне Соборной мечети Омейядов (7)[21]. Затем он отправился в Иерусалим, где проводил время в поклонении. Сообщается, что он пробыл в Шаме[22] около десяти лет. Отсюда он переселился в Александрию и жил там некоторое время; получив приглашение от султана Йусуфа бин Ташфина[23], Газали погрузился на корабль, с тем чтобы отправиться в Магриб, однако, когда его настигло известие о смерти этого султана, он развернулся на половине пути и направился в свой родной город Тус (8)[24].
Там Газали некоторое время занимался преподаванием и написанием книг, а потом ему поручили (9)[25] должность преподавателя медресе Низамийа в Нишапуре; дав вынужденное согласие, он приступил к выполнению связанных с этим обязанностей. Наконец, покинув и этот город, он вновь вернулся в Тус, где после основания суфийской ханаки и медресе провел оставшуюся жизнь в наставлении и обучении, поминании Аллаха и размышлении.
[1] Лакаб – прозвище, добавочное имя, почетный титул, псевдоним и т.д.
[2] Кунья – текноним (практика именования родителей именами их детей) в арабских именах. К имени ребенка прибавляется приставка «абу» (отец) или «умм» (мать). Например, Абу Суфйан – Отец Суфйана.
[3] Нисба – часть мусульманского имени, обозначающая этническую, религиозную, политическую, социальную принадлежность человека, место рождения или проживания и т. д.
[4] Джурджан или Горган – город в Иране.
[5] (1) Вафиййат аль-а‘йан. Т. 1. С. 29. Хотя комментарии к «Шифа» и сообщают о том, что Газали имеет родственную связь с Газала бинт Ка‘б аль-Ахбар, но, скорее всего, это безосновательно. В книгах, посвященных разрядам (табакат) шафи‘итских ученых, в качестве дяди со стороны его отца или же дяди со стороны отца его матери упоминается некто по имени Абу Хамид Ахмад бин Мухаммад аль-Газали, однако нам приходит на ум, что в подтверждение словам «страсть к приумножению увлекает вас» (Коран, 102:1), этот вымышленный человек был явлен миру с целью увеличения сторонников [определенной] группы и секты. (Газала бинт Ка‘б аль-Ахбар – возможно, имеется в виду дочь знаменитого толкователя Корана Ка‘ба аль-Ахбар (ум. в сер. VII в.). Табакат (мн. ч. от табака – «разряд», «поколение») – особое направление биографического жанра в мусульманской историографии, в котором материал располагается хронологически: по поколениям или распределяется по городам и определенным территориям. – Прим. перев.)
[6] ʻАли Ридаʼ бин Муса (ум. в 203/818 г.) – потомок пророка Мухаммада, восьмой шиʻитский имам.
[7] ‘Абдаллах бин Харун аль-Маʼмун (170–218/786–833) – халиф из династии Аббасидов, правивший с 198/813 по 218/833 год, основал в Багдаде «Дом мудрости», симпатизировал му‘тазилитам, и при его правлении началась «михна».
[8] Машхад буквально переводится как место мученической кончины и погребения святого.
[9] (2) Табакат аш-шафи‘ийа аль. Т. 4. С. 102.
[10] Абу Хамид Ахмад бин Мухаммад ар-Разакани ат-Туси – правовед из Туса.
[11] (3) Разакан – одна из деревень [в окрестностях] Туса.
[12] (4) Табакат аш-шафи‘ийа аль-кубра. Т. 4. С. 103.
[13] Абу ‘Али Хасан бин ‘Али ат-Туси, более известный как Низам аль-Мулк (ум. в 485/1092 г.) – персидский ученый и государственный деятель сельджукской империи, основал в нескольких городах халифата крупные медресе под названием Низамийа.
[14] Абу аль-Ма‘али ‘Абд аль-Малик бин ‘Абдаллах аль-Джувайни (ум. в 478/1085 г.) – известный персидский мутакаллим и правовед шафи‘итского мазхаба.
[15] Аббасидское наименование Самарры, города в центральном Ираке, который был столицей халифата с 836 по 892 г.
[16] Абу аль-ʻАлаʼ аль-Маʻарри (ум. в 449/1057 г.) – знаменитый слепой арабский поэт и философ.
[17] (5) Вафиййат аль-а‘йан. Т. 1. С. 364.
[18] (6) Ибн аль-Асир говорит в «аль-Камил» (т. 11, с. 87): «Газали написал „Ихйаʼ“ в Шаме, и многие люди слушали ее у него, после совершения хаджа он прибыл в Багдад, а затем отправился в Хорасан». (‘Изз ад-Дин Аби аль-Хасан аль-Джазири (555–630/1160–1233), более известный как Ибн аль-Асир, – один из наиболее известный мусульманских историков и биографов, автор «аль-Камил фи ат-тарих» («Полный свод всеобщей истории»). «Ихйаʼ ‘улум ад-дин» («Возрождение религиозных наук») – магнум опус Газали, его самое крупное и известное произведение. – Прим. перев.)
[19] Завийа – суфийская обитель, место уединения мистиков.
[20] Худжра – небольшая комната в медресе. Ханака – суфийское общежитие.
[21] (7) Из-за того, что он проводил много времени в завийе шейха Насра аль-Макдиси в Соборной мечети Омейядов, она в связи с его именем получила известность как «Газалиййа». Табакат аш-шафи‘ийа аль-кубра. Т. 4. С. 104. (Абу аль-Фатх Наср бин Ибрахим аль-Макдиси (ум. в 490/1096 г.) – правовед шафи‘итского мазхаба и суфий. – Прим. перев.)
[22] Термин «Шам» обозначает не только территорию всей Сирии, но иногда и город Дамаск.
[23] Йусуф бин Ташфин – военачальник и правитель государства Альморавидов.
[24] (8) аль-Камил. Т. 11. С. 228.
[25] (9) Данное поручение исходило от Фахр аль-Мулка бин Низам аль-Мулка. Табакат аш-шафи‘ийа аль-кубра. Т. 4. С. 108. (Фахр аль-Мулк бин Низам аль-Мулк (ум. в 500/1106 г.) – старший сын Низам аль-Мулка. – Прим. перев.)
Информационное агенство IslamNews.Ru
Войти с помощью:
Ответить
Противоречивая, интересная фигура. Однозначно ничего невозможно сказать. То ли он был суфием, то ли на смертном одре отказался от своих взглядов-кялама. Ведь на данный момент я не слышал чтобы кто то ориентировался по его книгам. Имам ахли сунны валь джамаат Ахмад ибн Ханбал. Масштабы не те. В любом случае взгляды Газали требуют глубокого анализа в контексте таухида и сунны. Да простит Аллах его грехи!