Болезнь аятоллы Хаменеи обострила внутриполитическую борьбу в Иране

Махмуд Хашеми Шахруди
Наблюдатели считают аятоллу Махмуда Хашеми Шахруди одним из главных претендентов на место верховного руководителя Ирана, духовного лидера аятоллу Али Хаменеи, состояние которого серьезно ухудшилось в последнее время из-за болезни, пишет газета «Коммерсант».

Али Хаменеи занимает пост верховного руководителя на протяжении последних 25 лет. Сегодня "рахбар", прикованный к постели, находится в одной из иранских больниц, где недавно перенес серьезную операцию. Он попросил граждан молиться за него, а также "попытаться сохранить единство нации", намекнув на вероятность ожесточенной внутриполитической борьбы.

Его уже навестили все представители власти, в том числе экс-президент Махмуд Ахмадинежад, с которым у аятоллы в последние годы было довольно сложные отношения.

Обострение болезни аятоллы остро поставило вопрос о его приемнике, который должен определить дальнейший политический курс Ирана, ставший с приходом к власти  президента Хасана Роухани либеральным и прозападным.

Как пояснил изданию эксперт Центра Карнеги Алексей Малашенко, вопрос о новом "рахбаре" будет решаться между консервативным духовенством, либеральными силами и Корпусом стражей исламской революции (КСИР), на который аятолла Хаменеи имеет большое влияние.

"Даже если сменится "рахбар", в ближайшей перспективе политика Ирана останется прежней", – полагает Малашенко. По его словам, авторитет президента Роухани сейчас очень высок, как на родине, так и на Западе, и "иранский политический истеблишмент позитивно оценивает перемены, которые при нем начались, в том числе снятие Западом части санкций с Ирана".

Сегодня в духовные лидеры прочат 66-летнего зампредседателя Совета экспертов аятоллу Махмуда Хашеми Шахруди – консерватора, противника либерализации и сторонника развития ядерной программы. Кроме того, он считается фаворитом Али Хаменеи и, как ожидается, получит поддержку КСИР.

В числе других претендентов называются умеренный консерватор 80-летний Али Акбар Хашеми-Рафсанджани и аятолла Садек Лариджани, имеющий репутацию либерала. Тем не менее, наблюдатели оценивают их шансы на место "рахбара" как более скромные.

Однако как показывает иранская история, выбор будущего верховного руководителя страны может стать полной неожиданностью. Именно так произошло в 1989 году, когда скончался лидер Исламской революции аятолла Хомейни, и на его место был выдвинут Хаменеи, который не был заметной фигурой, однако оказался компромиссным кандидатом, устроившим все стороны. Не исключено, что и сейчас политические силы захотят вновь найти компромиссную кандидатуру.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Umar2014 17 Октября 2014г.
Ответить

Не дай Бог дед помрёт, такой фарш начнется.

Umar2014 17 Октября 2014г.
Ответить

Не дай Бог дед помрёт, такой фарш начнется.

Яндекс.Метрика